Журнальный зал

Русский
толстый журнал как эстетический феномен

Опубликовано в журнале: Вопросы литературы 2014, 4

Псевдонимные юморески и фельетоны Сергея Довлатова: к вопросу атрибуции

 

 

 

Сотрудничество Сергея Довлатова в журналах «Крокодил» и «Аврора», в таллинских газетах советского периода, его фельетоны и юморески, опубликованные в них, почти не удостоились внимания специалистов. Вероятно, это связано с тем, что сам Довлатов считал данные тексты несовершенными и в завещании запретил переиздавать все, что было написано и опубликовано им в СССР до эмиграции. Тем не менее обратиться к ранним фельетонам и юморескам теперь уже известного и признанного писателя у филолога есть веские причины. Во-первых, несмотря на незначительность многих тем, затронутых в сатирико-юмористических публикациях советского времени, многие миниатюры Довлатова-журналиста претендуют на совершенство формы (краткость, диалогичность, пуантированность). Во-вторых, опыт создания примерно полусотни юморесок и фельетонов не прошел даром: автор научился находить комическое и абсурдное в самых обычных житейских мелочах, а главная примета ранних журнально-газетных комических произведений Довлатова - концовка, содержащая остроумное выражение или неожиданный вывод (пуант), - стала одной из основных особенностей поэтики его художественного творчества. Первая книга Довлатова «Соло на ундервуде», вышедшая в 1980 году в США представляет собой сборник литературных анекдотов, построенных на действии закона пуанта или заканчивающихся ироническим афоризмом. А последняя повесть писателя «Филиал» состоит из более трехсот фрагментов, отделенных друг от друга пробелами; почти все фрагменты завершаются неожиданной, остроумной или афористичной фразой, то есть также созданы на основе пуанта.

Познакомиться с журналистскими произведениями Довлатова можно, полистав старые подшивки журналов «Крокодил», «Аврора» и газет «За кадры верфям», «Знамя прогресса», «Моряк Эстонии», «Советская Эстония», «Молодежь Эстонии», «Вечерний Таллин». Дело, правда, осложняется тем, что нередко свои публикации автор подписывал псевдонимами, но вовсе не теми, которые представил читателям в своих «Записных книжках» («Псевдонимы: Михаил Юрьевич Вермутов, Шолохов-Алейхем»[1]). И  на сегодняшний день вопрос о том, за какими именами и фамилиями скрывался Довлатов, работая в советских периодических изданиях, остается совершенно не исследованным. Достоверно известно лишь, что он использовал фамилии Сергеев, Адер и Муст.

Сергеев - один из первых псевдонимов Довлатова, образованный от его имени. Этой фамилией, подставляя к ней разные имена, он подписывался довольно часто. Так, получив в 1967 году премию на конкурсе в честь 50-летия Великой Октябрьской революции за песню «Свидание с Ленинградом» (композитор Я. Дубравин), Довлатов «к этому поэтическому успеху» отнесся «застенчиво и иронично. И  подписался: Валерий Сергеев!»[2].

Работая в 1965-1969 годах в многотиражной газете Ленинградского кораблестроительного института «За кадры верфям», Довлатов под «дежурными» материалами ставил подпись Д. Сергеев. (Например, под заметкой «Равняться на лучших: ход сессии на старших курсах машфака» от 16 мая 1968 года.) Тайну этого псевдонима раскрывает В. Степанов, бывший сотрудник газеты «ЗКВ»[3].

В  полной мере способности Довлатова не только как публициста, но и как автора юморесок и фельетонов, многие из которых были опубликованы под вымышленными именами и фамилиями, проявились в таллинский период (1972-1975). Журналист М. Рогинский, знавший Довлатова со времени учебы в Ленинградском университете, вспоминает:

 

История довлатовского приезда в Таллинн, описанная в его книгах, не имеет ничего общего с тем, как все складывалось на самом деле. Сережа позвонил мне из Ленинграда и сказал: «Знаешь, у меня срываются некоторые обязательства перед журналом “Нева”. Мне заказали материал о рабочем классе, а подготовить его никак не получается. Аванс, к сожалению, уже израсходован. Мне нужно где-то укрыться. Скажи, есть ли такая возможность в Таллинне?» Я, естественно, ему сказал, что такая возможность есть[4].

 

Однако «с работой оказалось чуть хуже, - писал Довлатов из Таллина отцу, - чем мне говорили, дефицита на русских журналистов нет, поэтому нужно участвовать в конкуренции, а журналист я посредственный»[5]. Тем не менее он сразу же начинает сотрудничать в нескольких газетах: не только в многотиражке Эстонского морского пароходства «Моряк Эстонии» (выходила два раза в неделю), где он несколько месяцев проработал ответственным секретарем, но и в общереспубликанских русскоязычных ежедневных изданиях «Советская Эстония» (был принят туда в отдел информации летом 1973-го), «Молодежь Эстонии» и городской ежедневной газете «Вечерний Таллин» (в этих газетах он работал внештатным корреспондентом).

Приезд Довлатова в Таллин почти совпал с началом выхода там новой газеты - «Вечерний Таллин», первый номер которой появился 1 августа 1972 года.

 

 

С Н О С К И

[1] Довлатов С. Записные книжки / Довлатов С. Собр. соч. в 4 тт. Т. 4. СПб.: Азбука-классика, 2004. С. 184.

[2] Дубравин Я. С Довлатовым мы пили и писали песню // http://www.kppublish.ru/2002/11/30/readall.html

[3] Челнокова Н. Каким он был на самом деле... // Аврора. 2007. № 4. С. 45.

[4] Ковалова А., Лурье Л. Довлатов. СПб.: Амфора, 2009. С. 179.

[5] Довлатов С. Жизнь и мнения. Избранная переписка. СПб.: Журнал «Звезда», 2011. С. 124.

 

 

Полный текст статьи доступен в электронной библиотеке «Руконт» по адресу:

http://rucont.ru/efd/230506

 

 

Версия для печати