Журнальный зал

Русский
толстый журнал как эстетический феномен

Опубликовано в журнале: Знамя 2012, 10

Коломенский альманах

Пятнадцатый выпуск

Словесный герб Коломны

Коломенский альманах (Литературный ежегодник). Пятнадцатый выпуск. — 2011.

 

“Назови мне такую обитель”, где бы сегодня не было регионального литературно-художественного периодического издания!

Поиск в Интернете показывает, что почти в каждом краевом и областном центре России выходит литературный альманах. В сети упоминаются альманахи Красноярска, Оренбурга, Алтая, Республики Коми, Саратова, Нижнего Новгорода, Санкт-Петербурга, Омска, Тюмени, Тольятти, Хабаровска, Северной Осетии-Алании, ежеквартальный литературно-художественный журнал Южнорусского союза писателей “Южное сияние” и многие другие. Какой вклад вносят они в огромную русскую литературу? Стремятся ли к “глобализации” литературного пространства, отстаивают ли право на существование “локальной” литературы? Посмотрим на примере литературного ежегодника “Коломенский альманах”, выходящего в самом крупном районном центре и одном из самых исторически интересных городов Московской области.

“Коломенский альманах” выходит уже 15 лет. Выпуск за 2011 год — юбилейный, пятнадцатый. О чем с заслуженной гордостью сообщает в своей колонке главный редактор альманаха Виктор Мельников. Торжественный характер выпуска подчеркивает и подборка отзывов об альманахе в разделе “Во славу Коломны, Москвы и России”. Она начата приветственным словом главы города Коломны В. Шувалова и продолжена поздравлениями первого секретаря Союза писателей России Г. Иванова, сопредседателя Союза писателей России В. Крупина, профессора РГГУ В. Листова, директора Коломенского краеведческого музея А. Арзуманова, директоров коломенских библиотек, авторов издания и многих других лиц, заинтересованных в существовании альманаха. Судя по солидному списку “коломенских меценатов”, таких людей в городе множество. Поддержку альманаху оказывает и глава городского округа Коломна В. Шувалов. А в общественном совете редакции состоят В. Ганичев, В. Крупин, С. Куняев, В. Личутин, Е. Юшин; народная артистка СССР Л. Хитяева, народный художник России С. Харламов. До недавнего времени общественный совет возглавлял писатель Леонид Бородин. К альманаху единодушно тепло относятся представители власти, бизнеса и культурной общественности. Видимо, для города “Коломенский альманах” — больше, чем литературное издание.

Юбилейный номер готовился, наверное, с особым тщанием и показывает все лучшее в потенциале издания.

Заслуживают уважения стройная и логичная рубрикация альманаха и оглавление в начале, знакомящее читателя с содержанием выпуска. Названия рубрик показывают, как широк круг интересов редакции. За материалами, посвященными юбилею издания, следуют “Проза”, “Поэзия”, “Была война”, литературоведческое “Восхождение к Достоевскому”, культурологическая “Музыка”, историко-публицистические рубрики “Писатель о писателе”, “Литературный календарь”, краеведческие “Коломенские тайны”, “Родимая сторона” и “Гражданин Коломны”. Последняя рубрика на сей раз полностью отведена ушедшему из жизни живописцу, народному художнику России Михаилу Абакумову. Иллюстрируют номер репродукции картин Михаила Абакумова и других коломенских художников. Тема номера — 300-летие со дня рождения Михаила Ломоносова — представлена его одой “Богиня, дщерь божеств, науки основавших” и объемной работой профессора Ивана Щеблыкина “Служение отчизне” (речь о конце жизни Ломоносова и скрытой травле великого ученого чинушами). Обращает на себя внимание грамотная подача материалов: каждый текст открывается биографической справкой о его авторе, а в тексте заметна бережная редакторская работа.

Казалось бы, внятная рубрикация, биографические сведения об авторах и редакторская “шлифовка” текста обязательны для уважающего себя альманаха. Но практика показывает, что при сегодняшнем обилии региональных литературных изданий далеко не все они соблюдают эти простые правила. Скажем, в альманахе “Литературная Рязань”, который два года как “восстановлен”, рубрики неоднородны, сочетают признак принадлежности авторов к разным писательским союзам, а биографические данные, даже о покойных, отсутствуют. Более того, при наличии редакционного совета из 13 человек (рязанские писатели, преподаватели университета, представители властных структур) и редактора от выпускающего издательства, правку текста “Литературная Рязань” не проводит.

“Литературная Рязань” упомянута здесь в связи с курьезным обстоятельством. Один и тот же рассказ Владимира Пронского “Вкус терентьевки” опубликован и в “Коломенском альманахе” 2011 года, и в “Литературной Рязани” за тот же год. Но в “Коломенском альманахе” из этого текста удалены заметные невооруженным глазом нелепости, в том числе и оборот “растрепав пухлые… губы”. Тогда как в рязанском издании они на месте. Думается, “региональность” литературного издания никоим образом не может быть его “непрофессиональностью”. “Коломенский альманах” убедительно доказывает это.

