Журнальный зал

Русский
толстый журнал как эстетический феномен

Опубликовано в журнале: Дети Ра 2009, 8(58)

Литобоз

Ведущий рубрики — Фёдор Мальцев

Вышел в свет № 22 / 2009 «Журнала ПОэтов». В номере напечатаны Ольга Адрова, Маргарита Аль, Александр Бубнов, Сергей Бирюков, Александр Ерёменко, Елена Кацюба, Константин Кедров, Галина Климова, Кирилл Ковальджи, Наталья Никифорова, Галина Мальцева, Евгений Степанов, Андрей Коровин и многие другие поэты.
Номер очень интересный и разноплановый. Напечатаны силлабо-тонические стихи (Александр Чернов, Наталья Никифорова и другие), палиндромы (Александр Бубнов), визуальная поэзия (Елена Кацюба), верлибры (Сергей Бирюков). Представлены разные жанры.

В журнале «Крещатик» № 3 / 2009 запомнился Александр Цыганков из Томска.
Талантливый и, к сожалению, малоизвестный всероссийскому читателю поэт.


Крыло совы

                        Жили стаи рыб на вершине вяза…
                                    Квинт Гораций Флакк


У крика крыльев нет. И словно рыбы немы
И тени на воде, и отраженья, где мы,
Как пламя, гасим все, что крик перекрывая,
Из нас глядит на дно, как будто рыбья стая.

Расходятся круги веков от сердцевины,
И тихо, как в сети всемирной паутины,
И в кроне включен свет, но всяк туда входящий
Едва исторгнет крик, сольется с настоящей
Великой пустотой, до слова и до света.
Сгорает в темноте прямая речь поэта!

Коснется тишины крылом сова ночная,
И робкая листва, как будто рыбья стая,
Разрежет глубину и свяжет, как основа,
Взволнованную речь и сети рыболова.


В № 3 «Крещатика» напечатан также Юрий Перфильев. Автор, который печатается довольно редко, к сожалению. Хотя автор, безусловно, неординарный. Это поэт нового метафорического взгляда, усложненных стиховых конструкций и богатого словаря. Юрий Перфильев пришел в русскую литературу, наследовав самые разные поэтические школы — и школу обэриутства (прежде всего, хочется вспомнить «Столбцы Заболоцкого»), и школу квалитизма (Слава Лён), и школу метаметафоры (Парщиков, Жданов, Ерёменко). При этом Юрий Перфильев — сложившийся, ни на кого не похожий, незаурядный поэт.
Вот он, в частности, пишет.




* * *

                        О. Л.

Стороны поделены на сферы
приложений: лебедь, щука, рак.
Впереди спасительные шхеры
позади туманный Скагеррак.
Из контекста вырванная пристань,
зюйд в корму попутный за двоих.
Этот мир достоин лучших истин
в худших проявлениях своих.
По краям размытый, ближе к центру
узел расхождений вех и дат,
мир, свою срывающий плаценту —
провиденциальный профиздат.
Пусть его героям не до славы
колокольной, наипаче зги,
жатву отличают от потравы
редкие по серости мозги.


Каждое слово здесь на своем месте, каждая метафора сложна, но оправданно сложна, рифмы точны, а в целом виден многообразный мир, в котором мы живем, многомерный мир лирического героя стихотворения. В этой поэзии нет штампов и пересказа, чем грешит большинство стихотворцев, здесь правда высказана в поэтическом тропе, утяжеленном  классическими аллюзиями — таким путем (возможно) и должна идти поэзия.

В журнале «Новый берег», № 24 / 2009, большая подборка Алексея Цветкова. Когда читаешь Алексея Цветкова, понимаешь, какое огромное влияние он оказал на современную русскую поэзию. Безусловно, Цветков — первоклассный поэт. Форма и содержание в его стихах слиты воедино. Стилистических шероховатостей нет.


вердикт

уже никого не накажут
опричь журналиста за труд
лишь белое черным намажут
и красное в лифте сотрут
с востока срывается ветер
но бункер не дрогнет стальной
где спрятан клистир и катетер
для нужд управленья страной

пока не сгустится над спасской
метелью вороний помет
и карлику карлик с опаской
протяжное карр пропоет

пусть пойменным жителям низа
рабам нефтяного сверла
паролем шенгенская виза
а отзыв отъезд навсегда

осанна сердцам обреченным
но честным в отчизне такой
где мажется белое черным
и красное льется рекой

Версия для печати