Журнальный зал

Русский
толстый журнал как эстетический феномен

Опубликовано в журнале: Волга 2016, 11-12

 

 

16 марта – 15 апреля: Выставка В.Ф. Чудина, к 80-летию художника. Живопись. Саратов, Дом-музей Павла Кузнецова, филиал Радищевского музея

12 августа – 18 сентября: Выставка В.А. Солянова «Путевые знаки». Там же.

В Саратове живопись и литература как-то очень тесно переплелись ещё со времён «Путешествия из Петербурга в Москву», сочинения господина Радищева, чьим именем назван Художественный музей в Саратове, основанный его внуком А.П. Боголюбовым, автором «Записок моряка-художника».

Олег Рогов, редактор журнала «Волга», рассказывая о объединении «Контрапункт», так описал культурное пространство Саратова конца 80-х годов двадцатого века: литература: выжженная территория, более значима традиция художественная, связанная и с кружками периода «Мира искусства» и с послевоенными художниками, репатриантами Гущиным, Юстицким (цитата не совсем точная, точнее в ссылке: http://oktv.media/informakanal/gost-v-studii/oleg-rogov-saratov-kak-vyzhzhennaya-territoriya.html ). К «кругу Гущина» принадлежат Чудин и Солянов. Оба живописца, и светлый, весенний Чудин (он и родился ранней весной, 8 марта 1936 года) и сдержанный, лаконичный Солянов (родился 26 мая 1927 года) задали некую планку культурной жизни города, обозначили уровень. Высокое мастерство при отсутствии ангажированности. «Контрапункт» – единственное объединение, членом которого за всю свою жизнь был Чудин (не будучи литератором). Членом Союза художников он так и не стал. Не состоял в СХ и Солянов. Вокруг этих мастеров формировался свой союз – не только художников. Литераторы и музыканты, первый саратовский неподцензурный поэт Ярыгин, врач Николай Григорьев – автор идеи «Формулы цвета»… Подробно об этом пишет постоянный автор «Волги», художник и литератор Вячеслав Лопатин: http://magazines.russ.ru/authors/l/vlopatin

Переплелись живопись и литература в творчестве Солянова – он автор книги «Магеста», изданной Радищевским музеем в 2003 году. Главные идеи: абстрактное искусство как путь духовного роста, храм искусства как средство гармонизации личности и мира, абстракция как универсальный язык живописи плюс личное – автобиография и окружающая действительность, тёплое и захватывающее повествование. «Мое самодвижение в искусстве от реалистической живописи к абстрактной было связано… с поиском экономной и выразительной художественной формы в ее неразрывной связи с содержанием. Это не было логической установкой, а скорее – внутренней потребностью, данной мне изначально». А из высказываний Чудина мне больше всего почему-то запомнилась фраза, его ответ на вопрос тележурналистки в середине 90-х годов: «Что делать в наше смутное время?» – «Не надо суетиться».

Обе выставки стали последними прижизненными. 13 сентября 2016 года, за несколько дней до завершения работы экспозиции, умер Владимир Алексеевич Солянов. Заранее запланированное обсуждение выставки совпало с поминками. Через полтора месяца, первого ноября, не стало Виктора Фёдоровича Чудина.

Николай Аржанов

 

 

20 августа подписан в печать юбилейный 50-й номер журнала «Волга»

№7-8, а по общей нумерации 463-й номер «Волги» – пятидесятый с момента возобновления выхода журнала, то есть с июля 2008-го года. На сайте Журнального зала он появился в первых числах августа, породив волну доброжелательных откликов в социальных сетях, куда в наше время переместились литературные дискуссионные площадки, а затем через некоторое время и в привычном типографском виде. Стоит заметить, что теперь, когда у нас появился свой сайт http://volga-magazine.ru/, журнал стало проще читать в формате удобной для большинства pdf-версии.

В юбилейном выпуске, собственно, нет ничего особенного: как и обычно, публикуются и постоянные, и новые авторы – Алексей Порвин, Сергей Соловьев, Евгений Стрелков, Анатолий Бузулукский, Андрей Пермяков, Игорь Бобырев, Евгения Некрасова, Кусчуй Непома и др.

Все по-прежнему и с географией номера, она, как всегда, обширна – Москва, С-Петербург, Нижний Новгород, Германия, Бельгия, Израиль. Саратов присутствует в рубриках «Жизнь художников» (Вячеслав Лопатин) и «Архив» (Алексей Голицын представляет протокол собрания саратовского отделения Союза советских писателей от 23 марта 1949 года).

За это время – с первого номера возобновленного издания по юбилейный – «Волга» опубликовала более 400 авторов.

