Журнальный зал

Русский
толстый журнал как эстетический феномен

Архив:

2017
1 2 3 4
5 6 7 8
9
2016
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2015
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2014
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2013
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2012
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2011
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2010
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2009
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2008
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2007
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2006
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2005
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2004
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2003
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2002
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2001
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2000
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
1999
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
1998
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
1997
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
1996
1 2 3 5
6 7 8 9
10 11 12
Журнал "Октябрь": анонс №8, 2017

География № 8 журнала «Октябрь» за 2017 год начинается с Камчатки. Именно так называется повесть Андрея Геласимова, которая является частью большого нового романа «Роза ветров» об исследователе Дальнего Востока Геннадии Ивановиче Невельском. «Камчатка» – это исторически точный рассказ о ежедневном подвиге человека, который верен своему делу и каждую минуту, при любых обстоятельствах, готов держать ответ за собственные поступки.

«Командир “Байкала” оттягивал поездку на берег не из одного только желания лично следить за всеми работами на борту. На столе капитана первого ранга Ро­стислава Григорьевича Машина, который являлся начальником Камчатки и командиром Петропавловского порта, сейчас уже должен был лежать конверт, предназначенный Невельскому. В этом конверте могла находиться высочайше утвержденная инструкция на опись берегов Сахалина и устья реки Амур. В таком случае у него появлялся необходимый ему официальный приказ, и тяжесть ответственности за поход к берегам, возможно принад­лежащим Китаю, падала с его плеч. Однако, скорее всего, конверт содержал нечто иное, и потому Невельской подспудно откладывал момент своего визита к Машину. Он знал, что в любом случае пойдет теперь к Сахалину, поскольку еще в конце ноября во время стоянки в Рио-Жанейро отправил Муравьеву письмо с твердым заявлением об этом. И все же пойти на Амур исполнителем государевой воли и честным офицером было не в пример желательнее, чем преступником и вором».

 

Вера движет и героями повести-триптиха Ильи Кочергина «Средь долины Тавазэнта». Это может быть вера в Бога – и даже не твоя личная, а вера человека, от которого ты зависишь по рождению; это может быть вера в сказку, в лучший мир, словно бы созданный для того, чтобы любоваться им и приходить в восторг; это может быть вера в свою счастливую звезду или даже в силу собственного любопытства. Под действием этой веры мир меняется, выправляется и перестает быть враждебным. Даже оружие в этом исправленном мире способно быть не орудием убийства, а средством коммуникации – и не важно, что там накрутила по всем вопросам наша суматошная техногенная цивилизация. Оказавшись внутри этого повествования, почувствуйте его ритм – медленный ритм для медленного прочтения.  «Великие походы к великим целям» бывают и такими.

Текст публикуется с небольшими сокращениями.

 

Владислав Городецкий, молодой прозаик из Санкт-Петербурга, в короткой антиутопии «Ковчег» продолжает и тему веры, и тему путешествий. За гротескными чертами будущих моральных катастроф, как это часто случается в антиутопиях, отлично прочитывается путь, по которому движется современное общество.

 

Подборка эссе и рассказов Евгения Сулеса «Возвращение» – это уже не путь, но оценка пути, который пройден – рассказчиком и теми близкими людьми, кто его окружает.

«Либо мы проживаем и не думаем. Либо думаем и не проживаем. В первом случае все происходит, но как бы не с нами. А во втором не про­исходит, но с нами».

 

Раздел поэзии открывает Андроник Романов с подборкой «Девятый день луны девятой».

…я ставлю три звездочки
так
здесь обозначают
начало
и так
начинается время
и долгое летнее утро…

 

Продолжает – поэт и переводчик из Грузии Анна Григ.

плохо тебе,
чувствуешь:
одиночество – через край.
съешь вот горбушку
черствую,
на водку не напирай.

 

В разделе публицистики и критики опубликован материал Евгения Абдуллаева «Книги черного квадрата», посвященный сразу двум большим книгам-головоломкам – «Книге перемен» композитора Владимира Мартынова и «Дому листьев» американского прозаика Марка Z Данилевского. Книги такие разные, что поначалу автор сомневается, стоит ли объединять их в одном обзоре, однако по мере работы с текстами общих черт обнаруживается всё больше.

 

Алексей Павловский исследует комиксы. Статься «Комикс как букварь» посвящена Скотту Макклауду и его работам, в частности, знаменитому «Пониманию комикса».

«В определении, которое Макклауд дает комиксу, рождается миф о его прошлом. Макклауд продолжает традицию, заложенную Уиллом Айснером, и определяет форму комикса как “последовательное искусство”. Считая комиксом “сопоставленные в определенном порядке графические и прочие изображения, призванные передать информацию и/или вызвать у зрителя эстетический отклик”, Макклауд развязывает себе руки, чтобы найти ко­микс в каждой эпохе».

 

Рубрику «Тристих» ведет Екатерина Иванова, критик из Саратова. В ее обзоре рассказывается о книге Игоря Меламеда «Арфа серафима: стихотворения и переводы», опубликованной издательством ОГИ в 2015 году, а также о сборниках поэта и переводчика Германа Власова «Девочка с обручем» и о. Сергия Круглова «Царица суббота», вышедших в издательстве «Воймега» в 2016-м.

 

В рубрике «Близко к тексту» Ирина Богатырёва анализирует книгу Алексея Гедеонова «Случайному гостю», Ольга Степанянц – книгу Керен Климовски «Королева Англии кусала меня в нос». Выбор Зульфии Алькаевой – Ив Бонфуа, «Век, когда слово хотели убить: Избранные эссе», выбор Ольги Маркарян – книга Сергея Лебедева «Люди августа».

 

На «Книжной полке филолога» Марии Нестеренко:

– сборник «Красная новь. Крестьянство на переломе 1920-х», вышедший в серии «Русское поле экспериментов» издательства Common Place и включающий в себя малоизвестные про­заические тексты (путевые заметки, репортажи, документальные повести), печатавшиеся в журнале «Красная новь» в 1921–1927 годах;

– сборник памяти Льва Лосева под редакцией Михаила Гронаса и Барри Шерра «Лифшиц / Лосев / Loseff», опубликованный в «Новом литературном обозрении» к восьмидесятилетию со дня рождения поэта;

– исследование Ефима Яковлевича Курганова «Русский Мюнхгаузен: Реконструкция одной книги, которая была в свое время создана, но так и не была записана» издательства Б.С.Г.-ПРЕСС, посвященное «блестящему рассказчику и шутнику пушкинской эпохи Дмитрию Евсеевичу Цицианову».
Все три книги увидели свет в 2017 году.