Впрочем, и с редактурой лирическая история “Вкус терентьевки” — о невозможности вернуться к юношеским чувствам и “исправить” жизнь — самый, пожалуй, проходной рассказ в прозаической рубрике “Коломенского альманаха”. Он перекликается с рассказом Александра Зайцева “После концерта”, но уступает ему. Самый сильный в прозе, безусловно, рассказ Артура Макарова “Придурки” — так называли в глухой деревне мать и сына из “бывших”, интеллигентных людей, сохранивших себя ценой многих жертв от влияния государства, которое в передаче Артура Макарова предстает разрушительным. “Я дивился величию ее натуры, стойкости духа и сохраненной до предела цельности”, — говорит герой-рассказчик о главной героине, Анастасии Арсеньевне. По-хорошему радует, что авторы “Коломенского альманаха” работают не только в жанре реализма, современная проза в издании представлена многими “гранями”. Рассказ Сергея Калабухина “И попустил Господь…” — мрачно-фантастический, но в справке об авторе сказано, что пишет он и фантастику, и реалистическую прозу, и публицистику. Впрочем, идея рассказа — о непрерывном присутствии в мире зла, выраженного через образ бессмертного оборотня-ведьмака, — вполне публицистична. Как и основной смысл философской сказки Сергея Малицкого (автора книг в жанре фэнтези) “Три сестры”:

“— Дед, — прошептала Варвара. — Разве люди — горох?

— А разве нет? — таким же шепотом ответил дед и смахнул стакан с горохом на пол”.

В 15-м “Коломенском альманахе” — два крупных поэтических блока. Один — подборка стихов современных городских авторов “Из коломенской тетради”. Другой — “Стихи, пришедшие с войны”: фронтовая поэзия знаменитых авторов, погибших в Великой Отечественной либо благополучно вернувшихся: Арсения Тарковского, Александра Твардовского, Николая Рыленкова, Алексея Недогонова, Константина Симонова, Бориса Слуцкого, Михаила Кульчицкого, Давида Самойлова, Семена Гудзенко и других. Но сочетание двух обширных стихотворных подборок, увы, не в пользу творчества некоторых коломчан, создающих “традиционные” стихи. Подборка фронтовой лирики, посвященная скорбной годовщине начала Великой Отечественной войны, — уже безусловное культурное явление. Впрочем, в стихотворной “Коломенской тетради” отметились не только местные авторы, но и Анна Ахматова (стихотворение “Под Коломной”), и Лев Болдов (Москва), и Екатерина Канайкина (Саранск).

Бесспорно сильные стороны “Коломенского альманаха” — литературоведение, публицистика и краеведение.

Едва ли не половину альманаха занимают статьи по истории литературы и исторические очерки — как о “коломенских тайнах”, о Бобреневом монастыре, так и выходящие за пределы Коломны. Скажем, очерк Н. Ватника “Геральдическая сенсация” о возникновении коломенского герба — колонны меж двух звезд о шести лучах — оказывается описанием российской геральдики и формирования гербов в целом. Все специализированные материалы интересны и познавательны. В очерке вице-президента Российского общества Достоевского В. Викторовича “Достоевский. Годы ученичества” читаем о детстве и отрочестве, когда проходило становление писателя. Т. Кондратова в одноименном материале рассматривает коломенскую ветвь рода Достоевского — правнучка любимой сестры Достоевского Веры жила в этом городе, работала на тепловозостроительном заводе, призналась о своих корнях и передала семейный альбом Музею Достоевского в Москве перед смертью.

Двухсотлетию со дня рождения В.Г. Белинского посвящен материал филолога Г. Горланова “Литературе российской моя жизнь…”. Любопытное, однако спорное “шестисловие” литературоведа Андрея Грунтовского “Слово о Рубцове” содержит свод доказательств того, что Николай Рубцов был своего рода “поэтическим богословом”, поэтизирующим высшие ценности православия. Но в тексте заметен подбор соответствующих стихов Рубцова, опущены его “хулиганские” автобиографические строки, да и толкование некоторых цитат неоднозначное:

 

Красным, белым и зеленым
Нагоняем сладкий бред…
Взгляд блуждает по иконам…
Неужели Бога нет?..

 

…Мысль о том, что Бога нет, названа “сладким бредом”. Куда уж определеннее!” — пишет Грунтовский. Цитата неточно приведена: у Грунтовского вместо “нагоняем” стоит “заливаем”. Нюанс, но характерный: в авторском прочтении жизнь нагоняет бред, а в Бога человек уж и не знает, верить ли… Создается впечатление подтверждения концепции стихами Рубцова, а не наоборот.

Но в целом “Коломенский альманах” — приятное и познавательное чтение. Ответ на наш основной вопрос однозначен. Альманах “транслирует” местную литературу в текущий российский литпроцесс, а коломенских читателей знакомит с мировой культурой, а не замыкается в узких ментально-географических рамках. Достойный пример качественного регионального альманаха.

 

Елена Сафронова

 

Версия для печати