Журнальный зал

Русский
толстый журнал как эстетический феномен

Опубликовано в журнале: Знамя 2007, 12

Мария Галина

Топография слова. Новая литературная карта России

8 сентября на Московской международной книжной ярмарке прошла презентация новой общественной организации — Некоммерческого партнерства “Русская литература”.

Партнерство направлено на поощрение книгоиздания, создание системы грантов для молодых авторов, пропаганду их творчества, а также — организацию литературной учебы.

Цитата: “В проектах Партнерства намерены соединить усилия две наиболее заметные организации, занятые сегодня в России поиском талантливых авторов по всей стране (и по всему миру) и вовлечением их в общенациональный культурный процесс, — Премия “Дебют” и Фонд социально-экономических и интеллектуальных программ (проводящий ежегодные Форумы молодых писателей), — традиционно рассматривавшиеся литературным сообществом (и, по-видимому, рассматривавшие друг друга) как конкуренты: считается, что Форумы молодых писателей ориентированы на более традиционные, а Премия “Дебют” — на более модернистские стратегии письма… Другие участники партнерства — Фонд “Пушкинская библиотека” и “Гильдия книжников”, отвечающие за встречное движение книг и информационных технологий из столиц во все уголки России”. (Дмитрий Беляков, из пресс-релиза1 ).

Первым проектом Партнерства стал интернет-портал Новая литературная карта России (руководитель Дмитрий Беляков, куратор — Виталий Пуханов, главный редактор — Дмитрий Кузьмин).

Цитата: Новая литературная карта России состоит из трех частей, многообразно связанных между собой:

∙ собственно Литературная карта России http://www.litkarta.ru/russia/— постоянно пополняемое хранилище информации по русской литературной регионалистике;

∙ раздел наиболее значительных общенациональных и межрегиональных литературных проектов http://www.litkarta.ru/projects/ (периодических изданий, книжных серий, фестивалей, конкурсов и т.п.);

∙ виртуальная литературная студия http://www.litkarta.ru/studio/

Основа сайта — региональные разделы, посвященные как российским городам, так и тем странам мира, где так или иначе представлена русская литературная жизнь. Каждый региональный раздел в полном объеме включает в себя четыре рубрики:

∙ ЗДЕСЬ ПИШУТ — презентационные страницы работающих в данном регионе литераторов разных поколений;

∙ ЗДЕСЬ ВЫСТУПАЮТ — расписание проходящих в регионе литературных мероприятий и отчет об уже состоявшихся акциях, включая аудио/видео;

∙ ЗДЕСЬ РАБОТАЮТ — презентационные страницы региональных издательств, библиотек, клубов, литературных журналов, литературных сайтов;

∙ ЗДЕСЬ В СТИХАХ И ПРОЗЕ — библиотечка текстов, написанных современными авторами и писателями прошлого об этом крае (полностью или во фрагментах). (http://www.litkarta.ru/about/)

Общая задача проекта, по словам организаторов, — восстановление целостности российского литературного пространства. Вернее будет, — пространства-времени. Отсюда, во-первых, пристальное внимание авторов проекта ко всем мало-мальски значимым региональным культурным центрам, местным периодическим изданиям, литобъединениям, фестивалям и т.п., приглашение региональных кураторов из числа местных активистов (например, из Калининграда и Нижнего Новгорода, где сейчас литературная жизнь протекает достаточно интенсивно). Во-вторых — и это одна из амбициозных задач карты, — налаживание мостов между литературными поколениями; и пристальное внимание к молодым авторам, занимающим на сайте полноправное место рядом со своими старшими коллегами. Ведь не секрет, что разрыв между литературными поколениями всегда драматичен, но сейчас он пришелся еще и на слом эпох.

Именно в последнем пункте деятельность проекта, если верить пресс-релизу, будет носить не только информационный, но рекомендательный характер… С этой целью, видимо, и организуется виртуальная литстудия, набор в которую начался уже в октябре.

