Журнальный зал

Русский
толстый журнал как эстетический феномен

Опубликовано в журнале: Вопросы литературы 2014, 2

Шолоховская энциклопедия

Шолоховская энциклопедия / Гл

 

Шолоховская энциклопедия / Гл. ред. Ю. А. Дворяшин, вступ. ст. М. М. Шолохова. М.: СИНЕРГИЯ, 2012. 1216 с., с илл.

Персональная энциклопедия - свод знаний о выдающейся личности - выполняет различные роли: подытоживает изучение жизни и творчества, становится коллективным памятником человеческому гению; зачастую выпуск персональной энциклопедии подстегивает интерес к творчеству того или иного художника, мобилизует лучшие научные силы и тем самым как бы оживляет для современности эту личность.

Энциклопедии (или энциклопедические словари, например, двухтомный «Шевченкiвський словник», 1977, или «Франциск Скорина и его время», 1990) - о М. Лермонтове (1981), М. Ломоносове (1999), А. Чехове (2011) - опыты различного методологического порядка, попытки с разной степенью интенсивности, систематичности описать жизнь и творчество писателя в единстве и полноте. На эти издания (равно как и на издания о В. Розанове, А. Островском и еще на ряд персональных энциклопедий последних десятилетий), на богатый опыт отечественной литературной науки ориентировались издатели, редакторы и авторы «Шолоховской энциклопедии».

История создания энциклопедии такова: в 2001 году при Институте мировой литературы им. А. М. Горького был образован творческий коллектив, усилиями которого был подготовлен первоначальный Словник. В 2006 году Издательским Домом «Синергия», ИМЛИ РАН, Шолоховским центром Сургутского педагогического университета был учрежден общественный фонд «Шолоховская энциклопедия», который стал центральным органом, координирующим осуществление проекта. Видную роль в деле продвижения проекта сыграли издатель Э. Бессмертных и доктор филологических наук Ю. Дворяшин, ставший научным руководителем большого коллектива исследователей, а затем и главным редактором энциклопедии. Работа над энциклопедией позволила объединить усилия многих ученых: помимо исследователей из России, авторами стали русисты из Германии, Латвии, Литвы и США.

Отбор материала для энциклопедии определялся стремлением редакторов осветить факты и события строго в их отношении к Шолохову, его жизни и творчеству. Сведения общего характера, которые можно найти в справочниках и специальных изданиях, даны избирательно, в лапидарной форме. Это относится и к обзорным, и к персональным статьям. Статьи в энциклопедии имеют различный объем - от нескольких строк до одного и более авторского листа. Между тем ряд статей о публицистических выступлениях Шолохова оставляют впечатление некоторой неразвернутости, когда указаны только жанр и основная тема, но не раскрыты авторская позиция, интенция текста и его функция. К сожалению, в статьях, посвященных персоналиям, наблюдается неоправданное дублирование библиографического и даже цитатного материала. Недостатком необходимо признать и отсутствие ударений в заглавиях словарных статей: это тем более необходимо, что ряд фамилий современников писателя или топонимов нельзя отнести к распространенным и общеизвестным.

Энциклопедия имеет справочно-поисковый аппарат: содержит список сокращений и условных обозначений, систему ссылок, вспомогательные указатели, библиографию, содержание и выходные сведения. В заключительной части дается «Летопись жизни и творчества М. А. Шолохова», а также специально разработанный для энциклопедии алфавитный указатель персонажей всех художественных произведений писателя с краткой или развернутой характеристикой каждого. Библиографический список вынесен в конец издания.

Редколлегия выделила 12 разделов, по которым велась систематическая работа: Произведения Шолохова; Биография; Круг общения; Поэтика и проблемы мировоззрения; Шолохов и русская литература ХIХ-ХХ веков; Шолохов и русское зарубежье; Шолохов и мировая литература; Исторические реалии в произведениях Шолохова; Язык произведений Шолохова; Шолохов и искусство (подразделы: Музыка; Изобразительное искусство; Театр; Кинематография); Шолоховские памятные места, мемориал, литературная топография; История изучения Шолохова.

Новаторским приемом в структурообразовании издания явилась комбинация алфавитно-словарного (основного) и тематического принципов в построении энциклопедии. В словарной части издания выделены два самостоятельных блока статей, посвященных романам «Тихий Дон» и «Поднятая целина». Эти два вершинных произведения могут стать в будущем объектом отдельной энциклопедии (по типу «Онегинской энциклопедии» или готовящейся «Обломовской»). Каждый блок открывается основной развернутой статьей, дающей целостное представление об образной системе произведения, его художественной самобытности и значении в отечественном и мировом литературном процессе. Вслед за центральной статьей блока публикуются статьи, посвященные истории создания романа, источникам, прототипам персонажей, топонимике и топографии, изданиям романа.

