Журнальный зал

Русский
толстый журнал как эстетический феномен

 

начало | анонс | галерея | пароход поэтов | наш юбилей | редакция | премии | подписка | архив



НЕМНОГО ИСТОРИИ С КАРТИНКАМИ








В мае 2004 года старейшему литературному журналу "Октябрь" исполнилось 80 лет. У истоков его формирования стояли А.Серафимович, Д.Фурманов, А.Фадеев. Членами редколлегии были М.Шолохов, Ю.Лебединский,
М.Светлов, А.Афиногенов, Б.Горбатов, А.Сурков.
Журналом руководили Ф.Панферов, В.Кочетов, А.Ананьев.
С конца 2001года главный редактор - Ирина Барметова.
"Октябрь" возник как орган Московской ассоциации пролетарских писателей /МАПП/. Однако платформа журнала была достаточно широкой, в нем публиковались писатели самые
разные: В.Маяковский, А.Платонов, С.Есенин, Ю.Олеша, Л.Добычин, М.Зощенко, А.Фадеев, В.Каменский, М.Пришвин, А.Веселый, М.Светлов, А.Гайдар, К.Паустовский. Многое из напечатанного "Октябрем" в 20-30-е годы и поныне остается яркими страницами отечественной литературы: поэма "Во весь голос" В.Маяковского и его пьеса "Баня",

На снимках, сделанных в мае 1924 года, одновременно с выходом первого номера - Александр Сергеевич Пушкин стоит на своем прежнем месте на Тверском бульваре, а Борис Пастернак, Сергей Эйзенштейн, Владимир Маяковский с Лилей и Осей Бриками хорошо закусили в ВОКСе по случаю приезда коллеги из Японии, чего не скажешь о бомже, ловящем фортуну на Рождественке, где первоначально помещалась редакция. На Красной площади плотники мастерят деревянный мавзолей.
Кстати, первый номер вышел тиражом 4000 экземпляров, а дом 4/8 по Рождественке напротив "Савоя" не сохранился - там теперь "Детский мир".

"Песнь о великом походе" С.Есенина, "Чапаев" Д.Фурманова, "Тихий Дон" М.Шолохова, "Страна Муравия" А.Твардовского, "Человек с ружьем" Н. Погодина, романы Артема Веселого "Россия, кровью умытая" и "Гуляй, Волга", главы из "Разгрома" и "Последнего из удэге" А.Фадеева, "Школа" А.Гайдара, рассказы А.Платонова и Ю.Олеши, произведения М.Зощенко и М.Пришвина. На страницах "Октября" в 40-е годы увидели свет роман "Петр первый", рассказ "Русский характер" А.Толстого, "Емельян Пугачев" В.Шишкова, "Два капитана" В.Каверина и "Сын полка" В.Катаева, фронтовые записки К.Симонова.
С первых же номеров журнал знакомил читателей с творчеством зарубежных писателей: И.Бехера, Л.Фейхтвангера, В.Бределя, Р.Роллана, А.Барбюса, Т.Драйзера, М.Андерсена-Нексе, Г.Манна.
С середины семидесятых годов направление "Октября" приобретает все более выраженный гуманистический характер. Примером тому может служить публикация остросоциальной повести "Печальный детектив" В.Астафьева, которую другие журналы публиковать не решились. Такую же гражданскую смелость и принципиальную позицию продемонстрировал журнал, и когда напечатал роман "Тяжелый песок" А.Рыбакова. Эта публикация вызвала огромный резонанс среди прогрессивной общественности и широких кругов читателей и надолго поссорила журнал с литературно-чиновничьей критикой. Но журнал продолжал печатать таких "неудобных" для власти авторов, как А.Адамович, Б.Ахмадулина, Г.Бакланов, Б.Васильев, А.Вознесенский, Е.Евтушенко, Ф.Искандер, В.Маканин, Ю.Мориц, Ю.Нагибин, М.Рощин, Ю.Черниченко.
Такая позиция редакции поставила журнал в ряд изданий, которые по мере возможностей пытались нести в общество новые, демократические идеи. С сочинениями А.Д. Сахарова, А. Авторханова, М.Восленского, А. Деникина российские читатели впервые знакомились благодаря "Октябрю". На страницах журнала увидели свет аналитические работы Д. Волкогонова "Триумф и трагедия. Политический портрет И.В.Сталина" и "Лев Троцкий. Политический портрет". Запрещенные советской цензурой "Реквием" А. Ахматовой, роман В.Гроссмана "Жизнь и судьба" и его повесть "Все течет", пьеса М.Булгакова "Адам и Ева", романы "Самоубийство" М. Алданова и "Псалом" Ф.Горенштейна, повесть В. Тендрякова "Революция! Революция! Революция!", стихи В. Набокова, А. Галича, В. Ходасевича тоже опубликовал "Октябрь".
Наш журнал открыл для российских читателей творчество В.Кормера, С.Довлатова, А.Зиновьева, Саши Соколова.
Отражением острой идейной борьбы в обществе стала кампания, начатая против "Октября" правлением СП РСФСР в 1989 году. В связи с публикацией романа В. Гроссмана "Жизнь и судьба", фрагмента из книги А.
Синявского " Прогулки с Пушкиным, "Реквиема" А.Ахматовой журнал был обвинен правлением СП РСФСР в "непатриотических" настроениях, предпринимались попытки административно отстранить главного редактора от должности. Однако при широкой поддержке общественности - письмо в защиту журнала подписали Дм.Лихачев, Андрей Сахаров, Олег Ефремов, Марк Захаров, Альфред Шнитке и многие другие выдающиеся деятели науки и искусства - "Октябрь" отстоял свои позиции и еще до принятия первого Закона о печати поставил вопрос о независимости прессы. В результате "Октябрь" первым в стране вышел из-под ведомственного подчинения и зарегистрировался как независимое издание.
И сегодня ведущие мастера российской словесности: Анатолий Найман, Эдвард Радзинский, Михаил Рощин, Юнна Мориц, Людмила Петрушевская, Игорь Волгин, Сергей Юрский, Василий Аксенов, Евгений Попов, Валерий Попов, Вячеслав Пьецух, Олег Павлов, Борис Хазанов, Леонид Филатов, Витапий Вульф - постоянные авторы нашего журнала.
На протяжении многих лет "Октябрь" предоставляет свой 12-й номер творчеству молодых. Многие молодые, начинавшие в "Октябре", впоследствии стали известными
писателями. Например, С.Алексиевич, Т.Толстая, А.Варламов, О.Ермаков. И сейчас сотрудники редакции активно участвуют в работе литературных конкурсов, отбирая все лучшее для публикации в журнале. Например, широко известные ныне Павел Крусанов и Андрей Геласимов тоже впервые напечатаны были в "Октябре".
Уже более двадцати лет "Октябрь" вручает премии своим авторам за лучшие публикации истекшего года. Годовые премии журнала были учреждены в 1978 году, что по тем временам было неординарным поступком, так как журнал, в сущности, взял на себя смелость самостоятельно оценивать публикуемые на своих страницах произведения, минуя надзирающие за литературой государственные и партийные структуры. Само учреждение премии было вызовом, а вручение первой премии Анатолию Рыбакову за роман "Тяжелый песок", который вызвал негативную реакцию официоза, - вызовом вдвойне.
Тем не менее вручение премий авторам стало традицией журнала на долгие годы, и даже в самые тяжелые времена "Октябрь" находил возможности достойно отмечать свои лучшие публикации.
Одно лишь перечисление лауреатов "Октября" равнозначно перечислению лучших имен отечественной литературы. В разные годы
премии вручались Вениамину Каверину и Саше Соколову, Виктору Астафьеву и Владимиру Тендрякову, Юнне Мориц и Андрею Вознесенскому, Фридриху Горенштейну и Владимиру Максимову, Юрию Нагибину и Владимиру Кормеру, Михаилу Рощину и Наталии Ильиной, Юрию Буйде и Бахыту Кенжееву, Льву Анненскому и Сергею Чупринину, Юрию Буртину и Леониду Баткину, Людмиле Сараскиной и Игорю Волгину, Анатолию Найману и Давиду Маркишу, Сергею Юрскому и Леониду Филатову, Олегу Павлову и Алексею Варламову, Виталию Вульфу и Василию Аксенову, Вячеславу Пьецуху и Евгению Попову и многим, многим другим.
Премия "Октября" оказалась первой литературной премией Леонида Филатова, Людмилы Петрушевской, Фридриха Горенштейна, Светланы Алексиевич, Виталия Вульфа...





