Журнальный зал

Русский
толстый журнал как эстетический феномен

Опубликовано в журнале: Дети Ра 2009, 12(62)

На вопросы редакции отвечают Владимир Алейников, Сергей Арутюнов, Юрий Беликов, Сергей Бирюков, Елена Зейферт, Аркадий Кайданов, Елена Кацюба, Константин Кедров, Ольга Логош, Наталья Никулина, Нина Огнева, Елена Сафронова, Евгений Степанов

Блиц-интервью


На вопросы редакции:

— Каковы, на Ваш взгляд, главные поэтические итоги 2009 года?
— Чем Вас лично порадовал уходящий год?

отвечают Владимир Алейников, Сергей Арутюнов, Юрий Беликов, Сергей Бирюков, Елена Зейферт, Аркадий Кайданов, Елена Кацюба, Константин Кедров, Ольга Логош, Наталья Никулина, Нина Огнева, Елена Сафронова, Евгений Степанов.




Владимир АЛЕЙНИКОВ (Коктебель, Украина)


— Каковы, на Ваш взгляд, главные поэтические итоги 2009 года?
— Главный радостный поэтический итог — новые вещи моих друзей.

— Чем Вас лично порадовал уходящий год?
— Я много рисовал — и работы мои высоко оценили знатоки современной живописи. Впервые за двадцать лет побывал летом в Москве. Писал стихи и прозу. По прошествии долгих пятнадцати лет, когда не было у меня ни одной изданной книги стихов, дождался выхода в свет новой своей книги. Помог своим друзьям с публикациями их текстов.




Сергей АРУТЮНОВ (Москва)


— Каковы, на Ваш взгляд, главные поэтические итоги 2009 года?
— В который раз сокрушенно сознаю, как узок и по большей части несправедлив, очевидно, мой взгляд на литературную действительность. В той цветущей сложности и простоте, что бушует вокруг каждого из нас, пристально и пристрастно следящих за успехами братьев по цеху, нужно, наверно, полностью вычленить и отделить частное от общего, а я не могу.
Этот год был занят для меня тем же, что и прошлый, — писанием стихов, отзывов и статей, выступлениями, но отрыв от действительности, похоже, лишь усилился. В итоге я не зафискировал для себя каких-то судьбоносных моментов, а как было бы здорово, если бы выход какой-то книги стал поворотным и для меня, и для сообщества в целом, а появление какой-либо статьи четче обозначило бы целостность или раздробленность картины. Скандалы, грызня — вот что доносится и звучит ярче всего, но в них ли суть? Не в счет лично для меня уже давно ни премии, доставшиеся кому-то справедливо или несправедливо, ни многочисленные конкурсы, ни редкие реплики, настойчиво шепчущие о том, что по большей части вся эта активность является декоративной, а настоящее, подлинное по-прежнему созидается в молчании, не на виду, а в высоких теремах, куда нет хода и самым прозорливым обозревателям.
Лидерам процесса, полагаю, куда проще делать выводы, обобщать, проводить параллели. В этом году, после летнего кубка Кафемакса по поэзии, где я сразу же проиграл, для меня стало ясным как день то, что для публики я и значу, и буду значить меньше, чем могу себе представить даже сегодня, — практически ничего. Что не зачеркивает, конечно, сделанного, однако корректирует его. В какую сторону, еще не понял. Летом готов был все бросить и замолчать, но инерция такова, что сделать это сразу не так-то просто.
Надеюсь из этого опроса узнать, что произошло на самом деле, если вообще происходило.

— Чем Вас лично порадовал уходящий год?
— У меня растет сын. Когда он трогает меня за нос, я чувствую, что остальной мир куда-то проваливается, и если я для чего-то и жил до этих мгновений, то для того, чтобы они, наконец, случились. Отцы поймут меня. Матери, впрочем, тоже, наверно.
И нет мне больше никакого дела до того, на какой строчке рейтинга застряли мои скудные инициалы, и, может быть, это лучшее состояние из возможных. Иначе все превращается в гонку тщеславий, от гонки вооружений отличающуюся разве что мизерными масштабами.




