Журнальный зал

Русский
толстый журнал как эстетический феномен

Архив:

2018
51
2017
49 50
2016
47 48
2015
45 46
2014
43 44
2013
41 42
2012
39 40
2011
37
2010
35
2009
33 34
2008
31 32
2007
29
2006
27
2005
25 26
2004
23 24
2003
21
2002
19
2001
17
2000
15
1999
13
Анонс журнала "Зеркало" № 50
 
В открывающем номер разделе «Стихи» журнал продолжает свой поиск нового поэтического слова в современной поэзии – со своими стихами здесь представлены Нене Гиоргадзе (в переводе с грузинского  Андрея Сен-Сенькова), Кирилл КорчагинСергей СдобновСергей Соловьев,
 
«В полях неспокойно
По краю идет кулик
Горностай завывает и светится синим огнем
Дрожание почвы создает небольшие правильные круги
Горизонты важны или совсем неважны
Как земля зарычит как сглотнет работоспособного старика
Молитва вернет совершенно нежизнеспособного
Безвольного старика
Под симметрией я понимаю раздор
…»
 
Под рубрикой «Антология израильской поэзии» публикуются два стихотворения Амира Акивы Сегала в переводе с иврита Лены Байбиковой.
 
В разделе «Новая проза» читателя ожидает встреча с молодым писателем Ильей Данишевским, автором романа «Причалы и отмели» (отрывок из которого публиковался в «Зеркале» № 48). Предлагаемый в этом номере текст под названием «Библиотека ангелов.docx»также является фрагментом романа, однако текст этот представляет развернутое и вполне законченное повествование — своеобразный, сугубо женский, вариант «сюжета инициации».
 
Что разделяет любовную страсть и похоть? Где граница между обладанием женщиной и насилием над женщиной? Соитие – это момент полного соединения мужчины и женщины или это точка, в которой начинается момент их окончательного разрыва? Эти и другие вопросы из сложнейшего клубка тем, над которыми бьется не одно поколение писателей, — в художественном (а местами и документальном) исследовании Любы Макаревской «Хор».
 
«Батальон» Валерия Айзенберга — рассказ о глубинных связях жизни и искусства, в данном случае — творческого процесса художника-авангардиста и действительности, явленной перед ним управлением российской дорожной полиции. При том, что постоянного своего читателя Айзенберг уже приучил не слишком верить «автору» («…совершенная ложь – это и есть сама правда. Это также был один из принципов его работы в искусстве»), при том, что в рассказе присутствуют, естественно, айзенберговская ирония и лукавая игра с читателем, предложенный в самом начале тезис о неразрывности связей искусства и жизни разрабатывается здесь вполне серьезно.
 
Подборку из рассказов Веры Гуткиной «Две Веры», несмотря на то, что рассказы эти, на первый взгляд, «сугубо бытовые», следовало бы назвать прозой абсурдистской, ибо что на самом деле бывает порой более абсурдным, чем наша повседневность. Но здесь необходима существенная оговорка: в отличие от новейших канонов абсурдистской прозы, проза Гуткиной – оптимистическая, автор уверен, что в нашей жизни «всегда есть место чуду, иначе нельзя было бы на свете и дня прожить».
 
Журнал продолжает публикацию мемуаров Валентина Хромова «Вулкан Парнас. Самография» (раздел «Современные записки») — на этот раз речь идет о Юрии Галанском, о «Мансарде» («компании прожженных эрудитов, таких как Шатров и Чертков, которые еще на грани 40-х и 50-х выдавали антитиранические поэзы. Они опережали время лет на 30, если не больше»), о Леониде Черткове, о Владимире Маяковском в неканонических воспоминаниях Льва Никулина, о своеобразии культурной тмосферы Москвы 50-х годов.
 
В «Архиве» статья Eвгения Штейнера «От импрессионизма к мультипликации, или Пространственно-временной континуум средствами живописи», представляя которую автор сообщает, что «статья была написана около тридцати лет назад, в период моего увлечения анимацией (или как тогда говорили — мультипликацией) как средством, могущим придать динамику, т.е. движение и время живописи».
 
В разделе «Звенья» новые воспоминания Эллы Ганкиной «Гвардия Лебедева», уже в самой стилистике которых достоинство представителя традиционной русской культуры. Автору воспоминаний посчастливилось встретиться в 1945 году и записать рассказы о себе и своем творчестве легендарных ныне мастеров русской  книжной графики Валентина Курдова, Владимира Конашевича, Евгения Чарушина, Владимира Лебедева и других; тех, кто сохранял живую жизнь русского изобразительного искусства, несмотря на все изгибы «генеральной линии партии»  в XX веке.
 
В этом же разделе журнал начинает публикацию развернутой статьи Димитрия Сегала «Андрей Белый в контексте двадцатых годов XX века». Фигура Андрея Белого возникает здесь в контексте философской проблематики XIX и XX веков и попыток художников и мыслителей (Гёте, Новалиса, Йейтса, Рудольфа Штейнера и многих других) ответить на вызовы времени.
 
Раздел «Акцент» — в относительно небольшой, но емкой статье «Мир как школа» Дмитрий Сливняк представляет содержание книги, ставшей для европейских интеллектуалов событием прошлого года: Fred Ratenbacher «Vom Arbeiter zum Schüler. Skizze einer Ideologie für die postkapitalistische Zukunft». В своей книге Ратенбахер анализирует современной западное общество с помощью предлагаемой им формулы «общества, структурированного, как школа». В частности, речь идет о понятиях «труд», «занятость» и — «досуг», игра» в жизни современного человека. Автор напоминает, что «в древнегреческом слово «школа» происходит от слова «досуг» (а в латыни от слова «игра»). Учатся и животные, но человек есть существо, обучающееся par excellence – обучение такая же видовая характеристика, как самоуничтожающийся труд».
 
«Памяти великого человека» — так назвала редакция свое прощальное слово Вячеславу Всеволодовичу Иванову (некролог написал Димитрий Сегал).