Журнальный зал

Русский
толстый журнал как эстетический феномен

Архив:

2017
1 2 3 4
5 6
2016
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2015
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2014
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2013
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2012
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2011
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2010
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2009
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2008
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2007
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2006
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2005
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2004
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2003
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2002
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2001
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2000
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
1999
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
1998
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
1997
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
1996
1 2 3 5
6 7 8 9
10 11 12
Анонс журнала «Октябрь», 2017, № 4

СЮЖЕТ НОМЕРА
Борис Евсеев. Чукотан. Повесть
«Арктическая повесть» Бориса Евсеева переносит нас на самый край Российской Империи, куда плывут на последнем перед долгой зимой пароходе агенты революционного подполья. В Ново-Мариинске – ныне Анадыри, центре Чукотского автономного округа – дерзких героев повести ждет своя история переворота: и политического, и духовного. Страсть революции, как и любовная страсть, выкаливается и очищается на ледяных просторах, так что и Чукотка вдруг покажется «раем небесным, – диким, чистым, холодным! Вымораживающим тело, зато до белизны очищающим душу».

ПОВЕСТЬ
Женя Декина. Метан.
С миссией культурного переворота отсылает свою героиню из Москвы в родной Прокопьевск Кемеровской области Женя Декина. Молодая писательница, финалист премии «Радуга» и лауреат премии «Звездный билет», она живо интересуется судьбами юношей и девушек, оказавшихся на краю общества, и ищет пути их благополучной социализации. Ее повесть сочетает чувствительность беллетристики и остроту очерка и похожа на колоду карт, в которой каждая как будто условная фигура персонажа оживает для нас благодаря раскрытию ее тайной душевной силы.

СТИХИ
Игорь Котюх. Для кого работают глаголы? Стихи в прозе
«как мало надо, чтобы понять, как мало знаешь. достаточно выйти из дома, посмотреть на разнообразные травы и кусты, растущие под окном, уметь их описать – все эти оттенки зеленого, заключенные в листочки разной формы и плотности, расположенные один к одному и порознь, от низких до высоких, – уметь их описать, но не уметь их назвать. свежий воздух и мир анонимных растений».

Роман Рубанов. Времена года
«Лед на реке не сошел темно-серый. / Парк у реки неприкаян и гол. / Словно в кимвалы защелкали: “Веруй!” / Неугомонные – дрозд и щегол».

РАССКАЗЫ
Михаил Левитин. Самое короткое путешествие
Писатель и режиссер Михаил Левитин запечатлевает остроту переживаний внезапно отставленного от дел театрального мастера, для которого переход от занятости к видимой свободе все равно что переход от жизни к умиранию.

Александр Хургин. Исчезновения: Сырость. Сервиз. Салат. Памятник
Цикл рассказов Александра Хургина завораживает сходством с глубоким, вещим сном. Короткими, сухими предложениями, как тяжелыми шагами, он меряет пространство личной утраты – создает карту «исчезновений», обернувших рядовых людей, запутавшихся в сигналах судьбы, почти фантастических потеряльцев.

Ольга Брейнингер. Вера Вонг
Рассказ на границе лирической исповеди и общественного манифеста –об особой судьбе и миссии современной самодостаточной женщины.

ЛИТЕРАТУРНАЯ МЫСЛЬ
Ольга Маркарян. Путями медведя и барса
Ирина Богатырёва. Конструкты узнаваемой реальности
Мифологическая проза стала заметным и влиятельным направлением литературы, несмотря на то, что писателей, готовых с головой нырнуть в архаичное самосознание человека, не так много. В этом номере разбираем устройство прозы ведущих писателей, работающих с мифом: молодой критик из Санкт-Петербурга Ольга Маркарян пристально анализирует книги Александра Григоренко и Ирины Богатыревой, а сама писательница Ирина Богатырева раскапывает фольклорные корни наиболее «современного» романа Алексея Иванова.

МОСКВА: ТЕРРИТОРИЯ КУЛЬТУРЫ
Роман Романов. Память не может быть выборочной
Мария Привалова. Библиотекарь должен быть суперменом
Рубрику ведет Дарья Бобылёва 
В рубрике об опыте выживания и трансформации самых перспективных культурных площадок столицы – интервью с директором Музея истории ГУЛАГа и генеральным директором библиотеки имени Н.А Некрасова.

ЛИТЕРАТУРНЫЙ МУЗЕУМ
Моника Орлова. Еще раз вокруг гибели поэтессы Надежды Львовой
Рубрику ведет Дмитрий БАК
Статья кандидата филологических наук, ведущего научного сотрудника отдела «Музей Серебряного века» Моники Орловой посвящена переписке Валерия Брюсова в эмоционально напряженный период жизни, отмеченный самоубийством его возлюбленной – поэтессы Надежды Львовой.

ВЗГЛЯД ЭКСПЕРТА
Борис Минаев. Литчасть: Между строк
В рубрике театральных впечатлений писателя Бориса Минаева – эссе о  трех завораживающих встречей с подсознанием общества и незримым ужасом жизни спектаклях, поставленных по классической литературе: «Синей птице» Бориса Юхананова в Электротеатре «Станиславский», «Русском горе» Иосифа Райхельгауза в «Школе современной пьесы» и «Конармии» Дмитрия Брусникина в Центре имени Вс. Мейхерхольда.

Дарья Кожанова. Книжный агент
Тематический обзор книжных новинок. В этом выпуске: мир за большими городами, герои современности, романы о недавнем прошлом, неизвестный футуризм.