Опубликовано в журнале:
«Октябрь» 2017, №4

Мир за большими городами

 

Мир за большими городами

Ермаков О. Песнь тунгуса. – М.: Время, 2017.

Афлатуни С. Дикий пляж. – М.: РИПОЛ-классик, 2016.

Бочков В. Время воды. – М.: Эксмо, 2017.

Григоренко А. Потерял слепой дуду. – М.: ArsisBook, 2016.

Филимонов А. Головастик и святые. – М.: РИПОЛ-классик, 2016.

 

В книгах смоленского писателя Олега Ермакова открывается таинственный мир природы, погружение в который превращается для героя в путь самопознания и поиска истины. В новой книге этот мир наполняется еще и древними, магическими силами. Эвенка Мальчакитова, правнука великой шаманки, несправедливо обвиняют в поджоге, он бежит и скрывается в тайге. Его побег становится этапом инициации для будущего шамана, и в этой полумифической, полуреальной вселенной возвышается гора Бедного Света, а воображаемая река тунгуса Энгдекит разделяет мир живых и мир мертвых.

Образы Средней Азии, созданные узбекским поэтом и прозаиком Сухбатом Афлатуни (псевдоним критика Евгения Абдуллаева), – пестрые и многоликие, в них соединяются прошлое и настоящее, вымысел и реальность, сказочные пейзажи и картины обыденной жизни. Этот мир по-настоящему живой не только потому, что в книге великолепно передан узнаваемый «южный» колорит (горы фруктов на базарах, пыль, солнце, шумная толпа), но и потому, что Средняя Азия Афлатуни – это, прежде всего, истории людей.

Если многие романы Валерия Бочкова, русскоязычного писателя, проживающего в США, такие как «К югу от Вирджинии» или «Медовый рай», написаны в духе детектива, а порой и хоррора, то его новая книга «Время воды» – это, скорее, роман-метафора. Главная героиня Анна Филимонова чудом спасается от накрывшего латышский городок разрушительного потопа, забравшись на высокую колокольню. Она мастерит плот из прибитого течением контрабаса (своего рода ковчег) – и отправляется в путь. Это роман-путешествие и одновременно роман-исповедь, книга о переосмыслении христианских ценностей в тот момент, когда мир, кажется, приблизился к своему пределу.

В 2016 году красноярский писатель Александр Григоренко стал лауреатом премии «Ясная Поляна» за повесть «Потерял слепой дуду», опубликованную в журнале «Октябрь» и вместе с рассказами составившую его новую книгу. Критики и читатели привыкли воспринимать Григоренко как автора «Ильгета» и «Мэбэта», эпических сказаний, пропитанных ненецкой мифологией (теперь, видимо, эту эстафету подхватил Ермаков в своей «Песни тунгуса»), поэтому эта книга удивила многих. Вместо героического эпоса – жизнь вымирающей деревни и печальная история глухонемого Шурика, на фоне распада советской империи, когда крах большого мира, общая тревога и беспокойство перекликаются с печальной судьбой отдельного героя, и повесть полна грустной любви к заброшенному в мир человеку.

Книга томского писателя Андрея Филимонова уже стала одним из маленьких открытий нового литературного года. Место действия романа – деревня Бездорожная, чье название напоминает о деревнях из поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Но Филимонова интересует не столько социальная тема, сколько фольклор: он сам создает для деревни, где люди «живут мечтательно», собственную мифологию, смешную и немного страшную. Его герои – лукавый следователь Головастик, Дед Герой, «дочь советской женщины и неизвестного солдата» Кочерыжка, столетний Молодой Мафусаил, – все они отлично встраиваются в галерею персонажей-«левшей», народных мастеров и плутов.

 

 

Герои современности

Басыров М.  ЖеЗеЭл. – СПб.: Лимбус Пресс, 2016.

Ремизов В. Искушение. – М.: ArsisBook, 2016.