из публикаций прошлых лет


КАК
ПОССОРИЛСЯ СЕМЕН МИХАЙЛОВИЧ

С ИСААКОМ ЭММАНУИЛОВИЧЕМ
Гражданин Бабель рассказывает нам про Конную Армию бабьи сплетни, роется в бабьем барахле- белье, с ужасом по-бабьи рассказывает о том, что голодный красноармеец где-то взял буханку хлеба и курицу; выдумывает небылицы, обливает грязью лучших командиров-коммунистов, фантазирует и просто лжет... Да, с таким воображением ничего другого, кроме клеветы на Конармию, - не напишешь.
С. БУДЕННЫЙ
Октябрь. №3. 1924

В 1920 году я служил в 6-й дивизии I-й Конной армии. Начдивом 6-й был тогда т.Тимошенко.
Я
с восхищением наблюдал его героическую боевую
и революционную работу. Прекрасный, цельный, этот образ долго владел моим воображением. Но в процессе работы над моими записками я решил выразить мои мысли в художественной беллетристической форме. От первоначальных замыслов в моих очерках осталось только несколько подлинных фамилий... Излишне говорить о том, что тов. Тимошенко не имеет ничего общего с персонажами из моего очерка.

И. БАБЕЛЬ
Октябрь. №4. 1924
Рисунок Юрия Анненкова
Фото из архива редакци



Сергей ЕСЕНИН

ПЕСНЬ
О ВЕЛИКОМ
ПОХОДЕ


Эй, вы, встречные,
Поперечные,
Тараканы, сверчки
Запечные.
Не народ, а дрохва
Подбитая!
Русь нечесанная,
Русь немытая!
Вы послушайте
Новый вольный сказ,
Новый вольный сказ
Про житье у нас.
Первый сказ о том,
Что давно было.
А второй про то,
Что сейчас всплыло.
Для тебя я, Русь,
Эти сказы спел,
Потому что был
И правдив и смел.
Был мастак слагать
Эти притчины,
Не боясь ничьей
Зуботычины...

Октябрь. № 3. 1924

Фото Александра Родченко




Художник Николай Ерышев


Владимир ЛИФШИЦ

СОЛДАТ

Четыре вьюги.
Четыре грома.
Четыре года
Ты не был дома.

"Жену обнимешь,
Увидишь сына,
Медаль покажешь
За штурм Берлина..."

Гремели трубы.
Звучали речи.
Ты жил в преддверье
Заветной встречи.

Однополчанам
Пожал ты руки.
Эх, кабы встреча
Да без разлуки!..

Октябрь. № 10. 1945
 

начало