Юрий БЕЛИКОВ (Пермь)


— Каковы, на Ваш взгляд, главные поэтические итоги 2009 года?
— Вопрос предполагает открытие бутылки шампанского. Приходится открывать водку. Пить горькую. Все чаще итогами становятся потери. 2009-й унес близких людей. В начале зимы — жившего в Обнинске Валерия Прокошина, в конце сентября — Юрия Влодова, скончавшегося в коридоре одной из московских больниц, где дули сквозняки. Оба — дикороссы первого призыва, авторы составленной мной и вышедшей в свет в 2002-м году книги «Приют неизвестных поэтов (Дикороссы)». С Прокошиным до последнего момента перебрасывались сообщениями по электронной почте, с Влодовым говорили по телефону. В который раз приходится констатировать, что поэтов в России (если они, по определению Высоцкого, «не будут скользить, словно пыль по лучу», а останутся поэтами крестного пути) начинают окликать и оценивать запоздало — после физического ухода. Россия любит быть плакальщицей. Если бы этих поэтов, впрочем, как и других (печальный список протяжен) наделили вниманием, коего они достойны, я думаю, и болезни, их скосившие, отодвинулись бы, а то и вовсе сошли на нет. Нельзя сказать, что таковых подвижников не было, но ряд их мал, да и ограничен возможностями. А где государство? Ау! Является милиционер.

— Чем Вас лично порадовал уходящий год?

— В пронизывающем свете предыдущего ответа, было бы нелепо, если бы я начал изображать прыжки радости. В уходящем году последовал примеру Бунина: «Затоплю камин, буду пить. Хорошо бы собаку купить». Я — о собаке. Отбил ее у бомжей, когда она была еще крохотным белым комочком. Бомжи отбирают щенков у бездомных ощенившихся сук и либо продают на рынке, либо пожирают. Я отнес Малышку ее матери. Это было единственное оставшееся у нее чадо. Я покупал в универсаме для Малышки молоко — ходил на улицу поить ее и подкармливать. Когда кто-то ее отравил, — принес домой, где отпоил Малышку растворенным в воде полисорбом. К чему я это говорю? К тому, что радовался радостью четвероногого существа, благодарного человеку. Как она прыгала, как била хвостом, завидев меня! Но обоюдные радости были перечеркнуты. Я уже купил ошейник, чтобы окончательно приучить собаку к дому, но тут срочно надо было ехать в Москву на вечер памяти Юрия Влодова в ЦДЛ, и я оставил ее в стае. Думал, вот вернусь… Вернулся, а ее забрали собачники. Причем — «охотники за головами». Это нелегалы, которые по любому звонку отстреливают животных, получая при этом, как мне рассказали люди сведущие, по 500 рублей за голову. Вот я и живу с утраченной радостью в сердце и виною перед Малышкой.




Сергей БИРЮКОВ (Галле, Германия)


— Каковы, на Ваш взгляд, главные поэтические итоги 2009 года?
— Главные итоги в том, что итогов нет.
Есть разнообразное движение современной поэзии. Постепенно проявляются новые тенденции, например, повышение интереса к звучанию стиха. Есть некоторый этап, в котором продолжается восстановление картины русской поэзии ХХ века (выход книг Георгия Оболдуева, Бориса Поплавского, Юрия Влодова). И в то же время этот год запомнится значительными потерями: Всеволод Некрасов, Валерий Прокошин, Лев Лосев, Александр Межиров, Алексей Парщиков, Евгений Сабуров, Юрий Влодов, Михаил Поздняев...

— Чем Вас лично порадовал уходящий год?
— В этом году мне удалось в какой-то мере осуществить давний замысел — сделать программу чтения, состоящую из произведений классического авангарда и моих собственных вещей, посвященных этим авторам, которые век назад начали завоевывать поэтическую сцену. Я читал целый вечер в знаменитом Доме Матюшина и Гуро, в котором сейчас располагается Музей Петербургского авангарда. Если учесть, что я впервые прочел стихи Елены Гуро в 1968 году и затем занимался ее творчеством, а сам Дом на Песочной был для меня с юности таким средоточием новейшего русского искусства, то можно представить, с каким чувством я шел на эту акцию, так сказать! Были и другие интересные события: вечера моей студии АЗ в Тамбове, фестиваль «Лапа Азора» в Москве, Дни русской поэзии в Вене (совместно с Еленой Кацюбой, Константином Кедровым, Виктором Клыковым), участие в Первом европейском фестивале slam poetry в Берлине.
Я не часто вообще печатаюсь, но в этом году почему-то вышло несколько публикаций, в том числе в «Детях Ра», в «Футурум АРТе», в «Топосе», «Студии», в международной антологии «Поэзия в Европе» (Вена) и ряде других изданий. Наконец под занавес года в издательстве «Русский Гулливер» вышла моя книга «Поэзис» (впервые в России, после 10-летнего перерыва). И почти одновременно вышел аудио-диск «Звуковые соответствия», который мы с моими коллегами Сашей Бабулевичем и Катей Жуковой готовили несколько лет в образованной нами Лаборатории Звучащего Слова. В общем, мы с годом по какой-то неведомой причине решили друг друга порадовать...




