Журнальный зал

Русский
толстый журнал как эстетический феномен

Архив:

2017
1 2 3 4
5 6
2016
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2015
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2014
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2013
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2012
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2011
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2010
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2009
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2008
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2007
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2006
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2005
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2004
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2003
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2002
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2001
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2000
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
1999
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
1998
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
1997
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
1996
1 2 3
Анонс апрельского (№4) номера «Знамени»

Рассказывает Евгения Вежлян:

«Знамя» начинает публиковать роман Анатолия Курчаткина «Минус 273 градуса по Цельсию». Сюжет – вполне кафкианский: герой, молодой преподаватель философии, при достаточно странных обстоятельствах, получает записку, где говорится, что он «под подозрением» и должен «покаяться». Но в чем именно нужно каяться, ему никто не может объяснить…Как и в романе «Новая реальность» Константина Куприянова, опубликованном в №2 «Знамени», мир, изображенный писателем, очень напоминает окружающую нас социальную и политическую действительность. Похоже, зарождается новый тренд…

Эту линию продолжает Максим Осипов своим рассказом «Фантазия». Герой рассказа  - так совпало – тоже преподает, и вот посреди занятия его вызывают в коридор: «В отделе кадров просили Ваше личное дело». Зачем? Почему? «Вами интересуются». Герой – горячий оппозиционер, и к тому же – киносценарист. Его фантазия моментально разворачивает картину, в которой сбываются самые мрачные политические прогнозы. И читатель почему-то не удивлен.

Тема подозрения – но в легком, в стиле Тэффи, ключе – продолжается в рассказе Олега Корионова «Диссонанс», посвященном политической ошибке тенора, усомнившегося в патриотичности оперы «Набукко». И не зря усомнившегося.

Рассказы Льва Усыскина и Михаила Тяжева – удивительно дополняют друг друга. Читатель может почувствовать контрастность интонации. Очень питерский, городской, нервно-умный  Усыскин и тонко пишущий о жизни работяг, неожиданный Тяжев…

В поэтической рубрике «Знамени» - подборка «Продолжение жизни» Александра Кушнера, которая включает неожиданно резкие и даже  - острополитические стихи мастера. Продолжается рубрика трепетными и вместе с тем философски глубокими, «фаустианскими»,  текстами поэтессы Ирины Машинской.

Обращают на себя внимание также стихи менее известных, но не менее интересных авторов. Например, Петры Калугиной.  Они – легкие и ироничные. В каждом – история:

Прогуливая жизнь, как пару в институте,

Я оказалась в сумрачном кафе.

За столиками там, дымя, сидели люди.

Я тоже села, в куртке и шарфе

(Стянула только шапку и перчатки),

И кофе заказала, три в одном.

Звучало «Утоли мои печали»

И «Ах, какая женщина» потом.

И я курила, выпуская в воздух

Дым купленных поштучно сигарет.

Должно быть, это было в 90-х.

Да, так и есть: мобильника-то нет…

Также в номере:

 - Мемуарные очерки Елены Скульской. Она вспоминает, как автор «Мухтара», Израиль Моисеевич Меттер, рассказывал ей о страшных собраниях сталинского времени, на которых клеймили Зощенко, о том, как Натан Эдйдельман учил ее советоваться с Герценым ,но ни в коем случае не с Огаревым и о том, как понимал художественную правду режиссер Герман…

 - Письма Веры Буниной к Марии Цетлиной 1940-1945 годов, полные тревоги и заботы о близких и передающие атмосферу жизни семьи великого писателя в военные годы.

 - Статья Евгения Берковича «Опальный академик и его защитники», в которой автор объясняет, почему, несмотря на все гонения, произошло чудо -  академик Сахаров так и остался академиком.

 - Эссе лингвиста Марии Захаровой «Доброе время, дратути, себяшки и дательный самостоятельный» о том, почему появляются и исчезают интернет-мемы и как общение в сети меняет нашу речь.

В рубрике «Переучет» Константин Комаров обозревает толстожурнальные публикации, посвященные поэзии и делает это весьма нелицеприятно.

В рубрике «Наблюдатель» рецензируются книги:

Елена Долгопят. Родина (Елизавета Зенова);  Арсений Ли. Сад земных наслаждений (Юрий Казарин) ; Наринэ Абгарян. Зулали; Наринэ Абгарян. С неба упали три яблока (Лиана Алавердова); Роман Богословский. Трубач у врат зари (Алена Алексеева); Александр Невзоров. Искусство оскорблять (Полина Щекина); Евгений Вахтангов. В театральной критике. Сборник. Составление: Владислав Иванов  (Татьяна Морозова); Андрей Белый. Автобиографические своды: Материал к биографии. Ракурс к дневнику. Регистрационные записи. Дневники 1930-х годов. Составление: А. Лавров, Дж. Малмстад (Константин Плотников).