Журнальный зал

Русский
толстый журнал как эстетический феномен

Опубликовано в журнале: Знамя 2010, 7

У книжной полки: журнал для библиотек

(Москва)

Только для книголюбов

У книжной полки: журнал для библиотек (Москва)

Пожалуй, термин “книголюбы” всегда отличался достаточной широтой толкования. Всегда было понятно, что книголюбы (в отличие от коллекционеров) ценят в книге скорее содержание, нежели его воплощение в определенной материальной форме, то есть для истинного книголюба чтение изначально было важнее, чем обладание. И еще для книголюбов важна возможность ориентироваться в огромном массиве новинок литературы.

Сегодня проблема поиска информации о новых книгах, пожалуй, не так актуальна, как проблема выбора из огромного потока книг, которые интересуют конкретного читателя. Роль навигатора в этом книжном море вполне может выполнить журнал “У книжной полки”, издающийся под девизом “Всем, кто любит книгу, — о том, что стоит сегодня читать”. Журнал имеет подзаголовок: “Журнал для библиотек”. Конечно, именно библиотекарь и есть истинный книголюб, но все же читательское назначение журнала гораздо шире.

Издается журнал с 2004 года при поддержке Некоммерческого фонда “Пушкинская библиотека” и Министерства культуры Российской Федерации, распространяется по областным, центральным и районным библиотекам, так что доступен практически любому читателю, у которого возникает в нем необходимость. Главный редактор журнала — М. Веденяпина.

“У книжной полки” — журнал не столько о конкретных книгах, сколько о литературе вообще, попытка рассказать не только о новой книжной продукции, но и об авторах книг, о знаменательных датах и интересных людях, о литературных премиях и проектах, о библиотеках и издательствах. Редколлегии важно дать своим читателям некие ориентиры, рассказать о том, что может заинтересовать читающего человека. Не ставя своей целью охватить все современные литературные течения и группировки, или определить приоритеты чтения, коллектив редколлегии считает своей главной задачей расширение читательского кругозора.

Материал в журнале очень обоснованно структурирован по рубрикам. Каждый номер открывается актуальным интервью с одним из российских писателей. Эта рубрика как бы задает общий тон разговору о книгах. О своем понимании роли писателя в современном мире рассказывают как лауреаты литературных премий последних лет — Алексей Варламов, Илья Бояшов, Захар Прилепин, Рустам Рахматуллин, так и молодые авторы, только входящие в литературу. Практически в каждом интервью писатель обязательно отвечает на вопрос о своем круге чтения, называет авторов, которые ему близки и интересны.

Книги, конечно, пишут писатели, но немаловажную роль в том, чтобы написанная книга дошла до читателя, принадлежит посреднику — издательству. Издательства — полноправные участники литературного процесса, поэтому рассказ о них в рубрике “Представляем издательства” более чем уместен сразу после интервью с писателем. И это тоже ориентир. Большая часть издательств специализируется на выпуске литературы определенной тематики и жанра. Причем иногда эта специализация настолько очевидна, что в некоторых крупных книжных магазинах книги расставляются не в алфавите авторов, а по издательствам. Название издательства становится сигналом для читателя — смотри здесь. О работе издательств, как правило, рассказывают их руководители. В этой рубрике читателю предлагается не только рассказ об издательской политике таких крупных издательств, как “ОГИ”, “Эксмо”, “РИПОЛ классик”, но и о книжных новинках, вышедших под маркой этих издательств, которые в последнее время все чаще образуют книжные серии.

Пожалуй, именно группировка книг по сериям стала основополагающей приметой современного книгоиздательства. Серийные издания, выходящие в однотипном оформлении и объединенные общностью замысла, тематики, целевым или читательским назначением, помогают современному читателю, облегчая поиск книг определенного жанра или направления. Книжные серии, как и люди, проживают долгую или короткую жизнь. Из долгожителей достаточно вспомнить пережившие смену лет и эпох “Жизнь замечательных людей”, “Библиотека поэта”, “Литературные памятники”. Но буквально каждый месяц появляются новые, ориентироваться в которых помогает раздел “Серия”, из которого читатель узнает о существующих книжных сериях и получает подробный обзор новинок, выходящих в них.

