Журнальный зал

Русский
толстый журнал как эстетический феномен

Архив:

2018
1 2 3 4
5 6 7 8
9
2017
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2016
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2015
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2014
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2013
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2012
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2011
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2010
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2009
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2008
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2007
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2006
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2005
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2004
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2003
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2002
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2001
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2000
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
1999
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
1998
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
1997
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
1996
1 2 3
Читайте в НОЯБРЕ - Анонс журнала "Знамя" № 11, 2016

Елена ХОЛМОГОРОВА

Читайте в НОЯБРЕ:

 

            Традицией журнала «Знамя» стало посвящать ноябрьский номер определенной теме. На этот раз — «Однажды в детстве». Номер, как говорится в редакционном предисловии, «задуман и выстроен так: взрослым о детстве, своем и чужом. О том, из чего оно складывалось. Из каких открытий — и каких потерь».

            Открывают ноябрьское «Знамя» два стихотворения Ирины Евсы, объединенные названием «Фрагмент». В основе обоих — воспоминание о прошлом в его характерных деталях:

И сколько ни шарю по ящикам, — в толк

никак не возьму: где в пространстве окрестном

тех мраморных слоников списанный полк,

оплаканный медно-латунным оркестром?

 

            В повести Михаила Кураева «Операция “Бучков хвост”» воссоздается картина послевоенного Ленинграда, конкретнее — Васильевского острова — глазами мальчика-третьеклассника. В городе не заросли раны от бомбежек и артобстрелов, свежа память о голоде в блокадные месяцы и потому многое обретает символическое значение.

            В стихах постоянного автора, уже двадцать лет публикующегося на страницах «Знамени», поэта Александра Левина из подборки «Хомякадзе» в избытке детская игра  звуками русской речи, перерастающая о взрослое словотворчество:

Веселопедисты ехали гуськом,

впереди заглавный веселопедист,

а за ним другие маленькие два

весело педали свой волосипед.

            Лирическая героиня повести Екатерины Кюне «Здесь должна быть я» — девочка-подросток, растущая под присмотром двух разных и по-разному любимых бабушек. Одна живет на Севере, вторая — на Юге, у моря. Легко узнается время действия — 90-е годы минувшего века.

            Стихотворения Александра Радашкевича из цикла «Последняя дорога к маме» тоже посвящены детству:

Последняя дорога к маме

длиною в канувшую жизнь,

она без прежних остановок и без

свидания в конце…

            Вечер встречи выпускников одной из московских школ лег в основу сюжета рассказа Дениса Драгунского «Секрет». Собственно, предметов для разгадки секрета два: кто автор любовной записки к восьмикласснице и каково подлинное имя героя, раскрытое в эффектной концовке.

            Стихи Натальи Поляковой, представленные в подборке «Учись рубить», и нежны, и отважны:

Просыпаясь в тревоге, в предрассветную рань,

Перестань отчаиваться, отчаиваться перестань.

Любишь капусту квашеную – учись рубить.

Не услышала – переспрашивай. Любить? Любить.

            В центре рассказа Наталии Соколовской «День космонавтики» не столько праздник, сколько день памяти погибших покорителей космоса — Гагарина, Комарова и экипажа корабля «Союз-11». Трагедия «Союза-11» переживалась ленинградской школьницей, героиней рассказа, особенно остро. Ее школа носила имя К.Э.Циолковского, а любимой книгой той поры — «Звезда КЭЦ» Александра Беляева.

            Стихи Дмитрия Мухачёва «таблетки от тоски по детству» наполнены лучезарными, но и жестокими эпизодами:

Дедушка внука воспитывает новеньким костылём,

дни напролёт рассказывает о наглецах и ножах,

чтоб по весёлым районам всегда ходил королём,

глумиться умел как следует, дубинку в руках держать.                              

            Татьяна Риздвенко публикует цикл рассказов о детстве и отрочестве под названием «Двести сорок седьмой». 247-й — это номер автобуса, который подвозил к детской художественной школе, где училась  героиня новелл «Бойкот», «Халва» и «Стекло».

            В рассказе Владимира Чикунова «Ювенальная юстиция» очень точно воспроизводится психология шалуна, ожидающего от суровой матери возмездия за провинность.

            Рубрика «Непрошедшее» имеет подзаголовок: «Однажды в детстве». Эпизоды своего прошлого вспоминают Евгений Рейн, Сергей Бархин, Людмила Горелик, Олеся Николаева, Владимир Шаров, Марина Бородицкая, Алиса Ганиева.

            «Образ жизни». Здесь печатаются заметки Владимира Елистратова «Зато у всех было детство», Александры Ершанской «Керосинка, авоська и другие: Вещи моего детства» и Натальи Рубановой «Childhood в [doc]-ах: Эссе по-деццки».

            В «Studio» читатель найдет размышления поэта, педагога и публициста Евгения Бунимовича «И что вас ждет, мои ученики? Записки на полях школьных тетрадей».

            Под рубрикой «Советская цивилизация» печатается статья Елены Иваницкой «Один на один с государственной ложью: Несколько тезисов о нашем советском детстве».

            В разделе «Критика» − статья Кирилла Захарова «“Странные” детские книги: эксперименты для всех возрастов».

            В «Экспертизе» социологи Елена Колосова и Вера Чудинова задаются вопросом: «Появятся ли новые “золотые полки”? Родители о детской литературе».

            В «Переучете» обзор Юлии Подлубновой «Саквояж без правил» — «Взрослые о детях и детской литературе в «толстых» журналах и альманахах 2015—2016 гг.».

            Ноябрьский «Наблюдатель» целиком отдан проблемам детской литературы. Виктория Андриянова рецензирует книгу Эдуарда Веркина «Пролог»; впечатлениями о романе в рассказах Алексея Смирнова «Виолончель за бумажной стеной» делится с читателями Станислав Секретов; Дмитрий Емец с книгой «День карапузов», оформленной художником Викторией Тимофеевой, дал повод для размышлений для Юлии Ворониной; о книге Георгия Балла «Солнечные прятки» пишет Алексей Новиков. Под рубрикой «Обзор» Ольга Зибзеева окидывает взглядом серии издательства «Время» «Время — детство» и «Уроки истории». Другую серию — «Новые волшебные сказки» — обозревает Алена Алексеева. В разделе «Незабытые книги» с размышлениями о классиках А.Гайдаре и Л.Пантелееве выступает Ольга Бугославская. Под рубрикой «Проект» Ольга Румянцева рассказывает о проекте библиотекарей Петербурга «Бампер: детский книжный автобус». Елена Сафонова ведет речь о литературном марафоне «Книга объединяет поколения», проведенном в Рязани, под рубрикой «Конкурс».