Гуцко Д. Большие и маленькие. – М.: РИПОЛ-классик, 2017.

Садулаев Г. Иван Ауслендер. – М.: АСТ (Редакция Елены Шубиной), 2017.

 

Новая книга Марата Басырова, знакомого читателям по роману «Пишущая машинка» (шорт-лист «Национального бестселлера» 2014 года), – это пародийное переосмысление известной биографической серии «ЖЗЛ». В жизни героев Басырова (всего их пять, и каждому посвящена отдельная глава) нет ничего замечательного и необыкновенного: они скорее неудачники, посредственные творцы – поэт и художник Омар, блуждающий по редакциям графоман Сорин, поэты Алик и Сергеев, – их судьба нелепа, печальна и трагична (один сходит с ума, другой теряет возлюбленную). Но, несмотря на это, по мысли Басырова, и такая жизнь заслуживает того, чтобы быть рассказанной.

Автор романа «Воля вольная», вошедшего в 2014 году в короткие списки двух престижных литературных премий, выпустил новую книгу. Место действия романа «Искушение» – небольшой город в Иркутской области. Отец семьи, Григорий Иванович, школьный учитель, из-за несчастного случая оказался в инвалидной коляске; мать Ирина после закрытия рыбного завода помогает браконьерам; сын Федор в колонии; красавица дочь Катя внезапно уезжает в Москву, где встречает богатого жениха, но в конце концов возвращается на родную сибирскую землю. Нелегко различить за выстроенным в духе сериала сюжетом вечный конфликт между человеком и обстоятельствами, которые вынуждают его делать сложный выбор и переосмыслять ценности любви и дружбы.

Рассказы Дениса Гуцко из сборника «Большие и маленькие» говорят о сложности, подчас парадоксальности человеческих отношений, и читателю не всегда удается угадать, как же на самом деле поступит герой. Драматизм историй сочетается с юмором и иронией, и часто в них соприкасаются мир «больших» и мир «маленьких», взрослых и детей: вот девочка сбегает к давно оставившему семью отцу, вот сын писателя-неудачника играет с отцом на детской площадке. Интересно, что в том же издательстве «РИПОЛ-классик» выходит отдельная книга, где известные писатели (Юрий Буйда, Герман Садулаев, Вадим Левенталь, Роман Сенчин и другие) рассказывают истории о своем детстве и об отношениях отцов и детей.

Сюжет романа Германа Садулаева «Иван Ауслендер», кажется, сошел с газетных полос, а еще точнее – появился из мира блогосферы, и в то же время он перекликается и с богатой литературной традицией об «интеллектуалах в эмиграции». Преподаватель университета средних лет против своей воли оказывается втянутым в политику, он участвует в движении оппозиции за честные выборы, но чувство иллюзорной свободы сменяется тоской и разочарованием, и герой уезжает странствовать по России и Европе.

 

 

Из недавнего прошлого

Идиатуллин Ш. Город Брежнев. – СПб.: Азбука, 2017.

Буйда Ю. Покидая Аркадию. Книга перемен. – М.: Эксмо, 2016.

Тадтаев Т. Иди сюда, парень! – М.: НЛО, 2017.

Рубанов А. Патриот. – М.: АСТ (Редакция Елены Шубиной), 2017.

 

Конец 80-х, город Брежнев, сила и мощь «Камаза», кажущаяся непоколебимой; идет афганская война, упали цены на нефть, советским истребителем сбит южнокорейский «боинг». Такой фон у книги Шамиля Идиатуллина, романа о взрослении советского подростка в переломную эпоху. Четырнадцатилетний Артур живет счастливо и беззаботно: ходит на дискотеки, поет под гитару, скучает на пионерских сборах. Знакомство в пионерлагере с вожатым, каратистом Виталиком, только что вернувшимся из Афгана, и его возлюбленной, красавицей Мариной должно навсегда изменить безмятежную жизнь Артура. Грозящим и зыбким выглядит будущее города, который через пару лет навсегда исчезнет с карты, как и породившая его страна.

