Журнальный зал

Русский
толстый журнал как эстетический феномен

Архив:

2018
1 2 3 4
5 6 7
2017
1 2 3 4
5 6 7 8
9 11 12
2016
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2015
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2014
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2013
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2012
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2011
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2010
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2009
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2008
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2007
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2006
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2005
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2004
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2003
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2002
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2001
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2000
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
1999
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
1998
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
1997
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
1996
1 2 3 5
6 7 8 9
10 11 12
Журнал "Октябрь": анонс №1, 2018

Первая крупная прозаическая публикация январского номера журнала «Октябрь» за 2018 год – новый роман Алексея Варламова «Душа моя Павел».

Если ты с малых лет мечтателен и глуп, если по каким-то причинам тебе суждено вступить во взрослую жизнь юнцом неопытным и наивным, нет лучше средства повзрослеть и влиться в социум, чем отправиться с другими студентами «на картошку». Здесь способны открыться герою не только люди и характеры, не только механизмы государственного устройства, но вдруг становятся понятными самые каверзные филологические тайны и находятся ответы даже на национальный вопрос. Главное – не лениться и как следует сосредоточиться!

«Отлетали один за другим долгие, похожие друг на друга дни, поле незаметно сокращалось, картошка увозилась на сортировку, где ею занимались литературоведы-структуралисты, хитроумные, себе на уме люди, которые вели всему подсчет и подкармливали совхозного механика, наладившего им сортировочную машину, и учетчиц, принимавших наряды, чтоб заработать денег. Павлик про деньги не думал. Какие деньги? За что? Кормят, поят, крышу над головой дают – что еще человеку надо? А ведь надо было что-то еще. Потому что кончался день, словно и не было его, бросили в печку полено, сгорело оно, отдало тепло, и одна зола осталась. И что этот день? Чему научил? Что нового принес?»

Не Оксфорд, конечно, и не Сорбонна, а всё-таки… Неслучайно автор назвал свой новый текст «романом воспитания».

Продолжение читайте в № 2.

Раздел поэзии открывает Ирина Ермакова двумя новыми стихотворениями.

междометье почти
обрывок забытой фразы
а поди ж ты
это как в музее
подойдешь рассеянно вглядишься в обломок вазы
и подпрыгнешь пугая смотрительниц и ротозеев

Гузель Яхина в рассказе «Юбилей» пытается разгадать, как провел последние дни самый страшный вождь советского времени.

«Вождь лениво скользил глазами по шкафам и полкам, про себя удивляясь первобытному пристрастию людей ко всему блестящему. Большинство подарков сверкали гладкими боками и гранями, отражая и приумножая и без того яркий электрический свет: створки серебряной шкатулки из Монголии, клинок инкрустированной шашки из Махачкалы, стёкла именного трактора из Харькова… – все было отполировано так тщательно, что, приблизившись и сощурив глаза от блеска, в каждом из предметов можно было разглядеть себя, как в зеркале».

Далее – подборка новых стихотворений Владимира Салимона «Шапки кроличьи в дверях».

Турниры поэтов идут по Москве,
и спорщиков копья трещат,
и палки, которыми по голове
поэты друг дружке стучат

«Спасение утопающих», как известно, дело рук самих утопающих. Об этом – одноименный рассказ поэта Ольги Сульчинской. О спасении и о любви, об умении и не-умении слушать и слышать друг друга. «Время вдруг перестает идти по прямой и начинает распухать, словно в нем выдувается пузырь. Там глубоко, понимаю я. Хоть и рядом с берегом, но глубоко».

Номер продолжает подборка из шести стихотворений Владимира Гандельсмана «На волоске жизнь».

Ты увидишь, как вьет
горе свое гнездо. Что ни дерево –
то гнездо. Что ни ветвь –
то жилы, что ни вечер –
закат червонный.

Два рассказа Валерия Айрапетяна – о силе и слабости и о том, как легко и часто мы путаем одно с другим.

Завершает раздел прозы и поэзии подборка Анны Цветковой «мы потом назовем…».

В разделе публицистики и критики большая публикация к 80-летию Венедикта Ерофеева: главы из новой книги Олега Лекманова и Михаила Свердлова «Венедикт Ерофеев: посторонний». Полностью книга готовится к публикации в 2018 году в «Редакции Елены Шубиной».

«Что такое социальный роман?» Эта тема обсуждалась в рамках круглого стола «Современная российская социальная проза: основные тенденции и ключевые фигуры», прошедшего в Санкт-Петербурге 3 ноября 2017 года. Читайте высказывания Андрея Аствацатурова, Евгения Ермолина, Сергея Кибальника, Бориса Куприянова, Наталии Курчатовой, Александра Мелихова, Андрея Рудалёва, Марии Черняк и других писателей, литературных критиков и филологов.

Традиционную рубрику «Литчасть», посвященную современной театральной жизни, ведет Борис Минаев. В фокусе: фестиваль NET, Екатерина Великая на Симоновской сцене и «Нуреев» в Большом.