Журнальный зал

Русский
толстый журнал как эстетический феномен

Архив:

2018
1 3 5 7
2017
1 3 5 7
9 11
2016
1 3 5 7
9 11
2015
1 3 5 7
9 11
2014
1 3 5 7
9 11
2013
1 3 5 7
9 11
2012
1 3 5 7
9 11
2011
1 3 5 7
9 11
2010
1 3 5 7
9 11
2009
1 3 5 7
9 11
2008
1 2 3 4
2000
1 2 4 413
1999
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
1998
5 7 8 9
10 11
Журнал «Волга»: анонс № 7-8, 2018

 

ПРОЗА

Наталия Крупенина. Пейзаж с жилыми домами. Повесть
 «Жизнь в несуществующем районе имеет некоторые особенности. Не думаю, чтобы они были серьёзно вредны для здоровья, но иногда смотришь в окно – ещё не осень, безвременье, межсезонье – и кажется, все больны. Еле волочат ноги по разбитому асфальту. Ещё не осень, но есть опавшие листья, и дворники с пылесосами обратной силы сдувают их в кучу. Покрашенные весной ограды вокруг газонов выглядят устало. Деревья поблекли, и за ними проступили контуры пятиэтажных коробок. Сверху висят низкие тучи, перечёркнутые проводами».

Сергей Круглов. Про о. Филофила
«– Что за имя у тебя такое – Филофил? – раздраженно сказал епархиальный секретарь, заполняя анкету. – И в святцах не встречал... Кто у тебя ангел-то хранитель?
– Дед Мороз, – ответил о. Филофил, взошел в клеть сердца своего, затворил дверь, сказал: «ВЖЖЖУХ!» и, оседлав ёлку, как ракету, по-старому, как мать поставила, взмыл и помчался – к новому».

Иван Макаров. Бедный Удодов. Барбос де Карабас. Рассказы
«Говорят, чьей-то веселой легкой душе случается переселиться, например, из дикобраза в пальму… Или наоборот… Или из скромного честного человека в рыбу. В акулу. Или в плотву… Или в какое-нибудь зонтичное растение… Или из медведя в цаплю… Или в крокодила, или в белку, или в енота или в стрекозу… Или… Или…
– Эй, куда вы?
– Мы в удавы!»

Дмитрий Лагутин. Сердце. Рассказ
«На квартиру навалилось грузное, плотное беззвучие. Притих холодильник; стрекот часов становился все реже, истончался – и, наконец, выскользнул куда-то и исчез. Старик услышал биение собственного сердца. Раз удар, два удар, три удар… Громче. Еще громче. Сердце стало увеличиваться, заняло целиком грудную клетку, вышло за ее пределы. Сердце росло как воздушный шар, отбивая гонг – раз удар, два удар, три удар…»

Надя Делаланд. Драконьи сказки (в трёх рассказах – по числу голов:)))
«Зайдёшь, бывало, к нему в скамейку поздороваться – здрассьте! – а он сымет с лысины парик и так улыбнётся. А если купишь у него чего – палой листвы там или высохшую травинку – и вовсе тебя не отпустит: заговорит своими рассказами. Благодарный старик. Вот и сегодня у него ток-шоу, у глухаря такого. И поди разбери – дурак он или мудрец. Поди, разбери…»

Родион Вереск. То самое лето. Нон-фикшн
Проза 34-летнего автора публикуется в «Волге» с 2011 года, на этот раз он определяет жанр как нон-фикшн. Тем не менее некоторые качества повествования позволили редакции поместить текст в рубрике художественных публикаций.

Андрей Краснящих. О вас, читающих меня. Глава из романа «О себе»
«Сколько же вас было у меня? По три цветка каждые три года на протяжении последних пятнадцати лет – пятнадцать девочек. Плюс ещё иняз, хотя иняз никогда не считается: иняз, уж простит меня Беляев, не тот факультет, чтоб считаться. Пятнадцать роз, кто-то из них – гербера, кто-то – бегония, кто-то лютик, кто-то – дай бог памяти – антуриум: красивый, но бесполезный и чуть ли не искусственный цветок. Все разные и все одинаковые».

