Журнальный зал

Русский
толстый журнал как эстетический феномен

Опубликовано в журнале: Слово\Word 2005, 47

Татлин Владимир Евграфович

ТАТЛИН ВЛАДИМИР ЕВГРАФОВИЧ

16 (28) декабря 1885, Москва - 31 мая 1953, Москва

Художник, дизайнер, сценограф, один из крупнейших представителей новаторского движения в искусстве 20 века, родоначальник художественного конструктивизма.

Родился в дворянской семье, отец инженер-технолог; из-за тяжелой семейной ситуации в 13 лет убежал из дома, жил случайными заработками, плавал юнгой в Турцию, помогал иконописцам и театральным декораторам. До этого обучался в Харьковском реальном училище (4 класса), затем в 1902- 1903 – в 1-м классе УЖВЗ, в августе – октябре 1904 в Одесском училище торгового мореплавания; в 1905-1910 в Пензенском художественном училище (у Афанасьева, И.Горюшкина-Сорокопудова и др.), где получил звание "профессионального рисовальщика (по отделу живописи)". Параллельно занимался в ряде студий и авангардных кружков Москвы и Петербурга – у И.Машкова, Я.Ционглинского, М.Бернштейна, М.Ларионова (с которым тесно сошелся в 1908-1912); в 1911 рисовал обнаженную натуру в московской студии А.Моргунова, где в это же время работал В.Серов. С 1911 каждое лето (до начала первой мировой войны), нанимался матросом на пароходы, побывал в Болгарии, Турции, Греции, Сирии, Египте, Палестине, Ливии. Выдвинулся и вскоре приобрел универсальный авторитет в среде русского авангарда; участвовал в иллюстрировании футуристических книг, в конце 1911 оформил спектакль "Царь Максимилиан" в Московском литературно-художественном кружке, затем, без внешних заказов, работал над сценографией опер Глинки "Жизнь за царя" (1913-1915) и Вагнера "Летучий голландец" (1915 -1918); в живописи начал с поисков обобщенных синтетических форм, сочетавших иконописную традицию и рондо-кубизм: "Матрос" ("Автопортрет", 1911, ГРМ), "Композиция из обнаженной натуры" ("Натурщица", 1913, ГТГ) и др.; параллельно развивалась аналитическая тенденция ("Композиционный анализ", 1913, не сохранился). Разойдясь с Ларионовым, летом 1912 организовал собственную студию, в которой регулярно или эпизодически занимались живописью А.Веснин, Л.Попова, А.Моргунов, Н.Удальцова, Р.Фальк, В.Ходасевич, Н.Роговин, К.Малевич и др. (до осени 1915), велись аналитические исследования формы. С этого времени и до конца 1920-х – один из двух главнейших лидеров русского пластического авангарда, наряду с Малевичем, с которым связан дружбой-враждой и взаимовлияниями выдвинутых ими позднее основных русских течений – конструктивизма и супрематизма.

Участвовал в выставках: Третий салон "Золотого руна" (?, 1909-1910), 2-й салон Издебского (открыт в феврале 1911), "Союз молодежи" (1911, 1912, 1912 -1913, 1913-1914; член общества с января 1913), "Бубновый валет" (1913), "Мир искусства" (1913, 1913-1914), "Современная живопись" (1912-1913, 1913-1914). В феврале-марте 1914 как певец-бандурист сопровождал выставку русского народного искусства в Берлине затем приехал в Париж, где в марте 1914, вместе со скульптором Ж.Липшицем, посетил мастерскую Пикассо. В мае 1914 устроил "Первую выставку живописных рельефов" (они же "материальные подборы" и "контр-рельефы") – нового типа абстрактных объемно-пространственных произведений искусства, скомбинированных из "неэстетичных" материалов (железо, картон, дерево, стекло, штукатурка и др.) и готовых изделий (обои, тисненая фольга, предметы или их фрагменты и пр.), частично обработанных живописными средствами; показывал их на выставках "Художники Москвы - жертвам войны" (1914-1915), "Трамвай В", "1915 год" (1915), "Магазин" (1916) и в принципе отказался от традиционной живописи. Контррельефы стали началом конструктивистской линии в русском искусстве, а сенсационное впечатление от них сказалось в 1914-1916 на всем русском авангарде (с 1916 начинаются многообразные попытки синтезировать идеи Татлина). После революции активный участник организации новой художественной жизни: в 1917 – член "левого блока", председатель "Молодой федерации" в новом профессиональном союзе художников-живописцев; с 1918 – председатель Московской художественной коллегии Наркомпроса, член Отдела музеев, куратор реформы художественного образования и монументальной пропаганды; инициатор и активный деятель "музеев художественной культуры" (1919-1923), председатель "Объединения левых течений в искусстве" (1921-1925), руководитель Отдела материальной культуры в Гинхуке (1923-1925). В 1919 - 1925 работал в Петрограде-Ленинграде; 192 5-1927 - в Киеве, с 1927 - в Москве. В 1917 участвовал в оформлении "левыми" кафе "Питтореск". В 1919-1920 создал проект и модель наиболее известного своего произведения – "Памятника III Интернационала" (Башни Татлина) – колоссального символического здания-монумента, в котором предлагались оригинальные пространственно-конструктивные сочетания консольных, спиральных, стержневых, подвесных и кинетических форм – как результат "синтеза методов живописи, скульптуры и архитектуры". В 1923 поставил (в Гинхуке) как режиссер, сценограф и актер спектакль по поэме В.Хлебникова "Зангези", давая свою версию "конструктивистского театра". В этот период принял ранее чуждую ему идею утилитарно-прикладной функции современного искусства – делал модели новой одежды, посуды, печи и т. д.; руководил работой фотокинотеатрального отделения в Киевском

             Татлин в Новодевичьем Монастыре 1932г

художественном институте (1925-1927), преподавал обработку дерева и керамики в московском Вхутеине (1927-1930), оформил несколько книг. В его дизайне доминировало, однако, выдвижение идей и моделей, осуществление которых труднодостижимо или в принципе проблематично, так как современное искусство, по его мнению, было призвано выдвигать проблемы перед техникой. Итог этой концепции – модель одноместного птице-подобного летательного аппарата "Летатлин" (1929-1932). В 1931 удостоен звания заслуженного деятеля искусств РСФСР. В 1932 была организована единственная при его жизни персональная выставка. В последующие годы творчество Татлина рассматривалось как наиболее очевидный и "вредный формализм". Художник вынужденно вернулся к сценографии ("Комик XVII столетия" в МХАТ-2, "Не сдадимся" в Камерном театре, оба в 1935; "Дело" в Центральном театре Красной Армии, 1939-1940; "Глубокая разведка" – МХАТ, 1940-1943, и около 20 других спектаклей до конца жизни); имел постоянные трудности с работой (эскизы и панно для ВСХВ в 1938 уничтожены как "политически вредные"). В конце 1940-х – 1953 подрабатывал консультациями в архитектурной мастерской Л.Руднева и возглавлял бригаду художников, делавших наглядные пособия для Московского государственного университета. С конца 1930-х писал пейзажи, натюрморты, портреты. Персональные выставки состоялись в 1967 в Стокгольме и в 1977 в Москве.

А.С.

Версия для печати