Журнальный зал

Русский
толстый журнал как эстетический феномен

Опубликовано в журнале: Урал 2004, 10

Хрестоматийный пример творчества

Олег Дозморов. Восьмистишия. — Екатеринбург, Издательство Уральского университета, 2004. — Серия Ex Versibus.

Третья книга известного екатеринбургского поэта включила в себя тридцать два уже всеми внимательно прочитанных стихотворения, объединяющий фактор для которых вынесен в заголовок книги. Собранные в книге тексты (повторюсь, тексты известные, часть из которых опубликована и в предыдущей, недавно вышедшей книге поэта) расположены в классической хронологической последовательности — от датированных 1997 годом до написанных в 2002.

Оформлена книга просто академически. На строгой скромной обложке нанесенные латиницей инициалы автора, латынью же обозначено название серии.

Перечисленные факторы — сложившийся корпус текстов, подчеркнутая хронологией и стилистикой этапность издания — позволяют говорить о том, что рецензируемая книга является не только отражением творческого пути автора, но и необходимым элементом российского поэтического процесса.

Этот факт особенно важен в контексте, опять же обозначенном выше — в контексте сериальном. Так получилось, что современное российское книгоиздание в поэтической области структурировано достаточно четко. Внимательно прочитываются специалистами и замечаются читателями, по сути дела, практически только разнообразные поэтические антологии, а также книги, выходящие в авторитетных сериях, которые можно пересчитать по пальцам одной руки. Поэтическая серия издательства ОГИ, аналогичные проекты издательств “Новое литературное обозрение”, “АРГО-Риск”, “Пушкинский фонд” более-менее исчерпывающе отслеживают тот или иной сегмент современной отечественной поэзии.

В означенном контексте появление в Екатеринбурге, в издательстве УрГУ, давно и хорошо известном своими книгоиздательскими проектами как раз в области стихов, новой книжной поэтической серии выглядит важным, обнадеживающе-радостным событием. Серия Ex versibus была затеяна в этом году Литературной общественной организацией Товарищество екатеринбургских поэтов — Т.Е.П.Л.О. Данная организация тоже достаточно молода, от роду ей также менее года, собрана она была на базе двух екатеринбургских Союзов писателей и ставит, надо полагать, перед собой задачу помогать творческой реализации своих членов.

Подобные попытки предпринимаются время от времени теми или иными людьми, однако далеко не все из этих попыток бывают адекватны и продуманны. В данном случае мы имеем счастье наблюдать вполне адекватное и продуманное, как по контенту, так и по маркетингу начало. Насколько мне известно, второй книгой серии станет книга стихов нижнетагильского поэта Алексея Сальникова. Для старта серии сочетание книги хорошо известного “толстожурнального” поэта Дозморова, к тому же книги, ставящей перед собой цель закрыть некий период творчества состоявшегося автора, с дебютным сборником молодого поэта, ориентированного на инновационные поэтические направления — сочетание беспроигрышное, заявляющее о широте и современности взгляда кураторов серии на поэзию и книгоиздание.

Однако вернемся к собственно стихам Олега Дозморова. Несмотря на многократно помянутую их известность, несмотря на то, что и сам я не так давно писал о некоторых из них в своей рецензии на книгу Дозморова “Стихи”, не сказать собственно о текстах вообще ничего было бы категорически неверно.

Когда-то я уже говорил, что в своей технической безупречности, в своей приближенности к школьнопрограммным образцам классической русской поэзии эти — подчеркиваю, эти — стихи Дозморова сами по себе для меня не слишком интересны. Это хорошие стихи, однако интересны они в первую очередь в качестве свидетельства, документа осознанного развития поэта. Эти восьмистишия, особенно в сравнении с ранними стихами Олега с одной стороны и с наиболее новыми его стихами — с другой (поэт, кстати, в последний год, тьфу-тьфу, активно и замечательно пишет), выглядят предельно сухими, рафинированными как в плане высказывания и эмоций, так и в плане формы. Очевидно, поэт сознательно, под воздействием различных внешних факторов и внутренних соображений сдерживал себя на протяжении долгих трех с лишним лет. Подобное усилие, да еще при условии сохранения авторского голоса — а у Дозморова в восьмистишиях сохраняется узнаваемая авторская интонация — зачастую приводит к определенному совершенствованию письма. Что мы и можем наблюдать по более свежим текстам поэта.

В заключение хочется, во-первых, поздравить всех литераторов и любителей поэзии с открытием новой многообещающей книжной серии, а во-вторых — высказать своеобразный прогноз относительно судьбы “Восьмистиший” Олега Дозморова. Мне кажется, что этому циклу, вполне возможно, уготована судьба хрестоматийного примера сознательного, умного поэтического творчества. Пройдет несколько лет, и, как знать, этот цикл будут штудировать школьники и студенты.

Вас. Чепелев

Версия для печати