Цитата: “Идея виртуальной литературной студии выкристаллизовалась из многолетнего опыта работы литературных семинаров премии “Дебют” и с учетом опыта виртуального Литературного объединения имени Стерна под руководством Александра Житинского — первой учебной институции в русском литературном Интернете. К участию в студии приглашаются молодые авторы, еще не включенные в контекст профессиональной литературы, но вызывающие интерес у экспертов, — как из числа соискателей премии “Дебют”, так и по прямым заявкам в Интернете”… (http://www.litkarta.ru/studio/)

Насколько плодотворна сама по себе идея литературного ликбеза, не знаю. По моему глубокому убеждению, задача разнообразных конкурсов и студий для молодых — выявлять таланты и помогать им войти в литературу, а не навязывать некие рекомендации; таланты, в отличие от конформистов, обычно на рекомендации старших не смотрят. Тем не менее у организаторов действительно есть опыт успешной работы с молодыми — ту же премию “Дебют” пока что нельзя упрекнуть ни в идеологизированности, ни в предвзятости. И, если отбросить мои чисто советские страхи по поводу того, что кто-то собирается кому-то что-то настоятельно рекомендовать, то, по-моему, ранние публикации и нормальное, полноправное участие в литпроцессе молодым только на пользу. Трудно сказать, сколько литературных судеб не состоялось только оттого, что люди, не имея возможности быть услышанными, “перегорели”. А литература на самом деле делается, да и читается — молодыми. Просто мы часто об этом забываем.

Цитата: “Определение “новая” включено в название проекта не случайно: наша цель — будущее русской литературы. Отсюда и внимание к авторам младшего поколения (в частности, к лауреатам премии “Дебют”), занимающим на сайте полноправное место рядом со своими старшими коллегами, и студийный подпроект <…> ростки будущего, пробивающиеся тут и там среди многоцветья настоящего, — вот то, на чем кураторы сайта в меру своего разумения будут делать акцент”. (http://www.litkarta.ru/about/)

Поэтому появление среди персоналий лиц, только-только выпустивших свою первую книгу (или еще не выпустивших оной), не должно удивлять — особенно сейчас, когда для того, чтобы заявить о себе, достаточно странички в Живом Журнале.

“Литературных ресурсов, — сказал, открывая презентацию, Дмитрий Беляков,в русском Интернете много, в том числе и с вполне качественным наполнением, но почти все они тяготеют по жанру к библиотеке, то есть достаточно статичны, укоренены в 1990-х годах по своей технологии и идеологии”.

Я могу назвать по крайней мере два действующих и эффективных ресурса, информативно отражающих состояния современной литературы, — это проект “Журнальный Зал” (http://magazines.russ.ru/), оперативно информирующий читателя о журнальной литературной периодике, и проект “Вавилон. Современная русская литература” (http://www.vavilon.ru/) — внушительный каталог авторов и библиотека современной литературы2 . Оба этих проекта, порой не совпадая идеологически, порой жестко конфликтуя (хотя часто и пересекаясь, хотя бы по кругу представленных авторов), делают одно общее дело — создают плотную картину современной литературы. Новый проект, кажется, поставил перед собой масштабную задачу объединить оба, отобразить ВСЕ стороны литературной жизни России и Русского зарубежья (от персоналий и литературной карты стран и регионов до новостных рубрик, фоторепортажей, виртуальной литературной студии и проч.).

С одной стороны, такое единение самых разных сил, сплотившихся вокруг проекта, способно вызвать умиление в том смысле, что вот, все устаканивается, непримиримые противоречия сглаживаются, литература наконец-то заняла подобающее ей место в информационном пространстве. С другой — опять же по старой памяти — я настороженно отношусь к образованию чего-то единого — будь то информационное поле, Союз писателей СССР или однопартийная система. Впрочем, как я уже говорила, у истоков проекта стоят люди творческие и увлеченные.

В итоге предполагается получить подробный интернет-путеводитель по отечественной литературе как минимум за десятилетний период (в разделе “Досье” есть и ныне здравствующие, и безвременно ушедшие литераторы, например, Нина Искренко и Дмитрий Авалиани). Для чего — вернее, кому — такой проект нужен при условии, что он останется чисто информационным, внеидеологическим? Библиотекарям. Библиографам. Критикам. Литературоведам. Журналистам. Обозревателям. Самим авторам. Но при условии, что он будет целостным. Подробным и объективным.

