Журнальный зал

Русский
толстый журнал как эстетический феномен

Опубликовано в журнале: ВОЛГА-ХХI век 2007, 9-10

Наши другие берега

Берега: Литературно-периодическое издание молодых писателей Поволжья. Вып. 1, 2007.

У всех на слуху форум молодых писателей России. Каждый год там собираются прозаики, поэты, драматурги, переводчики, критики со всех регионов России. Порой для них это мероприятие– единственная возможность быть услышанными, прочитанными, обсужденными. Многие воспринимают эту возможность как шанс “попасть в литературу”. Важное наблюдение писателя: “Я вдруг представил, как тяжело быть не таким, как все, в провинции, где этого не понимают совсем. <…> Это ведь важно– осознать себя как личность, как значимую единицу” (А. Бабченко. Писатель не маргинал, даже если не пишет детективы// Новая газета. 23.11. 2006).

Мало кому пока известен форум молодых писателей Приволжского федерального округа. Провинциальных авторов, о которых так точно выразился А. Бабченко. Большинство участников форума приезжают из разных городов России, некоторые из очень далеких. При этом некоторым авторам кажется, что если бы они жили, например, в Москве, то их писательская судьба складывалась бы гораздо успешнее. Вопрос очень спорный и, по-моему, совершенно некорректный. Но, к сожалению, такая точка зрения уже существует. Хотя начинает постепенно изживать себя.

Следующим шагом после организации форума молодых писателей Приволжского федерального округа стал выход демоверсии первого номера литературного периодического издания молодых писателей “Берега”. Журнал выходил в 2006 году в электронном формате, на cd. Нестандартный, как может показаться, формат ничем не проиграл многим бумажным периодическим изданиям.

Выпуск подобного журнала говорит о многом. Прежде всего, о появлении очередного доказательства отсутствия территориального центризма в литературе. Где бы ни жил человек и чем бы он ни занимался, он может добиться успеха. Это было доказано результатами форума молодых писателей России, это пытается доказать форум молодых писателей Приволжского федерального округа.

Что же представляет собой проект “Берега”? Прежде всего, это периодическое издание, которое не боится новых имен и ориентируется прежде всего на них. Предел охвата– Приволжский федеральный округ. Насколько жестко это ограничение? Не сильно. Предел допуска существует во всех изданиях. В “Берегах” это рубрики “Гость на Берегах” (в демоверсии опубликованы стихи А. Нитченко, лауреата премии “Дебют” 2005г.), “Взгляд” (в этом номере читаем любопытную информацию о курсах подготовки молодых специалистов на “Мосфильме” и знакомимся с точкой зрения на современный российский кинематограф известного режиссера, генерального директора киноконцерна “Мосфильм” К. Шахназарова).

Номер являет собой широкое поле литературных практик– поэзия, проза, драматургия, детская литература, критика. Большинство авторов номера– участники первого форума писателей Приволжского федерального округа, который проходил в г. Саранске осенью 2006года. Это неудивительно, ведь идея создания подобного периодического издания родилась именно там. Поле авторов действительно очень обширное, и правы составители, говоря: “молодым писателям нужен свой журнал, который не будет бояться идти на риск, предлагая новые имена, новые лица, смелый язык и свежий взгляд на реальность, который донесет до достаточного круга читателей тексты и не даст им затеряться”.

