Журнальный зал

Русский
толстый журнал как эстетический феномен

Опубликовано в журнале: Вестник Европы 2004, 11

Фрески Джотто из Капеллы Скровеньи в Москве

Представить, что знаменитые фрески из Капеллы Скровеньи в Падуе великого итальянского мастера ХIV века – эпохи Треченто – Джотто можно будет увидеть, не покидая пределов Москвы, да еще и в стенах той самой капеллы, на первый взгляд, кажется, абсолютно нереальным. Как можно экспонировать фрески, настенную живопись, существующую неотделимо от архитектурных форм, места своего “обитания”. Абсурд!

И все же великий Джотто в Москве. И первыми, кому посчастливилось с ним встретиться, стали посетители Библиотеки иностранной литературы, под сводами которой 22 марта и открылась уникальная выставка… не фресок, но их потрясающих фотографических копий, при помощи новейших компьютерных технологий передающих в малейших деталях гармонию, игру цвета и даже фактуру изображений. Возникает иллюзия, что стоит прикоснуться к их поверхности, и на пальцах останется едва заметная пыль с вековых церковных стен.

Центром выставки стала деревянная модель самой Капеллы Скровеньи, уменьшенная в четыре раза и вместившая весь цикл фресок Джотто, в точности повторяющих композицию оригинала. Поскольку размеры (2,58 на 5,53 м) достаточно велики, можно войти внутрь и представить, что оказались вдруг в настоящей Капелле, расписанной Джотто, ощутить свершающееся здесь божественное таинство, приблизиться к Вечности.

Почти 700 лет назад 25 марта 1303 года в Падуе на деньги богатого торговца Энрико Скровеньи, скупившего местечко Арена ди Падова с дворцом, домами, виноградниками и фруктовыми садами, была возведена церковь. Для росписи ее стен фресками Скровеньи пригласил уже признанного к тому времени мастера Джотто. И 25 марта 1305 года, после окончания расписных работ, состоялась вторая церемония освящения этой небольшой церкви. Посвященная Деве Марии Милосердия, то есть любви к Богу и человечеству, Капелла была расписана согласно определенному плану. Ее свод уподоблен небесной тверди с золотыми звездами, с заключенными в медальоны изображениями Христа, Иоанна Крестителя, Мадонны и пророков. На стенах Капеллы история разворачивается в сценах, написанных на трех ярусах. Вверху, рядом с пресбитерием, – история жизни Девы Марии. Во втором и третьем ярусах изображена история жизни Христа и на цоколе стен – история человечества. Чтение фресок начинается со сцены “Изгнание Иоакима из храма” и заканчивается сценой “Страшный Суд”. При этом, воссоздавая эпизоды из жизни Марии и Христа, Джотто не следует строго каноническим Евангелиям и заимствует их порой из фольклора, так называемых апокрифов. Голубой цвет, “цвет небесной лазури”, используемый им в качестве фона, взывает к внутреннему миру, духовности и стремится передать людям Божье послание о гармонии и всеобщем братстве.

Известность к Джотто пришла во время его первого путешествия в Рим, когда он написал некоторые фигуры апостолов на бронзовых щитах в церкви Санта Мария Маджоре (1258–1286). Он выполнил их в стиле Чимабуе и Арнольфо ди Камбьо, которые руководствовались принципами композиционной ясности и цельного объемного пространства фигур. Эти стилистические приемы Джотто использовал позднее, работая в Капелле Скровеньи в Падуе. На раннем этапе развития итальянской живописи он создал новый язык изображения пространства и объемности фигур. Среди его нововведений – объединение фигур в группы по три внутри одной лоджии, обрамленной изящными колоннами, изображение персонажей в действии внутри архитектурного пространства. В более поздних работах мастера ощущается влияние живописной манеры Пьетро Каваллини: циклы фресок в Санта Мария ди Травестере (1291) и Санта Чечилиа (1293). В Падую Джотто приехал уже зрелым художником с собственной уникальной живописной манерой. Слава о его художественных нововведениях привлекала в Капеллу верующих, из-за чего даже возник конфликт с соседней церковью Эремитани (Отшельников). Капитул монахов отшельников выразил в связи с этим официальный протест епископу города Падуи.

Портрет Энрико Скровеньи, по заказу которого была построена Капелла, выписан Джотто в самой масштабной фреске “Страшного Суда”, где Энрико, преклонив колени перед Марией, стоящей между святым Иоанном и святой Екатериной, подносит модель Капеллы в знак почтения и преданности Деве Марии. Падуанский цикл фресок Джотто являет собой величайший шедевр итальянского искусства по технике выполнения, замыслу и творческому гению. Художник здесь устанавливает четкую пропорцию между живописными пространствами, следуя “перспективным” решениям, предваряющим перспективу Ренессанса.

Разрабатывает Джотто и новые стилистические приемы: вместо четко прорисованных профилей у него присутствуют мягкие, непрерывные линии, легкие светлые тона на ликах и руках, глубина и выразительность взгляда подчеркивается затемнением коричневым цветом вокруг глаз. Часто применяется обратный ракурс в написании лиц и фигур для изображения “молчаливого присутствия”. Для придания дополнительного объема четко прорисовываются складки одеяний. Так, на фреске “Поцелуй Иуды” складки на одежде и мантии священника драпируют тело, погружая его в тень. Лица персонажей фресок зачастую ярко индивидуализированы, как на фресках “Обручение” и “Свадебное шествие”: озаренные небесным светом лица Марии и ее подруг прекрасны каждое по-своему.

Последние серьезные реставрационные работы в Капелле длились около семи лет и завершились в 2002 году. Фоторепродукции, которые мы имеем возможность наблюдать на выставке, были сделаны по окончании этих работ. Чтобы обеспечить равномерное освещение с помощью искусственного света, съемки проводились в ночное время, что гарантировало однородность изображения и постоянную колориметрию. Увеличенные фотокопии фресок в масштабе 1:3 представлены в одном из залов библиотеки на вертикальных стендах. Здесь же вывешена серия познавательных стендов о Джотто и его работах, о Падуе периода Треченто, о фресках и реставрации Капеллы.

Эта уникальная выставка стала возможна благодаря усилиям ее уважаемых организаторов, в числе которых: Президент Регионального объединения области Венето Джанкарло Галан, Советник по туризму области Венето Флориано Пра, Глава провинции Падуя Витторио Казарин, Президент Торговой палаты промышленности и ремесел г. Падуи Джанфранко Кьеза, Президент Ассоциации “Друзья России” Маурицио Маркасса, Генеральный директор Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы имени М.И.Рудомино Екатерина Гениева, ее заместитель по международной деятельности Евгения Росинская, Директор Выставочного центра ВГБИЛ Татьяна Феоктистова и многие другие.

До Москвы выставка с успехом прошла в Барселоне и Жероне, Веймаре, Фрейбурге, Тайбее и Сантьяго. После российской столицы на очереди Петербург, который не мог позволить себе пропустить такое событие.

Признанный новатором техники живописи и оказавший колоссальное влияние на художественные направления последующих веков, Джотто – ярчайший представитель эпохи Треченто. Тот факт, что спустя многие столетия, несмотря на необратимость времени, естественный процесс коррозии, природные катаклизмы, бомбардировки времен Второй мировой войны, Капелла сохранилась и фрески Джотто сохранились для нас и последующих поколений, – это ли не свидетельство величайшего Божьего промысла.

Наталья Новикова

Рождение Иисуса



Крещение



Распятие



Воскресение Христа

Версия для печати