Значительное место в энциклопедии уделено теоретическим проблемам, которые до сих пор представляют собой актуальный интерес и являются предметом научной дискуссии. Ряд статей по объему, содержанию и своему значению для науки о Шолохове являются в некотором роде самостоятельными исследованиями - в этом смысле общее правило энциклопедической статьи (бесстрастная констатация общепринятых фактов и уход от проблемной дискуссионности) было нарушено; однако представляется, что живой, эмоциональный, заинтересованный в поисках истины диалог с читателем (в данном случае, конечно, с читателем подготовленным) является знаком активного и вселяющего надежды развития современного шолоховедения. Хотелось бы отметить статьи «Сюжет и композиция», «Поэтика Шолохова», «Трагическое у Шолохова», «Философские аспекты эстетики Шолохова», «Шолоховедение». Эти другие статьи энциклопедии затрагивают пока еще слабо разработанную проблематику феноменологии художественного творчества писателя.

Творчество Шолохова убедительно вписано в историю русской литературы. Плодотворная мысль о большом диалоге с русской классикой (как синхронном, так и диахронном) звучит лейтмотивом проблемно-теоретических и историко-литературных статей «Шолоховской энциклопедии». Так, например, при исследовании стиля прозы писателя - объекта весьма сложного для изучения - устанавливаются связи как с предшествующей Шолохову стилевой традицией, так и с опытом современников. В статьях, посвященных поэтике Шолохова («Хронотоп», «Портрет персонажа»), его стилю, проблемам сюжетосложения («Сюжет и композиция»), убедительно показано, как автор преодолевал банальную стилизацию. Шолохов рано вошел в литературу, как бы миновав этап подражательства и ученичества, но нередко вступая в игру с «чужим» стилем или изобразительными приемами, снижая манеру предшественников или отталкиваясь от нее. Сложные стилистические обобщения достигаются у Шолохова в результате возникновения в его произведениях устойчивых повторяющихся образов и мотивов.

Творческий путь Шолохова на всем его протяжении разворачивался под внимательным, чаще всего пристрастным литературно-критическим взглядом. Поэтому в энциклопедии (помимо содержательного блока статей о восприятии творчества писателя, в том числе в иностранной литературе) есть ожидаемый раздел о дискуссионных проблемах авторства «Тихого Дона». Г. Ермолаев, написавший этот раздел, утверждает, что внимательный анализ различных точек зрения об авторстве приводит к однозначному выводу: роман написан писателем единолично, а отвергающие или ставящие под сомнение шолоховское авторство публицисты не представили убедительных доказательств своей правоты. Отрадно, что в столь сложном вопросе «Шолоховская энциклопедия» дает объективный обзор спорных гипотез, начиная с ранних (возникших еще 1928 году) и вплоть до современных (последняя по времени «антишолоховская» публикация датирована 2006 годом).

При знакомстве с энциклопедией встает вопрос о полноте содержания и степени выражения этой полноты в конкретных статьях. Представляется, что редакция невольно увлеклась поисками компромиссов, при том что такая большая (а следовательно противоречивая) фигура, как Шолохов, не может и не должна трактоваться однозначно. Например, в статьях о писателях-современниках отобраны, в основном, только те высказывания о Шолохове и характеристики его творчества, которые подчеркивают либо позитивную оценочность, либо носят апологетический характер. Однако не учитывается эволюция в рецепции как отдельных образов, так и фигуры самого классика (эти изменения были характерны для целого ряда авторов: от Ф. Абрамова до В. Шукшина и В. Белова). Например, в дневниках Абрамова находим критические оценки, которые не только не умаляют значения шолоховского творчества, но позволяют более объемно понять его личность и наследие: «Шолохов, конечно, великий писатель <...> Но вот что бросается в Шолохове: его мало, очень мало занимают нравственные проблемы. В нем мало, как это ни дико звучит, русского»[1]. Весьма неоднозначно комментировал выступления Шолохова на съездах писателей, его интервью К. Чуковский[2]. Однако все эти «сшибки» необходимы хотя бы уже потому, что оживляют контекст, делают панораму мнений более корректной.

Первый опыт «Шолоховской энциклопедии» необходимо признать удачным: все словарные статьи написаны на высоком научном уровне, тщательно отредактированы, все издание снабжено серьезным справочно-библиографическим аппаратом, богато иллюстрировано. Но сами издатели признают, что энциклопедию можно и должно пополнить рядом статей, уточнить факты и характеристики: все это дело ближайшего будущего, так как уже готовится второе исправленное и дополненное издание «Шолоховской энциклопедии». Подобное приглашение к сотрудничеству (диалогу с авторами) - прекрасный пример развивающейся науки о Шолохове, создаваемой учеными, принадлежащими иногда к разным научным школам и поколениям.

П. ГЛУШАКОВ

г. Рига

 

 

 

 

_________________

[1] Абрамов Ф. Так что же нам делать? (Из дневников, записных книжек, писем). СПб.: Изд. журнала «Нева», 1995. С. 34.

[2] Чуковский К. И. Дневник. Т. 3: 1936-1969. М.: ПРОЗАиК, 2011. С. 68 и др.

 

Версия для печати