Журнальный зал

Русский
толстый журнал как эстетический феномен

Архив:

2017
1 2 3 4
5 6 7 8
9
2016
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2015
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2014
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2013
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2012
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2011
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2010
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2009
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2008
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2007
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2006
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2005
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2004
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2003
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2002
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2001
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2000
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
1999
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
1998
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
1997
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
1996
1 2 3 5
6 7 8 9
10 11 12
Журнал "Октябрь": анонс №9-10, 2017

№№ 9 и 10 – это уникальный выпуск двух номеров журнала, посвященный мировым столицам – Москве и Пекину. Этот проект   готовился  двумя одноименными журналами – двумя «Октябрями» – в Пекине и Москве.

В нем приняли участие ведущие писатели России и Китая, специально для этого они написали рассказы и эссе, в  которых предстает образ таких непохожих мегаполисов. Авторам разных поколений удалось создать наиболее полные и точные портреты обеих столиц.

В первой книжке «Октября», (№ 9, 2017) читателей ждут рассказы  короткие эссе о Москве Александра Архангельского и Андрея Балдина, Евгения Бунимовича и Александра Кабакова, Дениса Драгунского и Михаила Левитина, Евгения Попова и Валерия Попова, Романа Сенчина и Владимира Мартынова, Аи эН, Ксении Драгунской, Дмитрия Данилова, Евгения Ермолина, Анатолия Макарова и Дарьи Бобылёвой. Эти истории посвящены Москве – какой она была, есть и будет, и какой могла бы стать, сложись обстоятельства иначе. Реализм и фантастика, воспоминания и впечатления, отторжение и любовь – здесь найдется всё.

Пекин представляют лучшие современные авторы Китая: Сяо Хан с фантастической повестью «Смог всегда в наших сердцах» и Е Гуанцинь с ностальгически-реалистичной историей «Бобовое молоко», рассказанной от лица маленькой девочки; поэты Джиди Мацзя и Чэнь Дундун. Человеческие отношения и экология, богатство и бедность, цинизм и мораль, сиюминутное и вечное – вот что волнует современных китайских авторов.

Это взгляд священного орла:
Только божество способно,
Взирая с этих высот
На просторы золотящейся степи,
Заметить,
Как бесчисленные души
Рисуют на ней замысловатый узор,
Исходя от самого горизонта,
Как стадо бычков, пригнув головы к земле,
Прислушивается к песне трав.
А подле них муравьишку,
С трудом волочащего
Луч солнца, упавший с небес.

Джиди МАЦЗЯ, из цикла «Отблеск снега и цвет рая»

Рассказом о поэтах древнего Китая – и о собственном прочтении классиков китайской поэзии Сю Тао и Тао Юаньминя – первый выпуск проекта завершает российский историк и литератор Кирилл Кобрин, чья жизнь в последние годы проходит между Лондоном и Чэнду.

 

Во второй книжке «Октября», (№ 10, 2017) рассказ о Москве продолжают Александр Григоренко и Дмитрий Глуховский, Борис Евсеев и Ирина Ермакова, Геннадий Вдовин и Марта Кетро, Алиса Ганиева и Борис Минаев, Владимир Березин, Ирина Богатырёва, Евгений Бабушкин, Илья Кочергин и Виктория Лебедева. Необъятна Москва – и потому у каждого и для каждого она своя. К одному добра, к другому жестока или даже опасна, а кто-то, оказавшись внутри и прожив в этом городе много лет, продолжает смотреть на него будто со стороны.

Из сатирической повести Цю Хуадуна «Пароварка и гуцинь» и драматической истории Цзин Юньмина «Расставание с Пекином» легко узнать, чем живут современные китайцы, какой системы ценностей придерживаются – и как молодые люди в Китае разрешают для себя конфликт между прогрессом и традицией.

Ретроспективная подборка «Китай в “Октябре”. 30–50 годы» возвращает нас к истокам литературного сотрудничества двух стран. В этом разделе – рассказ классика китайской литературы Ба Цзиня «Юноша из Сычуани» («Октябрь», № 10, 1953) и стихотворение «Горе тебе, язык!» поэта, публициста и революционера Эми Сяо («Октябрь», кн. 9, 1933), передающие революционный дух своего времени. Короткую романтическую историю «В головном отряде» – о любви и геологической разведке – написали в соавторстве Чэнь Цянь и Цю Ян («Октябрь», № 10, 1950). С неожиданной стороны открывается творчество знаменитого поэта и переводчика Николая Глазкова, признанного диссидента; публикация «Из цикла стихов о Китае» («Октябрь», № 2, 1950) определенно не идет в разрез с «линией партии» того периода.

Китай двойной испытывал гнет:
Своей и всемирной буржуазии;
Но вот грянул семнадцатый год
В соседней стране, России.

Занялась над Россией большая заря.
Россия – маяк угнетенным странам.
В новой России земля
Принадлежит крестьянам.

Выдержки из путевого цикла Бориса Полевого «30 000 ли по Китаю» («Октябрь», №№ 2–4, 1957), напротив, говорят не столько о политической ситуации, сколько о людях, бытовом обустройстве и культуре Китая во второй половине шестидесятых годов ХХ века.