Елена ЗЕЙФЕРТ (Москва)


— Каковы, на Ваш взгляд, главные поэтические итоги 2009 года?
— Об известных московских авторах можно говорить долго, затрагивая разные имена, стили, грани творчества. Но, на мой взгляд, 2009 год показателен в другом смысле. В этом году, наконец, стал зримым литературный процесс в периферийных областях.
Искусство живет по своим законам, и важнейшие из них – законы семиосферы, открытые Ю. Лотманом. По одному из них, в не центральных областях искусства зреют новые ядра. На русскоязычном литературном пространстве сейчас становятся заметны первостепенные писатели из стран СНГ и Балтии. К концу второго десятилетия существования Содружества эмоции бурного переходного периода начали угасать. В литературе и культуре, с одной стороны, начал формироваться общий стиль искусства СНГ и Балтии; с другой — появились яркие индивидуальности. Конкретизировать имена еще рано. Но в ближайшие 5-10 лет эта плеяда очертится.
Кроме того, для меня 2009 год — это год ушедшего от нас в Германии Алексея Парщикова.

— Чем Вас лично порадовал уходящий год?
— Знакомством с интересными творческими людьми на III Международном русско-грузинском поэтическом фестивале и III Форуме переводчиков и издателей стран СНГ и Балтии, прошедшем в Армении.
Если говорить о конкретных именах, то мне оказались особенно по душе стихи Игоря Эбаноидзе, поэзии которого я раньше не знала. В периодике эти произведения публиковались уже давно. Надеюсь, что автор выпустит в печать отдельную книгу.
А в книжных магазинах меня всегда радуют новинки таких издательств, как «Время», «Художественная литература», «Культурная революция», «Вест-Консалтинг».




Аркадий КАЙДАНОВ (Нальчик)


— Каковы, на Ваш взгляд, главные поэтические итоги 2009 года?
— Чем Вас лично порадовал уходящий год?

— Признаться, в этом году я не следил за поэтическими публикациями, а то, что попадалось, вызывало ощущение дежавю. Окружающая действительность была избыточно прозаична, от нее веяло сумрачным предощущением распада и смрадным духом разложения. Порою радовала Поэзия в чистом виде: солнце, трава, море... Девушки радовали физически, но эмоционально — ничуть, ибо, когда у них в глазах отражается только мечта о баблосах, они сразу становятся похожи на резиновых кукол из секс-шопа. Ощущение, что был год имитаторов и имитаций — чувств, работы, страсти, единой страны.




Елена КАЦЮБА (Москва)


— Каковы, на Ваш взгляд, главные поэтические итоги 2009 года?
— Замечательно поэтическое событие года: после двухлетнего перерыва вышло сразу два номера «Журнала ПОэтов» — Палиндронавтика и Ремни времени. Нам помог журнал «Взор» (дал рекламу), а поэт Александр Ерёменко отпечатал тираж. В общем-то, нормальная поэтическая жизнь. И, конечно, фестиваль русского авангарда в Вене, организованный Виктором Клыковым. Мы были там с Константином Кедровым и Сергеем Бирюковым. Вена — удивительно музыкальный город, там даже струи дождя звучат как струны.

— Чем Вас лично порадовал уходящий год?
— Из личных событий — поэма «Путешествие тени», вариация на тему Эвридики и Орфея, но глазами Эвридики. И со счастливым финалом, как в опере Глюка. Под эту музыку я читала поэму на 10-м Всемирном дне поэзии в Академии Гнесиных.




