Журнальный зал

Русский
толстый журнал как эстетический феномен

Опубликовано в журнале: Prosōdia 2016, 4

Строка Мандельштама сильнее его судьбы

От редакции

 

 

Самым ярким событием последнего полугода в поэзии стал юбилей Осипа Мандельштама — 125 лет со дня рождения. Известно, что отмечаются далеко не все юбилеи далеко не всех поэтов. И годовщина — всегда испытание, в том числе пошлостью. Ведь это повод найти публичные, массовые формы выражения часто многолетней и ставшей почти интимной любви к писателю.

Но в этот раз, кажется, сошлись звезды. Возможно, этому поспособствовало и то, что оргкомитет по проведению юбилейных мероприятий возглавил сам Михаил Сеславинский, «известный библиофил», как его представляют в СМИ, и заодно руководитель Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям. Впрочем, он возглавлял и оргкомитеты юбилеев, о которых слышно было мало, — например, Бунина. Отмечать мандельштамовскую дату начали осенью 2015 года и намерены продолжать весь 2016 год. «Всего запланировано более ста мероприятий», — сообщил телеканал «Культура». Наверняка львиная доля программы ещё впереди. Возможно, в Москве даже появится улица имени Мандельштама. Это не очень важно, потому что юбилей уже удался. Не смея судить о мероприятиях официальных, можно сказать, тем не менее, что мандельштамоведы и широкая литературная общественность подошли к дате во всеоружии. По большому счёту, всё было уже готово — оставалось лишь в лучшем виде предъявить сделанное.

Целый ряд работ, которые были начаты ещё в начале девяностых, изданы теперь в наиболее полном виде. Добрососовестные, «слишком человеческие» разыскания Павла Нерлера, отстранённо-профессиональная биография поэта в исполнении Олега Лекманова, собрание воспоминаний о Н.Я.Мандельштам. Переиздана даже книга Никиты Струве «Осип Мандельштам», которая была защищена как диссертация во Франции в 1979 году. Изданы новые книги Л.Видгофа, Е.Сошкина о поэте и его поэтике. Вновь замелькало Мандельштамовское общество, сайт которого не обновлялся с 2013 года, но пусть эта мелочь не смущает — сообщество провело большую работу, а издания, выходившие в его серии, сегодня являются раритетами. Под юбилей, в мае 2015 года, был создан и Мандельштамовский центр при Школе филологии НИУ «Высшая школа экономики». Среди его целей, между прочим, — «обработка архива Мандельштамовского общества», так что, по сути, перед нами правопреемник с гораздо более серьёзными возможностями в сфере исследований и популяризации — один из самых богатых и влиятельных университетов страны всё-таки. Именно центр будет теперь вести проект Мандельштамовской энциклопедии. Больше предъявить центру пока нечего, кроме того, что его возглавил доктор географических наук Павел Полян. Журналы «Звезда», «Знамя», «Новый мир» в первом номере 2016 года опубликовали статьи или блоки статей о Мандельштаме. Фонд «Новый мир» провёл конкурс эссе к юбилею, на который собрал 107 эссе от 103 авторов — все они в открытом доступе. Конечно, работы совершенно разного уровня, но идея конкурса — безусловно, правильная.

Не обошлось и, видимо, ещё не обойдётся без «Мандельштама для масс». Режиссер Роман Либеров снял документальный фильм «Сохрани мою речь навсегда». Правильнее было бы назвать работу мультфильмом на взрослую тему, но для тинейджеров. Оттого цитат длиннее двух предложений там немного, сложность картины — соответствующая. Поэта озвучивает несколько безумный и высокопарный голос актёра Виктора Сухорукова. Кукольные Хлебников, Ахматова, Гумилёв и Мандельштам разыгрывают сценки из жизни питерской богемы. Звучит рэп на стихи Мандельштама, нам показывают граффити из портрета Надежды Яковлевны. Прикольно — и скучно, поскольку это даже не ликбез, а работа со стереотипами.

Помимо прочего — вечера, фестивали, кинофестивали, выставки, посвящённые поэту, — в Москве, Воронеже, Хабаровске…

В связи с юбилеем встаёт два скромных вопроса: что нам Мандельштам? И что мы — ему и поэзии в его лице?

Прочтя или просмотрев подавляющую часть упомянутых здесь работ, можем дать свой вариант ответа на первый вопрос. Мандельштама сейчас любят уже не столько за миф о поэте, оказавшемся несовместимым с тоталитарным режимом, сколько за то, что он научил читателя не без упоения копаться в поэтической строке, ковыряться в словах и ассоциациях. Нельзя сказать, что Мандельштам единственный писал стихи, заслуживающие таких усилий. Но он, безусловно, лучший представитель поэтов такого рода — потому, что способен серьёзно отблагодарить читателя за работу — после неё даже понятный и после первого прочтения текст выходит на тот уровень, который у нас ассоциируется с шедеврами и на котором уже нет иерархии величин.

Когда-то английский славист Джеральд Смит именно Мандельштама сделал одним из главных героев своей полемической речи, которая называлась «Русская поэзия: судьбы или строки?» Это действительно серьёзный вопрос — и в случае с Мандельштамом этот юбилей показал, на наш взгляд, что в восприятии поэта побеждают всё-таки строки, интерес к написанному. Для поэзии это хорошая новость.

В то же время, оглядывая то, что сделано с Мандельштамом, хочется попытаться ответить и на второй вопрос. Мы, погулявшие на юбилее, кажется, должны бы прийти к мысли о том, что так должно выглядеть не только чествование первого поэта — неважно, по чьим меркам, — так должна выглядеть норма проработки наследия любого большого поэта, писавшего на русском языке. То, что получилось сегодня с осмыслением поэзии Мандельштама, — большая удача. Но достаточно посмотреть на юбилеи, просвистевшие рядом, чтобы убедиться, как на самом деле пока далеко до этой нормы. Как мало у нас поэтов, по которым проведена нормальная историко-литературная работа, вокруг которых для совместной деятельности собираются сообщества, которым посвящены центры в университетах, по творчеству которых проходят конкурсы и регулярно выходят монографии. Ничего не мешает — так пускай Мандельштам нам откроет глаза на наши возможности.

 

 

Версия для печати