Журнальный зал

Русский
толстый журнал как эстетический феномен

Опубликовано в журнале: Prosōdia 2016, 5

Радьо Монк: голоса из картин

Предисловие и перевод с немецкого Вячеслава Куприянова

 

Радьо Монк — псевдоним Христиана Хенкеля, который родился в 1959 году. Учился в политехнической школе, закончил училище в Карл-Макс-Штадте (ныне Хемниц) по специальности «Техник театральной сцены». Сочинять начал в 1974 году и быстро попал «под колпак» спецслужб ГДР. Несмотря на одобрительно принятые творческие работы, из-за вмешательства этих служб в 1984 году не был принят в лейпцигский Литературный институт, но остался в Лейпциге жить и работать. Публиковался в немецком «самиздате», выступал как автор и музыкант-исполнитель в различных молодёжных клубах и художественных галереях. Обратившись в 1988 году к изобразительному искусству, он вместе с Эдит Тар, фотохудожницей, организовал ряд выставок и художественных проектов, выходили и его сборники стихов. В 2001 году поступил в Высшую школу графики и искусства книги в Лейпциге, которую окончил в 2004 по специальности «видеоискусство».

В своих стихах он нашёл собственный взгляд на поэзию сквозь живопись, что не было иллюстрацией к известным образцам, нет — у него сама картина обретала голос и смотрела своими глазами на автора и на зрителя. При этом картина может быть кем угодно, хотя бы преподавателем йоги. Ирония особенно любима Радьо Монком. Он работает на пересечении разных видов искусства и считается успешным поэтическим экспериментатором. Член Союза писателей ФРГ и ряда других творческих объединений.

Цикл «Баварская йога» был написан во время пребывания под Мюнхеном на стипендии в Международном доме художника «Вилла Вальдберта» в 2009 году. Роскошный вид оттуда с возвышенности на Штарнбергское озеро весьма способствует фантазии и медитации.

 

Вячеслав Куприянов

 

 

 

Из книги «Баварская йога»

ПОЛОЖЕНИЕ ЗНАНИЯ

Прежде чем Вы сможете что-то узнать, Вы должны найти пути,
На которых Вы лучше всего вспоминаете.
Пойдёте Вы с солнцем, с луной или со своей собакой? Выберите себе
Путь, который доставит Вам удовольствие.
Когда Вы выбрали путь, задержитесь, чтобы ощутить
Мёртвый ток в Вашем мозгу, называемый в Каббале яббок.
Расставьте углом Ваши локти, вдохните всем животом и покачайтесь
Стоя на пятках, взад и вперёд.
Если вы чувствуете укол, значит, ваша иммунная система вырабатывает
Субстанцию, которая защищает от яда чужого опыта.
С каждым мигом Вашего бытия накапливают Ваши клетки
Знание, которое Вас опекает на сложном пути
И вытекает в мертвый ток яббок.
Вы принимаете это знание за Ваш собственный опыт,
Но это опыт чужих путей, которые Вы постепенно
Превращаете в спрямлённую плоскость.
Попытайтесь увидеть картину, какой Вы ещё не видели.
Картину без крючка, без рамы и без стены.
Лишь Вам видимую картину.
Попытайтесь, несмотря на наплыв картин, продуцирующий мертвый ток в Вашем мозгу,
Видеть объёмно и ясно.
При этом безразлично,
Предпочитаете ли Вы сидя, лёжа или в движении
Искать доступ к знанию, ибо знание нуждается
В картине, посредством которой оно в Вас найдёт себе место.
Соответственно это место абсолютно индивидуально, и Вы сами
Должны его обнаружить.
Чтобы в нём упражняться, Вы должны быть аутентичны
И хотя бы единожды в жизни схватиться с ангелом.


ПОЛОЖЕНИЕ БОРЬБЫ

На Вас нападают и Вы не знаете, как защищаться.
Займите основное положение и станьте
Зеркалом.
Если Вы считаете нападение несправедливым,
Вы уже проиграли.
Никогда не становитесь спиной к стене,
Так Вы подстрекаете нападающего к убийству.
Избегайте кармических коллизий низкого
Уровня, Вы не курица
И не ягнёнок.
Не поворачивайтесь к нападающему спиной,
Покажите ему Вашу собственную картину.
Солдаты воспаряют из могил горизонтально,
Трава прорастает сквозь проржавевшие косы.
Армия картин надвигается на Вас
Вы не можете её победить.
Вы в этой борьбе одиноки,
Сознательно сделайте так, чтобы облики на стене
Ни в коем случае не имели возможности двигаться.
Укомплектуйте Ваше оружие, проиграв все позиции,
Какие может занять зритель картины.
Никто из них
Не может быть безопасным.
Если Вы ощущаете лёгкость, на это может влиять
Земное тяготение.
Если Вы сами себе массируете ноги, Вы уже выигрываете очередной этап.
Тени всё знают о стенах, за которыми
Скрываются Ваши враги.
Когда Вы следуете за своими тенями, старайтесь их подмазать.
Рискните господством Ваших теней.
Картины Ваши враги.
Картина не может победить картину.
Откажитесь от желания желать выжить.
Если на Вас нападают, держите руки над головой
И дайте залп из Вашего рта.
Не надо прицеливаться: каждый крюк найдёт свою картину.
И любое нападение это картина.


