Журнальный зал

Русский
толстый журнал как эстетический феномен

Опубликовано в журнале: Знамя 2017, 8

Если у ребенка проблемы в школе…

ПРОЕКТ: ДИСЛЕКСИЯ

 

Об авторе | Т.В. Ахутина, профессор, доктор психологических наук, заведующая лабораторией нейропсихологии факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова.

 

 

Ребенок пошел в первый класс. Через месяц на первом родительском собрании вы с радостью услышали, что он (или она) хорошо подготовлен к школе. И вдруг через полгода или через год вас вызывают в школу, и учитель говорит, что у ребенка проблемы. Ваш сын (чаще это бывает с мальчиками) недостаточно внимателен/старателен и делает много ошибок на письме. Вы беседуете с сыном, начинаете выполнять с ним домашние задания (если раньше этого не делали), но ничего не помогает — ошибки остаются. Более того, вы замечаете, что ребенок не любит читать. А если вы просите его почитать вслух, делает ошибки. Вот тут нужно перестать обвинять себя, ребенка или учителя и пойти к специалисту, потому что причины таких трудностей разные и тут нужна профессиональная помощь.

Лучше всего обратиться к нейропсихологу. Он проведет обследование высших психических функций ребенка (функций произвольного внимания, слухового и зрительного восприятия и памяти, пространственных функций, моторики, утомляемости) и определит, отставание в развитии каких из них ведет к трудностям в школе. Это позволит наметить соответствующую и потому эффективную программу коррекции. При отсутствии нейропсихологов можно обратиться к логопедам, которые анализируют речь, в частности, звуковой анализ, чтение и письмо.

Наиболее вероятный диагноз: дислексия-дисграфия. Дислексия – это трудности овладения чтением, дисграфия — проблемы с письмом. Поскольку очень часто трудности чтения бывают вместе с проблемами письма, термином «дислексия» могут обозначаться и трудности овладения письмом. Общее название для дислексии, дисграфии и дискалькулии (проблемы со счетом) — трудности обучения. Трудности обучения (и дислексия в том числе) связаны с парциальным, то есть частичным, отклонением в развитии высших психических функций детей. Существуют разные формы дислексии/дисграфии, и для их преодоления необходима дифференцированная работа. Исследования тетрадей русских детей обнаруживают акустико-артикуляторную (фонологическую), зрительно-пространственную и регуляторную дисграфию. Анализ позволяет выявить у детей с регуляторной дисграфией специфические ошибки по «невнимательно­сти» (например, пропуски или повторы элементов букв и букв, строчная буква в начале предложения). У детей с акустико-артикуляторной дисграфией видны ошибки звукового анализа («побадались» вместо «попадались»). У детей со зрительно-пространственной дисграфией обнаруживаются трудности ориентировки на листе тетради, поддержания одинакового наклона и высоты букв, зеркальные ошибки, замены гласных, даже под ударением. Таким образом, анализ письма  позволяет не только нейропсихологам и логопедам, но и родителям и учителям предположить, отставание каких функций является причиной трудностей.

Как можно помочь детям с дислексией? Родители и педагоги могут использовать разработанные нейропсихологами пособия по коррекции определенных трудностей обучения. Так, в развитии произвольной регуляции при работе с дошкольниками может помочь пособие «Путешествие Бима и Бома в страну Математику» Т.В. Ахутиной, Н.Г. Манелис, Н.М. Пылаевой, при подготовке к школе и в первом классе — «Школа внимания» Н.М. Пылаевой, Т.В. Ахутиной, с учащимися 2–3-го класса — «Школа умножения» тех же авторов. О теории и практике помощи детям рассказывают книга Т.В. Ахутиной, Н.М. Пылаевой «Преодоление трудностей учения»: Нейропсихологический подход» (М., 2015), книга тех же авторов совместно с И.О. Камардиной «Нейропсихолог в школе» (М., 2013), а также книга под редакцией Ж.М. Глозман и А.Е. Соболевой «Комплексная коррекция трудностей обучения в школе» (М., 2014).

Родители часто спрашивают, как быстро можно скорректировать дислексию. На этот вопрос нельзя дать точный ответ, поскольку все зависит от интенсивности и регулярности занятий, а также возможностей ребенка. У одного ребенка так, у другого — иначе. Но обычно учебного года, то есть девяти месяцев, при хорошо организованном обучении достаточно. Однако существует опыт преодоления выраженной дислексии и дисграфии за 3–4 недели. С.В. Дорофе­ева, мама сына-дислексика, ученика 4-го класса, провела за три недели 252 занятия (каждый час по 5–10 минут) по специально разработанной ею программе, и они победили трудности чтения и письма. Ее статью, как и другие статьи и советы по диагностике и преодолению школьных трудностей, можно найти на сайте: http://дислексия.рф

 

Версия для печати