Константин КЕДРОВ (Москва)


— Каковы, на Ваш взгляд, главные поэтические итоги 2009 года?
— Печальное событие уход от нас Алексея Парщикова. За две недели до кончины он прислал мне по Интернету письмо и сообщал, что в мае поедет в Сицилию. Писал подробно и о химиотерапии, о своей болезни, но верил в благополучный исход. И правильно —надо верить! Хотя бы в Сицилию… Поэтический новый год и другие вечера ДООСа в Булгаковском доме по инициативе Андрея Коровина вместе с непревзойденным мэтром, всеми любимом Кириллом Ковальджи. Были еще «Весна поэтов», «День защиты детей и поэтов» и так каждый месяц до конца сезона. Открытие нового поэтического салона Евгением Степановым. Отметили выход 22-го номера «Журнала ПО», отпечатанного в типографии Саши Ерёменко. Саша пришел на презентацию в салон Степанова и прочел свое гениальное стихотворение о Парщикове. Номер посвящен «Ремням времени» Маяковского. Был отдельный вечер метаметафоры, где я впервые смог рассказать о метаметафоре все. Создание Союза Поэтов Интернета по инициативе Дмитрия Кравчука на основе миллиона посетителей сайта Стихи.ру. Это произошло 21 марта в ЦДЛ. Так был отмечен 10-й всемирный День Поэзии ЮНЕСКО. Первый Всемирный я провел в 2000-м году в театре Юрия Любимова на Таганке тоже 21 марта. Выступали Вознесенский, Бузник, Витухновская, Кацюба, Юрий Любимов и Валерий Золотухин. Праздник привился навсегда. Запомнились майские Дни Русской поэзии в Вене. Инициатива В. Клыкова. Наши стихи звучали по-русски и по-немецки. Был блистательный доклад С. Бирюкова на немецком. Были стихи Е. Кацюбы, которые можно и не переводить — настолько они музыкальны. Но перевели и ее, и меня, и Бирюкова, и Клыкова. Отзыв австрийских поэтов и критиков: das Wunderbar — чудо. Клыков пел, плясал, читал стихи, переводил. Действительно чудо — das Wunderbar.

— Чем Вас лично порадовал уходящий год?
— Лично для меня главным и неожиданным событием стало появление моего полного собрания поэзии «Или», М. Мысль 2002, на сайте Всемирной Стокгольмской Библиотеки (Internatianella Bibliateket. se) под рубрикой «Рекомендуем прочесть» в разделе «Непознанное».
http://www.interbib.se/default.asp?id=17906&ptid http://www.interbib.se/default.asp?filterType=title&filterExtendedInfo2=on&dummy=dummy&id=6538&filterCriteria=kedrov&topsok.x=8&topsok.y=9
Вторым чудом стало предложение директора государственного издательства «Художественная литература» Георгия Пряхина открыть моим двухтомником серию «Номинанты нобелевской премии». Тут грянул кризис и все остановилось. А потом das Wunderbar! Раздался звонок одного очень известного, пожелавшего остаться неизвестным человека, и с его помощью двухтомник вышел к Книжной ярмарке в начале сентября. http://metapoet.narod.ru/nobel.htm. Третье чудо — я уже второй раз открываю в ноябре поэтический вечер в Политехническом — читаю свои стихи 60-х — 2000-х при полном понимании полного зала.




Ольга ЛОГОШ (Санкт-Петербург)