ПОЛОЖЕНИЕ ОДНОГО ИЗ МИРОВ

Вы сегодня проснулись с чувством,
Что ничья жизнь не длится вечно. На Ваш взгляд из окна нет ответа. Ваши мысли
Ведут себя, как весы
Ювелира, на которых пытаются взвесить картошку.
Картины держат стены, предназначенные для крючков. Рамы поднимают паруса
И делают слышимым сквозняк в Вашем доме.
Вы признаёте, что ничего нельзя открыть, кроме иллюзий. Ваши медитации это
Распорядители красок и ткачи полотен.
Что Вам делать теперь?
Вы завариваете себе китайский чай, маркируете свой лоб индийским пурпуром,
Выбиваете на сковородку французское яйцо, нарезаете русский хлеб, представляете
Зримым снежное поле в Андах и думаете, что нет сейчас смысла включать
Радио
Или открывать свой почтовый ящик. Вы трогаете свой рот и не нащупываете
Ни одного слова, когда-либо сказанного Вами. Прикосновение к глазам
Приводит к тому, что Ваши веки инстинктивно смыкаются.
Наступившая темнота может продлиться вечно.
Вопрос, откуда пришла темнота, пронизывает мгновение ока
И продлевает его до Южного полюса.
Вы видите, как дрейфуют материки и расцветают культуры.
Вы видите, как кометы заносят на землю благородные металлы. Вы
Видите, как торговцы картинами снуют по вашим венам и основывают банки.
Вы переживаете, как архангелы делят в эпохах свои орбиты.
Ваша личность становится долей деления, с которой творение начинает свой
Поход против Ничто.
Ваше происхождение пролетает в форме имени и долговых расписок мимо
Ваших ушей, которые не могут избежать шума рвущейся бумаги.
Вы дышите и понимаете, что с каждым вдохом
Вы всё глубже вовлечены в танец молекул.
Картины погружаются в кислоту, всемирный процесс растворения
Получает своё начало.
Теперь поднимите руки и найдите тот ритм,
Который был задан Вам, когда звёзды
Выбрали Вас для переноса их света.
Если ритм Вами найден, будет смерть поцелуем, на который Вы ответите. Если
Ритм Вами не найден, обратитесь, пожалуйста, в группу гимнастики по реинкарнации.


УПРАВЖЕНИЕ СЕТЬ

Следуйте по следам в сети,
Ныряйте в поток данных.
Избегайте аналогий.
Узнайте маршевый порядок картин.
Фашистскую формацию забвения.
Пиксели суть точки, но в цифровой реальности являются как четырёхугольники.
Так что каждая точка это троянский конь,
Который позволяет завоевателям и авантюристам всех видов
Проникнуть в вашу клеточную систему.
Вы знаете, что картины могут быть использованы
Для захвата Вашего гипоталамуса и таким образом
Мутировать в надзирателей за Вашим поведением.
Вы знаете, как происходит ловля в сети: большим рыбам
Даётся возможность найти свой крючок, малым рыбам
Достаются консервы.
Следуйте по следам в сети: они суть
Пучок данных, многополярный рефлектор неизвестных источников света.
Обнаружьте, что выйдет из картины, которая существует,
Будучи ни разу не виданной. Проследите за тем,
Как картины внедряются в человека.
Проследите за тем, как люди постепенно
Замещаются картинами.
Не делайте слишком поспешных заключений.
Отключитесь от сети.


МЕДИТАЦИЯ НАД РЕЗУЛЬТАТОМ

Вы обоснуетесь где-то, и теперь Вы должны породниться
С этим местом, чьё имя для Вас не важно, ибо место,
Где вы обосновались, теперь принадлежит Вам.
Разделение между Вами и местом посредством
Имени не имеет значения.
Вы смотрите на фитиль свечи, которая
Не находится на сквозняке.
Найдите в свете свечи
Выражение непрерывности Вашего видения,
И вот результат.
Фиксируйте этот результат.
Чем Вы занимались сегодня?
Вы, конечно, стремились в пятую сторону неба,
Против света?
Итак, снова никакой победы над гравитацией,
Но ежедневный труд, который действует только ночью:
Радость от действа всегда заглушает распад
Результата труда, но этот звук насыщает
Изнанку времени – почему иначе
Так много забытых произведений
Заготовлены ради грядущих?


ПОЛОЖЕНИЕ ИСТОРИИ

Примите положение качелей,
Скрестите руки на затылке, или
Закурите трубку.
Вглядитесь во время, закройте глаза.
Что вы видите?
Картины, которые вечно и те же, хотя никогда не повторяются. Нарцисс,
Который стоит под буками, смотрит в воду и Вашу сетчатку
Исследует, чтобы определить, к какому времени отнести картину.
Орды проносятся с облаками: уничтожаются мысли и
Превращаются в созвездия, по которым мысли дальше идут через ночь
На весу, навстречу новым битвам,
Открывая новые земли.
Закладываются монастыри, города, психиатрические клиники,
На карты наносятся исходные пункты и границы.
Известия мутируют в реальность: Целые
Города исчезают внезапно с городских планов.
Откройте глаза, отложите в сторону трубку:
Вы состоялись, свет у подножия глетчера. Грай вороний
Над полем, росчерк
Пера над голубой спиной ангела.

 

Перевёл с немецкого
Вячеслав Куприянов

 

Версия для печати