Журнальный зал

Русский
толстый журнал как эстетический феномен

Опубликовано в журнале: Сибирские огни 2007, 11

Коротко о книгах

Огни Кузбасса. Издание Союза писателей Кузбасса. 2007, № 3.

Номер буквально благоухает русской, сибирской православной духовностью. Прозаический отдел журнала открывают главы из романа А. Родионова “Азъ грешный…” — произведения о людях и свершениях Сибири петровской эпохи. Сам автор в предваряющем “Слове к землякам” задает вопрос, требующий соборно-православного ответа: “Что весомей — воля царя-самодура или воля народной стихии к покорению пространства?” В рассказах молодого священника С. Адодина Бог посещает как жителей залитой дождями деревни, так и рокера-стоматолога и даже трехмесячного младенца, убитого абортом: лишь последнему не дано вкусить греха и зла, царящего на земле. Благодатью незримого Божества, не торопящегося делать людям добро, овеяна печальная повесть В. Есенина “Пустоцвет” о верующем мальчике, поступившем в свинопасы к соседу-“бесу”, чтобы заработать на новые брюки. Автор мгновенно затем переходит к закатным годам героя, увы, тоже оказавшимся заурядным “пустоцветом”, променявшим веру на деньги. В. Распутин, однако, в беседе с И. Гончаровым, известным поборником “Русской школы”, выразил уверенность в грядущем торжестве православия: “У нас есть массовая склонность к вере”. Тема сибирской духовности продолжена в публицистической повести Ю. Тотыша о художнике В. Сотникове, а также в поэзии, которую представляют в номере В. Козлов, А. Бельмасов, В. Еременко, Е. Елистратова, Н. Бецевич, Е. Франк.

 

Складчина. Литературный альманах. 2007, № 2 (7).

В этом номере тон задает антиквариат. В “парижском” рассказе И. Пожарицкой столица современной Франции именуется по-старому Лютецией, в которой живут “крылатые существа”, т.е. ангелы, отсутствующие в ее родном “захолустном городишке”. В. Вайнерман повествует о житии знаменитого в том же захолустье антиквара Михалыча, убитого из-за золотого старинного самовара нынешними “братками”, антиподами “крылатых существ”. Перебирая старые же фотографии, “один из лучших гитаристов мира” — герой рассказа А. Поникаровской, довспоминался до чьей-то внутриутробной смерти, возможно, своей. Тему вечно живого антиквариата продолжает Н. Березовский, поведавший о том, как удачно извлеченная из кладовки пишмашинка “Москва” заменила ему сломанный компьютер. Но главное, она заставила вспомнить о людях — “прозаике от Бога” А. Плетневе и зарисовать абрис мастера по машинкам, умеющего по ним читать “характеры и нужды их владельцев”. Р. Удалов тоже вспоминает, но уже о многом и о многих: об омских “шестидесятниках”, “грозных” военных годах и обретенном “втором” писательском дыхании. Поэзию в журнале представляют Д. Румянцев, О. Клишин, Ю. Бунина, И. Федоровский, И. Четвергова. Представлены также и традиционные рубрики “У нас в гостях”, “Критика и литературоведение”, “Иронический ракурс”, “Прочтите детям”.

 

Золотцев С.А. Столешница столетья. Три романа. — Псков, АНО “Логос”, 2007.

В книге известного российского писателя и поэта, органически сочетающего острую публицистику и благородный русский язык, как всегда веет настоящий русский дух. Тем с большим отторжением читаешь о “разномастной нечисти… жестоко ломающей, уродующей” (из аннотации к книге) жизнь не столько героев романов “Тень мастера” и “Камышовый кот Иван Иванович”, сколько всю Россию, от столицы до провинции. Роман “Столешница столетья” иного склада. Это “сказание о родове”, посвященное тем “простым, но талантливым русским людям”, которых писатель знал с детских и юношеских лет. На них держалась не только родная автору “Талабская” земля, но и вся страна. Высокий пафос этого “художественно-мемуарного сказания” много говорит подлинно русскому сердцу и духу.

В. Я.

Версия для печати