Опубликовано в журнале:
«Волга» 2000, №4

Митин Журнал. . 58

Митин Журнал. № 58. Санкт-Петербург, 1999.

В определённых кругах слово “последний” предпочитают не употреблять, предпочитая ему замену — “крайний”. Действительно, выражение “сегодня — последние испытания новой модели истребителя” или “сегодня — твой последний прыжок с парашютом” способны задать установку на обречённость с соответствующими последствиями. У меня бывало такое же ощущение, когда говорили: “А вот последний роман N!” или “Читали последние стихи NN?”

Так или иначе, всё это только слова. А есть ещё и слова, которые можно потрогать руками, так как они напечатаны. В журнале, например.

Мне не хочется думать, что 58-й номер “Митиного Журнала” стал последним — Д. Волчек объявил о том, что выпуск журнала приостанавливается. Пожалуй, это хорошая формулировка. Немного напоминает фирмы, которые “не ведут деятельности”, но и не объявляют о ликвидации. Более того, как мы неоднократно видели, эстафету того или иного издания, приостановившего выход, может подхватить другой издатель лет через сто, скажем, объявив соответствующим образом о преемственности и узурпировав название.

Как бы то ни было, после 58-го номера остаётся указатель публикаций в “МЖ” на 28 страниц и пустота, которая со временем будет казаться щемящей — чего-то не хватает.

Может быть, содержание вышедших номеров — самый интересный материал этого журнала. В каком ещё издании могли бы встретиться Могутин с Седаковой? В “Знамени” последних лет, разве что. Считать это только лишь инерцией самиздата вряд ли разумно. Тогда почему же такая широта?

Для того, чтобы ответить на этот вопрос, нужно вспомнить, как всё начиналось. “МЖ” возник в 85-м году, когда в Питере было уже два солидных издания — “Часы” и “Обводный канал”, и ещё несколько менее заметных. Журнал Дмитрия Волчека был принципиально непохож на своих самиздатских предшественников, в нём отсутствовала своего рода респектабельность , которая была столь присуща и “Часам”, и “Каналу”. Это различие было ещё более очевидным, поскольку фактурные признаки совпадали — солидный объём, заявленная периодичность, литературные приложения. Следует отметить, что архивные публикации, как правило, очень тщательно подготовленные, лишь подчёркивали радикальность литературной политики журнала.

Сначала казалось, что в “МЖ” попадают те произведения, которые “чересчур” даже для самиздата, что в “МЖ” может появиться то, что другие просто не рискуют печатать, либо отвергают с эстетических позиций. Разумеется, соответствующим образом обыгрывалась аббревиатура. Но скоро все поняли что к чему, и “МЖ” стал одним из немногих журналов, проводящих последовательную издательскую политику, нацеленную на формирование новой стилистики, и имеющих постоянный круг авторов. Понятно, что каждый журнал может сказать о себе такое, но если расположиться в координатах “МЖ”, то различия между почти всеми остальными “каждыми” журналами становятся почти несущественными.

А потом всё как-то незаметно изменилось и не только в отношении постоянных авторов “МЖ”. Журналы и альманахи, которые раньше в упор не замечались их “толстыми” собратьями, продолжают выходить или приостанавливают издание, а их постоянные авторы всё чаще встречаются на страницах этих самых “толстых”. Политика понятна — “толстые” свидетельствуют для “прогрессивного” читателя о том, что они тоже стали продвинутыми и поняли, кто чего стоит, а читатель “консервативный”, доверяющий “толстым”, убеждается в том, что ЭТО — тоже литература, раз попала в столь уважаемые им издания. Процесс столь же печальный, сколь позитивный и, кстати говоря, регулярный. Пригов, что Брюсов: думали — хулиган, оказалось — академик. Вопрос теперь только в качестве “новых тонких”, которые должны появиться как реакция на неизбежное причёсывание вчерашнего андеграунда. Ждём-с.

А “МЖ”, то есть Волчеку и Абрамович — благодарный поклон. Можно, значит, без грантов и без “Букера”, своими силами. Пример, достойный для потомства, без дураков.

Олег Рогов

 







© 1996 - 2017 Журнальный зал в РЖ, "Русский журнал" | Адрес для писем: zhz@russ.ru
По всем вопросам обращаться к Сергею Костырко | О проекте