 

ПОЭЗИЯ

Екатерина Симонова. Уехавшие, высланные, канувшие и погибшие. Цикл стихотворений
«…Переставали ли вы писать на два года, три, пять лет? / Когда понемногу перестают узнавать знакомые, / поскольку все, что вас действительно объединяет – / это литпроцесс и – / ничего человеческого. / Если да, то вы меня сейчас понимаете, если же нет, / то нет смысла и пытаться объяснить».

Александр Кабанов
«…Бесплодна степь в плену своей полыни и воздух безъязык, / и в украине, и на украине – ты князь или мужик: / ткнешь посохом в поэта-эпигонца и дождь заморосит, / и над тобою капельницей – солнце, ослепшее – висит».

Мария Галина. Из цикла «Мертвый город»
«…Она предпочитает платья черного цвета, / И недолюбливает красный и синий. / В этом и состоит ее вклад в производство добра и света, / Исправление искривленных силовых линий».

Сергей Золотарёв
«Когда меня закрыли в бездне, / Я начал развлекаться песней, / Но песня мне не помогла, / Ведь у нее одни крыла, / а надо гусениц железных, / чтоб вынесло из этого котла».

Александр Петрушкин
«…Пока ты жив ещё, а не здоров – / не щёлкнул над тобою полароид / бессмертья ангела [сомнительно] уста / и это всё тебя не беспокоит, // и трение из снов и скоростных / составов, прибывающих на сонный / вокзал, закрытый между век твоих, / не весит выдоха, которого не стоит».

Анна Голубкова. Женская лирика
«…еще один человек среди / нескольких миллиардов / какое счастье / какое невыразимое счастье / выполни свой долг подари жизнь / сделай свою жизнь осмысленной / подари жизнь / прими осознанное ответственное решение / и подари жизнь / такую же бессмысленную / как и твоя»

Евгений Стрелков
«Полный штиль. Мы, наконец, развили / Минимально возможную скорость / Судно того и гляди замрёт / Магнитным якорем в беспокойном роторе мира / Солнце светит так, что вот-вот замкнёт / Контакт – и услышим шифры депеш эфира».

 

РЕТРОСПЕКТИВА

Сергей Боровиков. Пустая полка
«…у меня есть немало воображаемых полок, которые могли бы занять те подаренные мне книги, от которых сохранились листы. Перелистывая уцелевшие автографы, я вспоминаю их авторов, кого с симпатией, кого с раздражением, кого и вовсе не могу припомнить. Из привитой на филфаке библиографической щепетильности привожу автографы и выходные данные полностью, несмотря на то, что они бывали неупорядочены».

 

ИЗ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

Виталий Владимиров. «Между грязью и чудом». Публикация, вступительная статья Георгия Квантришвили
«…Болезни, отсутствие родственной поддержки, образ жизни, несовместимый с материальным благополучием и бытовой обустроенностью – к раннему финалу жизни поэт летел, отпустив тормоза. Ни лечение в психиатрической клинике, ни послушничество в монастыре преждевременного ухода предотвратить оказались, увы, не в состоянии» (Из предисловия).

 

ПУТЕШЕСТВИЕ

Михаил Бару. Письмо бывшего князя
Захватывающее путешествие автора по городам России продолжается, на этот раз в зоне внимания – Михайлов и Котельнич.

 

ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

Юлия Подлубнова. И в кармане труп Гагарина
О кн.: Ия Кива. Подальше от рая: стихотворения

Сергей Трунев. В ритме вальса
О кн.: Роман Михеенков. Упражнения на развитие беглости

 

ЖИЗНЬ ХУДОЖНИКОВ

Алексей Голицын. История ареста художника Ивана Щеглова
 «Анонимное письмо подобного содержания не могло остаться без внимания компетентных органов, которые начали поиски автора крамольных строк. Розыск длился полгода, и 11 ноября отдел «Д» МГБ СССР на основании графической экспертизы подтвердил, что открытка написана саратовским художником Иваном Щегловым».