Алексей Александров

 

 

8 ноября презентация в Государственном музее К.А. Федина книги Алексея Голицына «Про поэта Валентина Ярыгина» (СПб.: Красный матрос, 2016)

С каждой новой публикацией стихов Валентина Ярыгина в «Волге» (1999, №3; 2000, №413); особенно после публикации его поэмы (2009, №1-2), я понимал, что напечатал всё, или почти всё из того, что мне хотелось бы. Но это был, так сказать, «антисоветский» Ярыгин, лишь одна сторона его творчества, высвеченная данными публикациями. Книга, подготовленная Алексеем Голицыным, дает практически полное представление о Ярыгине со всеми его советскими иллюзиями (или убеждениями), катастрофически не вписывающимися в дозволенную к печати поэзию тех лет. Это издание, по сравнение с «волжскими» (и не только) публикациями значительно расширяет контекст восприятия. Издание сделано с уважительным тщанием – архивные фотографии разных лет и репродукции художественных работ, глубокое исследование реальной биографии Ярыгина, предпринятое публикатором, – все это позволяет по-новому взглянуть и на известные тексты «проклятого поэта», и уловить шум глухого времени, который тогда звучал в наших широтах. Эхо оказалось на удивление громким.

Олег Рогов

 

 

16 ноября – день рождения «Контрапункта»

Литературно-художественная ассоциация, существовавшая в Саратове с 1986 по 1991 годы (см. статью Сергея Рыженкова «Контрапункт» // Новое литературное обозрение. 2001. №43(2). С. 317324), отмечала 30-летие в помещении театра «Балаганчикъ». Формат видеоконференции позволил заинтересованным лицам собраться – на этот раз в виртуальном пространстве – и обменяться мнениями о том, что представляло собой то время с высоты прошедших десятилетий. Исторические экскурсы в дополиграфическую эпоху чередовались с уточнениями знаковых ситуаций, в том числе, связанных с приемом поэтов-гостей (Д.А. Пригов., О. Седакова, Е. Шварц и других), прозвучали, что отрадно, новые стихи участников объединения и их друзей. На следующий день логическим продолжением этого мероприятия стал спектакль «Балаганчика» по стихам Е. Малякина, С. Рыженкова, С. Покровской и И. Преображенского «Контрапунктом» (премьера состоялась в этом году, спектакль в репертуаре театра) и творческий вечер поэта Игоря Сорокина. Освоение «Контрапуктом» современного культурного пространства имело еще одну форму – машинописный периодический журнал с тем же названием (на всякий случай, подчеркивалось, что это издание не является печатным органом ассоциации). Номера «Контрапункта» сегодня можно найти в сети в виде сканов, «Волга» тоже обращалась к его страницам (2015, № 11-12).

Олег Рогов

 

 

20 ноября – День рождения АТХ

Театр АТХ (Академия Театральных Художеств) был образован в Саратове в 1988 году под руководством Ивана Верховых. Театр получил культовый статус благодаря новаторским постановкам с упором на литературную составляющую сценического действия. За основу спектаклей брались не только пьесы («Моцарт и Сальери» Пушкина, «Эмигранты» Славомира Мрожека, «Правда, мы будем всегда?» Сергея Козлова, «Когда пройдёт пять лет» Ф.Г. Лорки или «Как я съел собаку» Е. Гришковца), но и прозаические произведения, которые не создавались авторами в расчете на сценическое пространство: «Почему я лучше всех?» по текстам Даниила Хармса, «Прекрасность жизни» по рассказам Евгения Попова, «В ожидании Коровкина» по повести Достоевского и «Незаживающий рай» по произведениям Владимира Казакова.

Именно с подачи режиссера Ивана Верховых наследие Владимира Казакова – продолжателя традиций футуристов и обэриутов – неоднократно публиковал журнал «Волга» (см. №4, 1995, №1-2, 1997, №8, 1998, №1, 2000).

После распада в 2003 г. АТХ собирался в своем классическом составе дважды – на юбилей в 2013-м и летом текущего года. 17-18 августа в саратовском Доме кино артисты представляли свой самый известный спектакль по Хармсу, который в начале 90-х сделал их звездами российской сцены.

20-21 августа актер Виталий Скородумов сыграл полностью переработанную версию своего моноспектакля «Осенний крик ястреба» по стихам Бродского (премьера 1995 г.). Возобновленный спектакль был поставлен в мастерской Саратовского художественного училища – еще одного культового пространства Саратова, которое скоро прекратит свое существование в нынешнем статусе.

Алексей Голицын

 

 

 

Версия для печати