Журнальный зал

Русский
толстый журнал как эстетический феномен

Опубликовано в журнале: Отечественные записки 2014, 1(58)

Новыя книги

Документ без названия

 

 

Хорошiй тонъ. Сборникъ правилъ и совѣтовъ на всѣ случаи жизни общественной и семейной. Въ пяти отдѣлахъ. Спб.: Изданiе Германа Гоппе. 1881.

 

Мы должны откровенно сказать, что стали перелистывать эту щегольски изданную книгу не безъ ехидной задней мысли. Мы думали найти въ ней какiя-нибудь пикантныя подробности, какiя-нибудь quasi-философскiя обобщенiя, систему морали «хорошаго тона», вообще какой-нибудь поводъ для разговора объ этомъ самомъ хорошемъ тонѣ. Такой разговоръ могъ бы быть, конечно, интересенъ, если взять во вниманiе тѣ многоразличныя глупости и тѣ дѣйствительно серьёзныя требованiя, которыя суммируются въ «хорошемъ тонѣ». Хорошiй тонъ, это — цѣлый кодексъ обычаевъ и приличiй, выработанныхъ вѣками. Онъ можетъ служить предметомъ серьёзнѣйшаго, чрезвычайно важнаго изслѣдованiя или глубокой сатиры, но можетъ также быть и дѣйствительно бываетъ предметомъ смѣшныхъ восхваленiй и претензiй, предлагающихъ смотрѣть на весь божiй мiръ съ точки зрѣнiя хорошего тона. Чего нибудь въ этомъ послѣднемъ родѣ мы и ждали отъ изданiя г. Германа Гоппе. Мы ошиблись и должны оставить при себѣ всѣ свои ехидныя заднiя мысли. «Хорошiй тонъ», изданный г. Гоппе, просто плоское размазыванiе всѣмъ извѣстныхъ вещей, съ легкими причитанiями насчетъ достоинствъ добродѣтели вообще, скромности и уваженiя къ старшимъ въ особенности. Что же касается столкновенiй, могущихъ возникнуть между требованiями добродѣтели и хорошого тона, то авторъ оставляетъ своихъ читателей очень часто въ сильномъ недоумѣнiи. Напримѣръ, хорошiй тонъ требуетъ слѣдующаго: «За семейнымъ столомъ къ каждому прибору обыкновенно становится одна мелкая тарелка; всѣ же глубокiя стоятъ около хозяйки, которая и разливаетъ супъ. Вилка лежитъ по лѣвую, ножикъ по правую, а ложка за тарелкой; или же, что еще болѣе употребительно, ножикъ, вилка и ложка кладутся направо отъ тарелки, верхнимъ концомъ упираясь на маленькую подставочку, стеклянную или серебряную. Мѣсто стакана за тарелкой; немного правѣе отъ середины, рюмка, если за столомъ пьютъ вино» (стр. 67). Вы изумляетесь обстоятельности автора и справедливо полагаете, что онъ только по забывчивости не преподаетъ такого правила: хорошiй тонъ отнюдь не дозволяетъ сморкаться лѣвой ногой. Но вотъ на стр. 23 авторъ поднимается въ сферы добродѣтелей. Онъ говоритъ: «Отецъ — властелинъ въ домѣ; его авторитету сынъ долженъ подчиняться безпрекословно, и если онъ даже по образованiю своему стоитъ выше отца, то не долженъ забывать, что всѣмъ образованiемъ своимъ обязанъ тому же отцу, который, имѣя больше опытности, лучше знаетъ, что принадлежитъ къ хорошему тону въ домѣ, чѣмъ самое значительное научное образованiе». Правило прекрасное, хотя и безграматно выраженное. Но представьте себѣ, что отецъ, не имѣвъ случая познакомиться съ изданiемъ г. Германа Гоппе и, противно правиламъ хорошого тона, требуетъ, чтобы вилка лежала по правую, а ножикъ по лѣвую сторону тарелки. Какъ тутъ быть? Какъ согласить требованiя хорошого тона и добродѣтели? Авторъ молчитъ. Авторъ еще пуще пугаетъ читателя длинной перспективой неприятностей, недоразумѣнiй и проч., даже не объясняя въ чемъ они могутъ состоять. Напримѣръ, «прислугу слѣдуетъ прiучить никогда не отвѣчать просто: «да», «нѣтъ», а всегда прибавлять «да, барыня», «нѣтъ, баринъ», «слушаю, барышня», это поведетъ къ избѣжанiю многихъ недоразумѣнiй». А какихъ? — неизвѣстно. Или: «Если мы приходимъ къ убѣжденiю, что знакомые иначе себя держатъ и ведутъ, чѣмъ бы слѣдовало, то лучше прекратить съ подобными личностями всякое знакомство, чѣмъ подвергать себя могущимъ быть непрiятностямъ». А какимъ непрiятностямъ? — неизвѣстно.

Однако, изъ-за всѣхъ этихъ маленькихъ погрѣшностей ярко блеститъ обстоятельность автора. «Не годится остатки кушанья, напримѣръ, кости, перецъ и т. п. класть на край тарелки; еще менѣе прилично положить это подлѣ тарелки, на скатерть». Смотрите-же, читатель!

 

«Отечественныя записки», 1881, № 

5, май, с. 59—61


Версия для печати