— Каковы, на Ваш взгляд, главные поэтические итоги 2009 года?
— Главным событием года я, безусловно, считаю издание антологии «Актуальная поэзия на Пушкинской-10» (Киев: Птах, 2009). В ней собраны стихи более сотни поэтов, которые печатались в петербургском журнале «АКТ» или участвовали в АКТуальных чтениях с 2000 года. Мне уже говорили многие знатоки, что это самая сильная из поэтических антологий, выпущенных за последние годы, и я с ними согласна.
Дело в том, что именно эта антология позволяет увидеть живую современную поэзию в развитии — от Виктора Кривулина, Олега Охапкина, Александра Морева, Всеволода Некрасова, Елены Шварц, Сергея Стратановского, Алексея Хвостенко до Дмитрия Григорьева, Натальи Азаровой, Татьяны Грауз или Петра Казарновского.
Кроме текстов петербуржцев, в антологию вошли стихи московских авторов Данилы Давыдова, Татьяны Данильянц, Светы Литвак, Валерия Нугатова, Юрия Орлицкого, Евгения Степанова, а также эмигрантов — Анри Волохонского, Константина Кузьминского и др. Как жаль, что книга выпущена тиражом всего 400 экземпляров, а значит, увидят ее лишь обитатели Петербурга и Москвы!
Несмотря на сложные экономические условия, в этом году активно развивалось фестивальное движение. К важным событиям я бы отнесла XVI Фестиваль свободного стиха, состоявшийся в начале мая в Петербурге, и VII Международный Волошинский фестиваль. На Волошинском фестивале, который прошел в сентябре на берегу Черного моря, меня больше всего поразило многообразие программы. Поэты, писатели, издатели, кураторы представили множество литературных проектов, книжных серий, журналов, альманахов, что свидетельствовало о насыщенности литературной жизни не только в столицах, но и в самых разных регионах России и за рубежом.
На мой взгляд, значимым событием стала публикация выпусков журнала «Дети Ра», посвященных различным поэтическим формам. Палиндромическая поэзия стала темой пятого номера, визуальная поэзия — шестого номера; девятый номер «Детей Ра» был посвящен моностиху. В частности, в пятом выпуске представлены палиндромы таких мастеров, как Константин Кедров, Александр Бубнов, Елена Кацюба, Борис Гринберг, Павел Байков, Арсен Мирзаев. Насколько я знаю, такие тематические выпуски журналов никто больше не издает.
В «Гилее» вышло в свет семитомное Собрание сочинений Геннадия Айги. К сожалению, тираж книги невелик — 750 экземпляров.
А в поэтической серии «Русский Гулливер» в этом году вышел ряд замечательных книг: это «Другой фотограф» Дмитрия Григорьева, «Кажется не равно» Валерия Земских, «Верлибры и иное» Юрия Орлицкого. А книга «Черное солнце эросов» Фотиса Тебризи открыло читателю удивительного поэта-мистика, существовавшего в рамках трех культурных традиций — русской, греческой и суфийской.

— Чем Вас лично порадовал уходящий год?
— Прежде всего, литературными фестивалями! Кроме Волошинского и Фестиваля верлибра, мне запомнился новый фестиваль «Осеннее многоточие». Его организовал в конце октября днепропетровский поэт, редактор литературных альманахов Александр Мухарев. Во время фестиваля я познакомилась с Анастасией Афанасьевой (Харьков), Александром Моцаром (Киев), Максимом Бородиным (Днепропетровск) и другими незаурядными поэтами, живущими на Украине. Открылся фестиваль презентацией нового альманаха «Арт-ШУМ» с текстами на русском и украинском языках. «Арт-ШУМ» был создан летом 2009 года на обломках трех днепропетровских самиздатовских проектов: «Артикля» (1991-2005), «Вольного Листа» (1996-2008) и «Стыха» (1999-2009).
А в начале апреля в Петербурге прошел Первый фестиваль Литературного Радио. Мне запомнились яркие чтения талантливых молодых поэтов, а также парный вечер Вячеслава Лейкина и Олега Левитана в питерском «Кафемаксе».
Если говорить о книжках, для меня событием стала книга ростовского поэта Нади Делаланд «На правах рукописи», в которую вошли стихотворения из пяти книг. Надо отметить также сборник «Кордон», объединивший в причудливом порядке тексты Сергея Жадана, Андрея Полякова и Игоря Сида, «Бутылки света» Дмитрия Строцева, «Кенгурусские стихи» Ани Логвиновой. Я думаю, значимым стало издание двуязычной антологии «Анор — Гранат. Современная поэзия в Узбекистане».
Порадовал меня также третий выпуск журнала «Дети Ра», посвященный «Зинзиверу», со стихами Михаила Ерёмина, Аркадия Драгомощенко, Виктора Ширали, Николая Голя…
Если говорить о себе, самым важным событием стала публикация большой подборки стихов в антологии «Актуальная поэзия на Пушкинской-10».




