Журнальный зал

Русский
толстый журнал как эстетический феномен

Опубликовано в журнале: Дети Ра 2005, 4(8)

Параллельный город Владимира Овчинникова

Художник Владимир Овчинников немногословен, сдержан и в то же время стремителен в делах, нацелен на новые идеи и образы. Оттого и выходят книги с его картинами ежегодно, появляются новые холсты с портретами, пейзажами, натюрмортами. Из всех видов техники он предпочитает пастель. А с 2002 года расписывает стены домов небольшого подмосковного города Боровска.

Сюжеты о знаменитых земляках: Циолковском, адмирале Сенявине, художнике Прянишникове, промышленниках Полежаевых, виды Боровска начала XX века, выполненные по старым фотографиям, сюжет о пожаре 1857 года, когда выгорело полгорода, современные пейзажи. А еще «Окна в мир» — аллея росписей-размышлений о жизни, о человеке:

Распахнуты окна для добрых прохожих.
Пускай распахнутся и души навстречу!
И станет чуть легче тяжелая ноша
На этой аллее средь лип долговечных.

Почти всегда картины сопровождают поэтические строки замечательной поэтессы из Обнинска Эльвиры Частиковой. Ее стихи не просто раскрывают смыл рисованных композиций, но дополняют а часто и развивают мысль художника. Этот союз слова и картины, возникший еще во время работы над иллюстрированным альбомом «Боровск в живописи и поэзии» (четыре десятка художников и поэтов), перерос в семейный союз и продолжает радовать нас новыми творческими удачами.

Замечательны сюжеты Владимира Овчинникова на исторические темы: о протопопе Аввакуме, боярыне Морозовой, шутка о Пушкине — всего около семидесяти росписей за неполные три года работы в летний период. Стараниями художника сквозь больные многолетней слепотой окна старых купеческих особняков проступают образы их жителей, старинные интерьеры, цветы... А то вдруг заколоченное окно отразит уголок современного города или что-то явно из прошлого… И это исчезновение пустых глазниц из повседневной жизни заряжает оптимизмом: ничто не вечно, но существует память сердца.
Не один год муссируется вопрос о национальной идее. Художник Владимир Овчинников не рассуждает об этом вслух, но ярко и образно преподносит нам всем эту самую идею своим творчеством: знание своих корней должно сочетаться с желанием качественного преобразования своей же собственной жизни в каждом конкретном уголке России — притом своими собственными силами, без оглядки на президентов, правительства, телезвезд, так называемую элиту, на бытовые обстоятельства. Как всякая мудрая мысль эта идея проста, многозадачна, многомерна и постоянна. Это не сюиминутный креатив, не доморощенный андеграунд. Художник берет стремянку, краски, выходит на свою добровольную работу ранним утром и работает целый день. Добрые, информативные, колористически выдержанные росписи стали не только визуальным украшением города, но и заставили многих и многих задуматься о прошлом, прикоснуться к своим корням, ощутить потребность осмысленно жить.

Многочисленное сообщество боровских художников, среди которых есть и признанные мастера, пока не рискнуло подхватить и развить инициативу Овчинникова. И это не в осуждение говорю, а чтобы подчеркнуть: не всем по плечу масштабность такого дела! Сегодня эти росписи создали в городе удивительную параллельную реальность, которая воздействует на повседневную жизнь боровчан и многочисленных туристов вполне конкретно: вдруг у местных предпринимателей появилась потребность не просто устанавливать ларьки-палатки, а делать это красиво, с обустройством цветников и фонарей, а у городских властей — вдумчиво реконструировать старые торговые ряды. Граффити поколения «выбирающих пепси» вдруг проявили свою полную беспомощность и отступили стремительно и бесповоротно. Отцы города и района тактично поддерживают художника, не мешая ему, защищая от некомпетентных и просто завистливых нападок.

Художник молод и перспективен. Молод душой. Его азарт, доброта, искренность передаются через росписи всем, кто попадает в поле их воздействия. Художник молод и технологиями: его удивительно современные сюжеты, написанные по, казалось бы, неподготовленной поверхности, (голой кладке силикатного кирпича, отваливающейся (иногда) штукатурке), превращают эти поверхности в органичный элемент росписи и неожиданно становятся носителями подлинной дизайнерской культуры, рукотворность которой с великим трудом в наше зализанное компьютерным совершенством время, пытаются сберечь лучшие современные мастера.

К Овчинникову зачастили журналисты и телевизионщики. О нем появились заметки в центральной прессе, репортажи на общероссийских каналах ТВ. Британское агентство «Рейтер» подготовило информацию о творчестве нетитулованного российского художника из провинции. Едут туристы, специально для того, чтобы посмотреть на это удивительное явление: живопись на стенах русского провинциального городка. А местные жители уже и не представляют себе жизни без этих картин.

Сегодня Эльвира Частикова и Владимир Овчинников приглашают вас на прогулку по городу, обретшему по желанию художника, многомерность и многовременность.

А я лелею мечту о том, чтобы на улочках этого городка появились еще и камерные скульптуры современных признанных и неизвестных мастеров.

Вячеслав ЧЕРНИКОВ









Версия для печати