Новая книга Юрия Буйды тоже говорит об «исчезнувшей империи», которая спустя двадцать пять лет кажется многим «Аркадией», какой когда-то виделась дореволюционная Россия. В «книгу перемен» вошли двенадцать историй, на первый взгляд, простых, но драматичных и правдивых: молодой дипломат отказывается от блестящей карьеры ради любви, девочка из провинции становится великой актрисой, и все герои, как и целая страна, должны пройти через жерло перемен или потерять себя.

Писатель и публицист Тамерлан Тадтаев родился в Цхинвале, участвовал в грузино-осетинских конфликтах в начале 90-х годов и других военных конфликтах в Закавказье. Сборник малой прозы и рассказов «Иди сюда, парень!» основан на реальных событиях: это истории о молодых ребятах, воевавших за свободу Южной Осетии, это книга о войне, о гражданских усобицах, которые начинаются так неожиданно и внезапно, что от них невозможно укрыться.

В новом романе Андрея Рубанова мы встречаемся с героем, знакомым по одной из предыдущих книг писателя «Готовься к войне»: Сергей Знаев в прошлом успешный бизнесмен, а теперь – неудачник, потерявший дело и семью, и все, что у него есть, – это долги, одиночество, воспоминания и его «мелкий бес», с которым он то и дело ведет беседы. Герой находит утешение в патриотизме: он хочет открыть супермаркет с товарами военного времени и мечтает отправиться на настоящую войну, но все это выглядит нелепо, пародийно и гротескно.

 

 

Неизвестный футуризм

Палаццески А. Кодекс Перела. – М.: Река времен, 2016.

Маринетти Ф. Т. Футурист Мафарка. – М.: Издание книжного магазина «Циолковский», 2016.

Каменский В. Корабль из Цуваммы. – М.: Гилея, 2016.

 

В переводе Анны Ямпольской издан футуристический роман «Кодекс Перела» Альдо Палаццески (1885–1974), одного из самых необычных авторов в итальянской литературе прошлого столетия. В начале творческого пути он был близок к футуристам, к этому времени и относится написание романа, который в настоящем издании дополнен стихотворениями и манифестом «Противоболь». Главный герой воплощает в себе текучесть бытия, свободу творчества, он практически человек из воздуха. Роман пропитан атмосферой театра, сказки, карнавала и наполнен фирменным тосканским мироощущением и особым чувством юмора (благо автор – родом из Флоренции).

На русском языке вышло первое за сто лет переиздание романа Томмазо Маринетти «Футурист Мафарка. Африканский роман», переведенного в 1916 году Вадимом Шершеневичем. Роман – это квинтэссенция главных идеологических максим итальянского футуризма, таких как поэтизация техники, войны и агрессии, прославление нового человека и массы, культ молодости. В издании восстановлены фрагменты, пропущенные Шершеневичем по цензурным соображениям, и книга также дополнена большой статьей искусствоведа Екатерины Бобринской, исследовательницы авангарда и специалиста в области футуризма.

В книгу «Корабль из Цуваммы», выпущенную издательством «Гилея», вошли неизвестные (написанные в 1920–1924 годах) произведения Василия Каменского. Сборник показывает поэта-футуриста как экспериментатора в прозе и в драматургии: помимо стихотворений, в книге представлены «Словопластическая феерия» под названием «Корабль из Цуваммы» и драматургическая версия поэмы «Цувамма. Легенда». Ведущий образ произведений, созданных в первые послереволюционные годы, – это фантастическая страна Цувамма, утопия поэта, идиллическая земля, где процветает свобода творческого духа.

 



© 1996 - 2017 Журнальный зал в РЖ, "Русский журнал" | Адрес для писем: zhz@russ.ru
По всем вопросам обращаться к Сергею Костырко | О проекте