Наталья НИКУЛИНА (Обнинск)


— Каковы, на Ваш взгляд, главные поэтические итоги 2009 года?
— Поэтические итоги года. На мой взгляд, появилась иная поэзия. Вернее — поэзия меняет платье. Чаще — на вечернее элегантное, правда, без дорогих украшений, но... Иной раз возникает вопрос, а не подоткнет ли она однажды брезгливо подол, чтобы перешагнуть через нечто, кажущееся ей неприличным. Нашей поэзии свойственно бросаться в крайности. То ей позволительно все от барачно-порочного до тюремно-извращенного, а то вдруг она вспоминает о правилах приличия. И, тем не менее, поэзия меняет платье, а, может быть, и дух. Появилась поэзия непорочная. И пример тому — последний Волошинский конкурс. Не было ни одного неинтересного автора. Елена Максина, Алексей Торхов, Валерий Митрохин, Надя Делаланд... Читала с огромным удовольствием.
По большому счету для меня в поэтическом отношении итогом года и повторным открытием стал, как ни странно, Валерий Прокошин. Человек человеку — «terra incognita». Не раз публиковала его стихи на литературной страничке в газете «Обнинск», читала сборники и слушала самые свежие в авторском исполнении, только что «из-под пера» строки... Ан, нет, Валера стал открываться с иной, удаленной уходом, позиции. Расстояния не сокращая, его уход  выправил амплитуду колебаний между его поэзией и самим поэтом. Последние публикации в журналах и подготовка к изданию его поэтического сборника, в котором я принимала посильное участие, расставили все по местам. Между Прокошиным автором и Прокошиным поэтом появился четкий и устойчивый знак равенства. Но открытия, я полагаю, еще впереди. Именно потому, что поэт писал:


Жизнь на земле не может быть другою:
Ни слаще, ни черствей.
На всех предметах, тронутых рукою,
Остался след гвоздей.


— Чем Вас лично порадовал уходящий год?
— Лично меня порадовала моя публикация в «Новой Юности», без какого бы то ни было с моей стороны усилия. Так приятно было неожиданно обнаружить в журнале свое имя и стихотворение. Маленький сюрприз. Побольше бы таких. Еще я возобновила литературную страницу «Бумажный кораблик» в газете «Обнинск», которая бездействовала полтора года. Желаю всем счастья в Новом году и побольше нестрашных открытий:


большие и не очень
елочные игрушки —
укутанные в вату старушки,
лежащие тихо-тихо,
мерцающие воспоминаниями
о той — детской жизни.


 




Нина ОГНЕВА (Ростов-на-Дону)


— Каковы, на Ваш взгляд, главные поэтические итоги 2009 года?
— Заданная формула «поэтические итоги» автоматически побуждает дать всего лишь краткий отчет. Поэтический литпроцесс не только продолжается, но и, на мой взгляд, набирает обороты — несмотря на экономические сложности и социальную нестабильность в стране. Общее достижение русскоязычного стихосложения (что особенно заметно было в уходящем году) — стремительное повышение литературного качества стихотворных текстов. Регионы в этом плане практически не отстают от столиц. Ну, а собственно поэзия — это штучный продукт, как и подлинные поэты.
Границы общего поэтического пространства расширяются стремительно. Возможность энергичного беспрепятственного обмена информацией на уровне автор-читатель (закономерный вариант), автор-автор (усваивание новых технологий, эстетическая подпитка), читатель-читатель (обмен мнениями и впечатлениями) выводит современную поэзию на качественно новый уровень, привнося все новые и новые элементы позитивного воздействия и влияния на человеческое сообщество: подлинная поэзия, эстетика — гуманистичны по определению. 2009-й, как мне представляется, охарактеризовался еще более динамичным движением в этом направлении, в основном, это касается именно регионов.

— Чем Вас лично порадовал уходящий год?

— Порадовало обилие публикаций лучших авторов-ростовчан в отличных периодических изданиях. В частности, в литературно художественном журнале «КОВЧЕГ», который издается в Ростове-на-Дону с 2002 г. и международном журнале «Дети Ра». Подборки поэтов-«ковчеговцев» были опубликованы в № 7 «Детей Ра» под рубрикой «“Ковчег” на карте генеральной». Очень рада продвижению на более просторные читательские площади (публикации в престижных журналах, отдельно изданные книги) отменных наших поэтов Валерия Рыльцова, Александра Соболева, Нади Делаланд, Ольги Андреевой, Сергея Сущего, Александра Месропяна, безвременно ушедшего от нас Гены Жукова. А также выход первых двух томов юбилейного издания замечательного нашего ростовчанина — поэта Леонида Григорьяна, стихи которого опубликованы и в «Детях Ра». Это настоящий подарок просвещенному читателю.