Рубрика “Бестселлер” — это короткие, не больше страницы, рецензии на книги, которые журнал рекомендует к прочтению. Здесь можно найти художественную и научно-популярную литературу, публицистику и мемуары — все то, что считается актуальным в наше время. Книги на любой вкус: исследование Л. Сараскиной о Солженицыне соседствует с экономическим бестселлером П. Теплухина, а книга британца Дж. Кларксона об автомобилях — с детективом Ж.-К. Гранже. Рецензии носят чисто информативный характер.

В журнале есть и рассказы о замечательных людях, оставивших свой след в истории и литературе. В рубрике “Любимый поэт” можно прочитать об Анне Ахматовой и Алексее Дидурове, Вере Полозковой и Марии Петровых. А в рубрике “Имена” анонсируются книги о деятелях культуры, науки, искусства: Джоне Ленноне и Дмитрии Шостаковиче, Сергее Рахманинове и Вадиме Шефнере...

Редколлегия журнала старается использовать любой повод, чтобы рассказать о хорошей книге. Например, в связи с юбилейными датами известных писателей в рубрике “Событие” можно прочитать о книгах Пушкина, Гоголя, Бориса Васильева, Юрия Бондарева, Людмилы Петрушевской, Валентина Пикуля. Здесь же — обзор литературы о писателе.

События литературной и книжной жизни отражены и в рубрике “Премии (хроника)”. Современный литературный процесс настолько сложен и неоднозначен, что неискушенному читателю не обойтись без проводника. Разнообразные литературные премии — тоже определенные указатели в поиске интересной книги. Здесь читателю предлагается обзор событий, связанных с вручением российских и зарубежных премий, имена лауреатов и названия книг.

Событием для журнала становятся и разнообразные официальные программы, объявленные Правительством России, которые тоже становятся поводом для того, чтобы рассказать о книге. Год Индии в России — и журнал представляет книгу новых переводов Киплинга и новое издание “Мифов Древней Индии”. Год молодежи — появляется возможность рассказать о жанре фантастики и поразмышлять, почему этот жанр так популярен среди современной молодежи. Год семьи — и журнал публикует информацию о “Детском проекте Людмилы Улицкой”, направленном на воспитание толерантности и терпимости к людям другой национальности с помощью специальной серии книг для детей. Кстати, проектам в области литературы и книгоиздания в журнале посвящена отдельная рубрика, рассказывающая о наиболее значимых событиях: книжных фестивалях и акциях, литературных конкурсах и библиотечных программах.

Самый большой раздел — “Тематические рубрики”, в котором обозреваемые книги сгруппированы по тематическому и жанровому признаку: энциклопедии, художественная литература, мемуары, история, культура, литературоведение. В отличие от аналогичной рубрики “Книжного обозрения”, носящей информационный характер, эта журнальная рубрика имеет рекомендательный характер, и хотя отличается меньшим количеством рекомендуемых книг, зато каждая книга сопровождается подробной аннотацией.

Особое внимание в журнале уделяется жанру путевых очерков и заметок, ставшему особенно популярным в последнее время. Рубрика так и называется — “Литературное путешествие”. Это рассказ не о классических путеводителях и справочниках, а обзор книг, авторами которых являются неравнодушные люди, писатели, побывавшие в других странах и рассказавшие о них со своей точки зрения, более субъективно, но и более интересно. Читатель узнает здесь о книгах Глеба Шульпякова и Кристиана Крахта, Ганса Кристиана Андерсена и Всеволода Овчинникова, Мориса Дрюона и Питера Акройда.

Журнал достаточно мобилен и не боится перемен, в его структуре не только предусмотрены постоянные рубрики, но и заложена возможность появления новых, в зависимости от происходящих событий и тематической направленности каждого выпуска.

Таким образом получается, что журнал становится ежеквартальным справочником, путеводителем по именам, датам и событиям современного книжного мира. И если взять подшивку журнала “У книжной полки” за все годы существования, то можно проследить историю развития книгоиздательства в России за последние пять лет. Журнал предоставляет настолько разнообразную, и вместе с тем четко структурированную информацию о современной литературе, что остается только порадоваться, что у российских книголюбов есть такой навигатор в книжном мире.

Галина Ермошина

 

Версия для печати