Тексты уже публиковавшихся в “толстых журналах” и получавших премии-стипендии-дебюты авторов соседствуют с произведениями практически неизвестных литераторов. Первых, конечно, меньше. Поэтическая подборка радует своей разноплановостью: лиричность поэзии А. Каримовой соседствует с жестким и ироничным мировосприятием А. Евстратова, экзистенциальной предельностью и болезненностью интонации М. Багаутдинова, суровой акмеистичностью Е. Канайкиной, типично русской традиционностью поэзии Р. Кошкина и многих других. Не уступает ей и проза. Глава из повести И. Богатыревой “STOP! или Движение без остановок” (части повести были представлены в номинации “малая проза” на “Дебюте”– 2006, части повести были опубликованы в пятом номере журнала “Октябрь” за 2007 год), где ключевой темой является путешествие автостопом; рассказ-пьеса О. Ефремовой “Люди чрезвычайных ситуаций”; очень спорный рассказ Г. Павлоида “Шахидка”, получивший специальную премию “За остроту и злободневность” в рамках литературного конкурса “Исламский прорыв” (в нем принимают участие произведения, связанные с исламской проблематикой); игровой рассказ “Это” начинающего прозаика С. Кукушкиной; “производственный рассказ” в стилистике 60-х Д. Липатова; часть повести “Ангелы над Израилем” уже сложившегося прозаика А. Фуфлыгина о пространстве детства. Детская литература также разнопланова по своему посылу– с одной стороны, серьезная попытка С. Тремасовой совместить этнические элементы в рамках повествования для детей (народные традиции, деревенское мировосприятие, притчевость), с другой– игровая проза Ж. Николаевой. Чего стоят одни только названия– цикл “Зверские сказки” или рассказы “Никогда не надевайте галстук с рогатыми собачками”, “К чему приводит глотание табуреток”, построенные на логике абсурда, алогичности, игре слов.

31 марта– 1 апреля 2007 года в рамках программы мероприятий “Года чтения и русского языка” в Ульяновске состоялся Литературный праздник, организованный Координационным советом молодых писателей Приволжского федерального округа. Был проведен Турнир поэтов, в котором могли принять участие все желающие, как из Ульяновска, так и из других городов. Ключевым мероприятием в рамках праздника стал круглый стол “Молодая литература ПФО: тенденции, направления развития”. В нем приняли участие губернатор Ульяновской области С.И. Морозов, помощник губернатора Т.В. Сергеева, представители органов государственной власти Ульяновской области, члены Координационного совета молодых писателей ПФО, представители литературных объединений Ульяновска и Димитровграда. Это мероприятие стало начальным этапом для дальнейшего развития проекта.

Специально ко Второму форуму молодых писателей Приволжского федерального округа, который прошел в сентябре 2007 года, из печати вышел уже “полноценный”, бумажный, журнал “Берега” на высоком полиграфическом уровне. Этот номер был специальным, первым, так называемым “Саранским”, так как основа произведений, на которых он строился,– это творчество жителей Саранска (Е. Канайкиной, Д. Фролова, С. Тремасовой и др.).

В замысле участников Координационного совета– выпуск подобных сборников в каждом округе Приволжья. На сегодняшний день уже готовится к выходу самарский номер, в ближайшем будущем планируется выпустить еще и ульяновский номер.

В Нижнем Новгороде с успехом прошла презентация бумажной версии “Берегов” в формате литературной беседы, когда наряду с презентацией авторы, жители Нижнего, читали свои произведения и делились собственными суждениями о литературе и творчестве. Об успешности замысла говорит и тот факт, что главного редактора “Берегов”, Ирину Богатыреву, сразу после выхода журнала пригласили в качестве участника на мастер-класс для редакторов толстых литературных журналов, который в ближайшее время пройдет в Переделкине.

В последнее время молодые авторы перестали жаловаться на свою судьбу. Все полубессознательные попытки идеализации советской модели, когда писатель представляется сытым, довольным, сидящим на своей даче в Переделкине и ничего не делающим, порождают какие-то болезненные фантазии у молодого поколения, стремящегося к этому шаржированному идеалу. И происходит своеобразное замещение, когда творчество подменяется деятельностью, направленной на собственную выгоду. Подобное отношение к писательскому труду говорит, прежде всего, о провинциальности воспринимающего, где бы он, замечтавшись, ни находился– в Подмосковье или в Нижнем Тагиле. Под провинциальностью понимается свойство сознания, ментальная категория, а не географическое явление.

Множественность точек зрения на мир говорит не только о том, что все мы индивидуальны и мировосприятие каждого из нас уникально. Не только об этом. Скорее о другом. О том, что на сегодняшний день существует широкий круг авторов, которым есть чем поделиться, о чем рассказать. Нужно только перестать лениться. И начать читать.

Версия для печати