Елена САФРОНОВА (Рязань)


— Каковы, на Ваш взгляд, главные поэтические итоги 2009 года?
— Чем Вас лично порадовал уходящий год?

— Мне хотелось бы начать ответ со второго вопроса. Меня лично порадовал 2009 год тем, что в нем состоялось очень яркое поэтическое мероприятие — совместный творческий вечер в рамках проекта ОГИ «Полюса» Веры Павловой и Игоря Иртеньева. Вечера «Полюсов» — всегда некое культурное событие. Но та встреча «лирика» и «сатирика», талантливых, самобытных авторов, глубочайших личностей, на мой взгляд, была апогеем «полярности», ради которой и затевался несколько лет назад этот оригинальный проект. Воспоминание останется со мной надолго.
Говорить об итогах «поэтического» года на примерах выпущенных кем-либо из авторов (даже самых знаменитых!) сборников стихов мне кажется не вполне корректным — и потому, что книги стихов выпускаются постоянно, а читатель ищет в этом потоке «своего» творца, и потому, что невозможно отследить все новинки книжного рынка в области поэзии, и потому, что даже самый беспристрастный ценитель поэзии не свободен от «вкусовщины»... Поэтому лучшими итогами «поэтического» года я считаю проекты, направленные на популяризацию поэзии, делающие «шаг навстречу» читателям.
В 2009 году таким «шагом» оказался, по-моему мнению, электронный портал «Читальный зал» (www.reading-hall.ru), объединивший сразу несколько журналов и газет (в том числе — «Дети Ра»), специализирующихся на поэзии. А также до меня дошла приятная новость, что Политехнический музей собирается возобновить свои знаменитые поэтические вечера. Вот это — да! Вот это — преемственность поколений!..




Евгений СТЕПАНОВ (Москва)


— Каковы, на Ваш взгляд, главные поэтические итоги 2009 года?
— Для меня очень важно, что в этом году наше издательство «Вест-Консалтинг» выпустило книги стихов крупнейших русских поэтов — Славы Лёна, Владимира Алейникова и Юрия Перфильева. Очень рад двухтомнику Константина Кедрова, книге стихов Сергея Бирюкова «Поэзис», «Колоколу Имяславия» Романа Барабаша.

— Чем Вас лично порадовал уходящий год?
— У меня вышла книга стихов «Две традиции». Я также подготовил к печати книгу авангардных текстов «Зы керзы». Счастлив, что в 2009 году мы не свернули ни одного нашего проекта. Все журналы холдинга «Вест-Консалтинг» («Дети Ра», «Крещатик», «Зинзивер», «Футурум АРТ») и газета «Литературные известия» выходили бесперебойно. Большое спасибо депутату Государственной Думы Николаю Михайловичу Ольшанскому, Александру Марковичу Файну и другим замечательным меценатам и подвижникам.
В этом году холдинг «Вест-Консалтинг» сделал около 500 сайтов и WEB-страниц писателям, в том числе очень известным поэтам — Константину Ваншенкину, Ларисе Васильевой, Александру Городницкому, Николаю Добронравову, Егору Исаеву, Вячеславу Куприянову, Алексею Пьянову, Юрию Перфильеву, Андрею Усачеву. Это стало возможно благодаря сотрудничеству с Московской писательской организацией.
Также в этом году мы сделали сайт лауреату премии Поэт Инне Лиснянской.
Именно этими работами меня и порадовал 2009 год.
Потряс год многими смертями. Ушли мои старшие товарищи Юрий Влодов, Михаил Поздняев, Валерий Прокошин… Ушли другие замечательные поэты, которых я лично не знал. Нынешнее время беспощадно к интеллигенции, которая вымирает у нас на глазах. Самые лучшие, самые утонченные, самые добрые оказываются здесь не нужны.
Хочется верить, что когда-нибудь (хотя бы лет через пятьсот!) все изменится к лучшему.

Версия для печати