Журнальный зал

Русский
толстый журнал как эстетический феномен

Опубликовано в журнале: Урал 2010, 3

Память региона

 

Память региона

 

Хроника литературной жизни Урала ХIV — первой половины ХХ века (Свердловская, Челябинская, Курганская, Оренбургская области) / УрО РАН, Объединенный музей писателей Урала. — Екатеринбург: Банк культурной информации, 2009.

 

Издание этой Хроники — явление долгожданное. В течение нескольких лет исследователи из Екатеринбурга (Ю. В. Клочкова, Ю. С. Подлубнова, И. В. Козлов, Е. В. Харитонова), Оренбурга (А. Г. Прокофьева), Челябинска (Н. С. Журавлева) собирали и обрабатывали материал, то есть просматривали многочисленные газеты, журналы, обращались к архивным документам, имея цель восстановить литературные события и раскрыть общее течение культурной жизни региона. Поскольку далеко не все источники есть на Урале, работать приходилось в библиотеках Санкт-Петербурга и Москвы. Большую помощь проекту оказали студенты филфака УрГУ, направленные в отдел краеведения библиотеки им. В. Г. Белинского для сбора материала в газетном фонде, а также сотрудники Объединенного музея писателей Урала (Л. А. Чеснова, Е. П. Буланова, Г. Ю. Комогорцева, М. Л. Кряжевских), дополнившие сведения, собранные другими.

Композиционно Хроника разбита на семь разделов: 1 — культурная и литературная жизнь Среднего и Южного Урала ХIV в. — 1916 г.; 2, 3, 4, 5 — литературная жизнь Екатеринбурга—Свердловска и области 1917—1959 гг.; 6 — культурная и литературная жизнь Южного Урала 1917—1949 гг.; 7 — литературная жизнь Оренбургского края ХХ в. Целью Хроники стало детальное — из года в год, из месяца в месяц, а по возможности — изо дня в день — воссоздание панорамы литературной жизни Урала. Как пишут в предисловии ответственные редакторы М. А. Литовская и Е. К. Созина, “хроникальный принцип систематизации материала позволяет по возможности полно представить, каким образом развивалась литературная жизнь в крае, который традиционно считался глубокой провинцией, культурной периферией”. Хроника показывает, что в своем культурном развитии Урал отнюдь не отставал от центральной России — просто его приоритеты подчас носили иной характер. Много значила, конечно, пролетарско-индустриальная, а в XVIII — XIX вв. горнозаводская ориентация края, определившая особый характер создаваемой здесь литературы, но и способствовавшая уже в ХХ веке, в годы становления и развития советского строя, чрезвычайно широкому развитию массового пролетарского искусства. Не случайно в 1934 г. на Первый съезд советских писателей была отправлена делегация с Урала — далеко не всем областным писательским организациям было дано право представительствовать на съезде и уж тем более держать на нем речь, как Н. Куштуму.

Необходимо отметить, что Хроника является лишь частью глобального академического проекта по изучению истории литературы Урала, осуществляющегося благодаря совместным усилиям сектора истории русской литературы Института истории и археологии УрО РАН, филологического факультета УрГУ, Объединенного музея писателей Урала и поддерживаемого рядом других организаций города. Проект призван внести вклад в формирование имиджа Урала как генератора культурной жизни страны, имеющего свое лицо и свою систему репрезентаций. Во многом Хроника продолжает предшествующее издание: это “Литературная жизнь Урала ХХ века” (литературоведческая концепция музейной экспозиции), выпущенная годом ранее и написанная примерно тем же коллективом авторов. Если в концепции были четко прописаны развитие литературного процесса региона, крупнейшие события литературной жизни, частично и художественные практики, востребованные на Урале в ХХ в., то Хроника существенно дополнила все это эмпирическим материалом. Наряду с другими изданиями, сопутствующими академическому проекту, как, например, сборники статей “Литература Урала: история и современность”, коллективная монография “Литературный процесс на Урале в контексте историко-культурных взаимодействий: конец ХIV — ХVIII вв.”, Хроника делает явным то, что было скрыто под спудом истории: богатство и разнообразие литературной и культурной жизни региона, особенно на протяжении ХХ в.

Очевидно, что, несмотря на всю объемность, Хроника все же неполна и требует доработки. Не представлены в ней события литературной жизни Перми, которая традиционно является мощным культурным центром Урала. Впрочем, этот пробел во многом искупается тем, что в 2007 г. исследователи из Пермского государственного университета под руководством В. В. Абашева выпустили аннотированный библиографический указатель “Литературная жизнь России конца ХIХ — начала ХХ века на страницах пермской печати (1890—1917 гг.)”, дающий четкое представление о развитии литературной жизни Перми на протяжение двух последних веков. Кроме того, в Хронике пока не отражена литературная жизнь Урала второй половины ХХ — начала ХХI в. Как отмечается в предисловии, “в какой-то мере данное издание можно рассматривать как попытку предварительной реконструкции литературной жизни одного из регионов нашей страны на протяжении довольно длительного времени”. То есть работа по созданию полной хроники продолжается, и есть основания полагать, что это не последнее ее издание.

В заключение хотелось бы отметить энтузиазм директора издательства “Банк культурной информации” Юрия Яценко. Безвозмездно и, как показывает текущий опыт, практически бескорыстно он взял на себя издание, а теперь еще и распространение Хроники. В наше время мало написать и составить культурно значимую книгу — важно найти деньги на ее выход в свет, а также осуществить пиар-акцию, чтобы книгу купили — и т.д. и т.п. Рецензируемая Хроника не относится к числу популярных изданий, — тем ценней роль издателей-энтузиастов. Но, думается, и у региона должны находиться средства на издание литературы подобного рода, ибо так растет, развивается и обретает свою историческую память сам регион.

 

Юлия ПОДЛУБНОВА

Версия для печати