Журнальный зал

Русский
толстый журнал как эстетический феномен

Опубликовано в журнале: ВОЛГА-ХХI век 2007, 9-10

"Абзац" как альманах и проект

Абзац: Альманах. Вып.1 – Тверь: Издатель Алексей Ушаков, 2006; Вып. 2 – Москва, 2007.

"Абзац”– это издание с симпатичным оформлением, намекающим на содержание альманаха (многократно напечатанное мелким шрифтом слово “полный” в качестве фона на обложке), намеренно нерегионального масштаба со всеми признаками литературного проекта. Правда, концепция этого проекта тяжеловата. В самом деле, “теперь, когда 90-е закончились, появилась возможность осмыслить этот опыт и воплотить в художественной форме” (из редакционной статьи второго выпуска)– такая идея в качестве объединительной хороша, но, на мой взгляд, слишком уж неподъемна для пары номеров. Для решения задачи такого рода необходим проект размаха “Вавилона”, который, собственно, ее и решал до своего закрытия, да и времени прошло слишком мало, чтобы понять, в чем именно проявляются эти самые “особенности мировоззрения нынешних “тридцатилетних”. Впрочем, редакция альманаха вполне осознает сложность выбранной эстетической концепции– чтобы убедиться в этом, достаточно почитать статью Данилы Давыдова “Поколенческая утопия как способ выхода”.

Вообще альманах не столько благодаря теоретическим выкладкам, сколько именно за счет художественных текстов вполне отображает общую картину литературного процесса уже нашего времени. Умная поэзия, неровная, оттого нервная, эпатирующая все и вся проза– такое соотношение сил было характерно и для 90-х, и для 2000-х. Ироническое отношение к мифологии советской или постсоветской эпохи вряд ли способно долго продержаться в качестве главной темы, грядут времена, да, собственно, они уже и наступили. Тем интереснее, чем станет “Абзац” лет так через пять, хотя я отдаю себе отчет, что такой срок по литературным меркам немалый и не всякое издание способно его пережить.

Тем не менее, вот уже в двух номерах “Абзаца” опубликованы весьма любопытные, а местами и вовсе замечательные стихи и проза авторов из Москвы, Набережных Челнов, Нижнего Новгорода, Санкт-Петербурга, Саратова и Твери. Интересны попытки исследовать некоторые культурные феномены эпохи 90-х, так, в первом номере альманаха мое внимание привлекло эссе Анны Голубковой о творчестве лидера группы “Ленинград” Сергея Шнурова, во втором выпуске “Абзаца” напечатана целая серия критических материалов о романе “Духless” Сергея Минаева.

В альманахе для разборчивого читателя есть публикации на любой вкус. Перечислю, что понравилось более всего мне как читателю– стихи Евгении Вежлян, Егора Кирсанова и Данила Файзова, Дмитрия Григорьева и Андрея Емельянова, замечательные хайку Марины Хаген. Из прозы, пожалуй, впечатлили рассказы Дмитрия Данилова.

Многие из перечисленных, равно как и другие авторы альманаха, печатаются в толстых журналах, имеют изданные книги стихов и прозы. Так что “невостребованность” этих писателей слегка, скажем, преувеличена. Но я не думаю, что это повод для убийственной критики всего издания в целом. В пику множеству альманахов, созданных для отражения интересов какой-то части литературной среды, изданий в силу этого недолговечных, у “Абзаца” есть что развивать и куда продолжаться. А претензии к альманаху как к “поколенческому” проекту, хотя, на мой взгляд, и обоснованны, но никак не мешают оценить высокий художественный уровень его содержания.

Версия для печати