Журнальный зал

Русский
толстый журнал как эстетический феномен

Опубликовано в журнале: Волга 2010, 11-12

Воспоминание о 60-х – воспоминание о будущем

Олег РОГОВ

 

Воспоминание о 60-х – воспоминание о будущем

 

А.И.Степанов. Старые / новые шестидесятые. – СПб: Юолукка, 2010. – 180 с.

 

Питерско-финское издательство “Юолукка” продолжает знакомить читателей со знаковыми произведениями питерской “второй культуры” (недавно изданы книги “Фиоритуры” Евгения Звягина, “Ритм эпохи” Аркадия Бартова, “Кнега Кинга” Владимира Эрля).

В сборник Александра Степанова вошли работы разных лет и разных жанров, что коррелирует с разнообразным кругом его интересов. Как сказано в справке об авторе на его сайте (http://alestep.narod.ru), А.Степанов “с конца 1970-х и в 1980-е годы один из авторов самиздатских журналов “Часы”, “Обводный канал”, “Митин журнал” (по разделу литературная критика; темы – советский авангард 50-х 80-х гг.)… В настоящее время занимается вопросами прикладной культурологии, в частности на стыке с политологией”. В 2004 году в издательстве “Языки славянской культуры” вышла его книга “Число и культура: рациональное бессознательное в языке, литературе, науке, современной политике, философии, истории”.

Большую часть новой книги занимают легендарные “Главы о поэтике Леонида Аронзона”, напечатанные в сборнике “Памяти Леонида Аронзона” – машинописном приложении к машинописным же “Часам” в 1985 году (вторая публикация – в 4 номере “Митиного журнала” того же года). Эта пионерская работа о классике “бронзового века” стала основой для сокращенного и переработанного вступления к знаменитому двухтомнику Леонида Аронзона, изданному Иваном Лимбахом. Сейчас читатель может познакомиться с первоначальным вариантом, сохранившим, как отмечено в редакционных примечаниях, “характерные особенности социально-культурной обстановки” тех лет. “Особенности”, действительно, впечатляют. Например, справочный аппарат. 27 ссылок – рукописи, западные альманахи, питерская самиздатская периодика. Одно перечисление машинописных журналов может дать представление о плотном и насыщенном культурном быте тех лет: “Часы”, “Обводный канал”, “Евреи в СССР”, “ЛЕА”, “37”, “Транспонанс”.

 

“Главы о поэтике Аронзона” – очень увлекательное чтение, как и любая монографическая работа, посвященная значительному поэту. Но это особое исследование – первое такого масштаба, на сто с лишним страниц. С любопытством первооткрывателя А.Степанов изучает образную систему Л.Аронзона, рассчитывает метафизические и философские координаты его поэтики, выявляет явные и скрытые цитаты. Хочется воскликнуть: господа филологи, оторвитесь от Пушкина и Мандельштама, обратите свои взоры к поэтам глухого времени. И благодарные потомки еще много десятилетий будут украшать ваш текстовой монумент венками неизбежных ссылок.

 

Вторая часть книги – “Четыре статьи по культурологии” – знакомят с кругом тем, который стал актуален для автора в постсоветский период. Замыкает книгу, как бы закольцовывая её, неопубликованная рецензия на книгу Владимир Эрля “Хеленуктизм” (рецензия о том, какой могла бы быть эта рецензия).

 

Книга производила бы впечатление сборника разнородных работ и “рассыпалась” бы, если бы не сквозная тема, объединяющая тексты в некое сверхъединство, заданное названием: “старые / новые шестидесятые”. Анализу этого периода и вполне убедительному чаянию новой культурной революции посвящена первая из культурологических работ (“Пора готовиться к “новым шестидесятым”?”). Вторая статья – сопоставительный анализ памятников Минину и Пожарскому и Рабочему и Колхознице в связи с введением нового государственного праздника 4 ноября (“Два старых памятника и один новый праздник”). В статье “Революционностьконсерватизм, конформизмнонконформизм” рассматривается социально-культурная тетрада взамен привычной триады (революционеры – консерваторы – “болото”) в связи с троичными и четверичными структурами, начиная с античности и заканчивая политическими парадоксами 1990-х. Последняя работа – “Беседа о диалоге и беседе” вводит читателя в круг понятий “диалога” и “беседы”; тоже, разумеется, с античных времен вплоть до новейших деконструкций и московско-питерской неофициальной литературы.

Версия для печати