Тут также могут возникнуть вопросы. Понятно, что саморегистрация в таких условиях невозможна — от графоманов отбоя не будет. Понятно, что место на карте должны определять эксперты. Но насколько свободен проект от вкусовщины? Скажем, чем объяснить присутствие на литературной карте одних персон и отсутствие других? Не будет ли наблюдаться крена на авангардный либо консервативный борт? (Авангардный мне симпатичнее, но с консервативным как-то всегда понятнее, кто чего стоит). Автоматически ли заслуживает помещения на Литературную карту любой действующий член любого из многочисленных союзов писателей? Крупные литературные премии, скажем, служат неким сертификатом профпригодности. Но, во-первых, и тут бывают проколы и неувязки, во-вторых, на всех премий не хватит. А вот является ли количество изданных книг критерием при помещении на карту? Не надо объяснять, что нет, но что тогда является? Теоретически — масштаб дарования, но еще и некое место в сложной системе литературных взаимоотношений и взаимовлияний, некий “рейтинг”. Но кто будет определять этот масштаб и этот рейтинг? Скажем, я? Но насколько эта “я” беспристрастна (а я, конечно, пристрастна, как любой живой человек)? Не остается ничего, кроме как положиться на мнение кураторов, экспертов и консультантов… Вроде бы, каждый из нас неуловимо осознает масштаб и абсолютную величину литературных фигур, их вклад в литературный процесс и так далее, хотя далеко не всегда может сформулировать это свое знание. Но в разных литературных лагерях свой масштаб и свои литературные фигуры…

Уязвимая точка здесь — именно претензия карты на всеохватность; в противном случае отсутствие тех или иных персон можно было бы списать на чисто вкусовые пристрастия составителя, здесь же подобная отговорка не работает. Впрочем, обида и недоумение если и будут (а они будут безусловно), то, скорее, в среде авторов и литературных персоналий, которые на Карте пока не отражены, нежели в среде сторонних наблюдателей.

Пока, с моей точки зрения, составителей упрекнуть не в чем — журналы, лица, проекты здесь представлены полно и подробно, новости оперативны и беспристрастны. Так, находящиеся в открытой литературной полемике “Арион” и “Воздух” присутствуют здесь наряду с “Литературной газетой”, до полемики с которой ни один из этих журналов даже не снисходит. Действительно, ведь не станет же картограф убирать с карты, скажем, Маточкин Шар только потому, что ему не нравится это название… Или вычеркивать страну только потому, что ему, картографу, несимпатичен тамошний режим. Впрочем, некоторые области, наверное, так и останутся пробелами с незримой пометкой “Здесь могут водиться тигры”.

Проект находится в стадии разработки и открыт для уточнений и дополнений, так что количество персоналий будет увеличиваться, а фактография — разрастаться.

Итак, мы получили проект, по масштабу — во всяком случае, по первым прикидкам, — не имеющий равных в истории отечественной интернет-культуры. Уже хотя бы потому, что он соединил несоединимое — скажем, интернет-ресурс “Вавилон” и “Гильдию книжников”. Лично я по старой памяти принадлежу к людям, склонным (возможно, излишне) доверять скорее неформальной контркультуре и интеллектуальным одиночкам, потому наличие в проекте таких фигур, как Дмитрий Кузьмин, Игорь Лощилов, Павел Настин, Евгений Прощин, свидетельствует для меня о том, что дело хорошее и правильное. Что скрывать — я сама являюсь консультантом этого проекта.

Мария Галина

 

1 http://www.ideologiya.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=7787.

2 В этом году проекту “Вавилон” исполняется десять лет! “Вавилон” сегодня — это прежде всего авторские страницы 180 поэтов и прозаиков и галерея “Лица русской литературы”, включающая 2108 изображений 682 литераторов.

Версия для печати