Журнальный зал

Русский
толстый журнал как эстетический феномен

Архив:

2017
1 2 3 4
5 6 7 8
9 11
2016
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2015
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2014
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2013
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2012
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2011
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2010
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2009
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2008
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2007
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2006
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2005
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2004
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2003
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2002
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2001
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2000
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
1999
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
1998
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
1997
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
1996
1 2 3 5
6 7 8 9
10 11 12
Журнал "Октябрь": анонс №11, 2017

Ежегодный выпуск  журнала «Октябрь» в ноябре  - «Детское чтение для взрослых». Читателю предлагаются  повести, рассказы, стихи. Прозаическая часть номера четко указывает на социальную направленность произведений. Но это вовсе не мешает, а даже подтверждает, что о любой проблеме можно говорить просто и с юмором, не нагнетая трагедии, не шокируя и не поднимая крика – и всё равно рассказать о главном.

Социальность присуща не одному только реализму – что доказывает Лариса Романовская в новой повести «Сиблинги», уводя героев в параллельный искусственный мир – очень тесный, очень компактный и очень стабильный. Наделенные полномочиями влиять на чужие судьбы, все сиблинги рано или поздно задаются вопросом, возможно ли изменить собственную жизнь – там, в реальности, которая тоже никуда не делась? Со взрослыми всегда сложно – трудно бывает ладить с родителями, с учителями и соседями, однако у героев повести задачка куда сложнее – как-то договориться со взрослыми-собой.

А семья – это, в целом, весело и нестрашно, утверждает Ксения Драгунская в рассказЕ«Родословная». Всё зависит от того, с какой точки смотреть на всё, что внутри нее происходит.

Марта Кетро в очередной раз показывает, что границы между так называемым «детским» и так называемым «взрослым» текстами призрачны. Рассказ «Дора становится взрослой», посвященный тонкостям девичьего взросления и обстоятельствам первой гормональной встряски, – это отрывок будущего «взрослого» романа.

Анна Игнатова, продолжая в рассказе «Джинн Сева» неисчерпаемую тему Аладдина, золотой рыбки и цветика-семицветика, в конце концов приходит к вопросу, нужно ли пытаться делать доброе дело, если попытка эта заранее обречена на неуспех.

Два коротких рассказа Алексея Лукьянова – «Буратино идет в школу» и «Устный счет» – посвящены маленьким вундеркиндам-акселератам, которым современный мир так мало оставляет места для сказки и чуда – а сказка и чудо всё равно как-то просачиваются.

Янис Грантс в рассказе «Кубок Будапешта» пишет о современных подростках в большом спорте. Взрослый цинизм и детские фантазии – всё здесь смешано и всё в равной степени важно.

Сюрприз поэтической части выпуска – это подборка стихотворений «Тихо-лихо-стихо» Аи эН, более известной в своей прозаической ипостаси.

…О чем конкретно думать мог
Мальчишка у реки?
Он вдруг вскочил на десять ног
И наточил клыки.
На них поймал и съел живьем
Большого карася…
Он жил, когда мы все умрем.
На этом песня вся…

Также в номере опубликованы стихи Дмитрия Сиротина, полные забавных и точных наблюдений.

Что касается кота?
Все предметы и места:
Дверь, стена, диван, клубок
И мизинцы наших ног…

Закрывают раздел поэзии стихи Анастасии Орловой, как всегда светлые и лиричные.

У Земли усталый вид,
От ветров ее знобит,
У Земли мороз по коже,
У Земли зима, похоже.

В разделе публицистики и критики Юлия Щербинина, доктор педагогических наук, рассказывает, чем и как пугали детей – в статье «Вышел Бука из тумана…»

Критик Мария Скаф в материале «Поттериана: десять лет спустя» исследует, что творится в волшебном мире Джоан Роулинг сегодня и как реагируют на происходящее многочисленные поклонники.

Уже из названия статьи Керен Климовски – «Трагическая ирония спасительной сказки» – нетрудно понять, что предметом внимания автора стала сказочная реальность в современной литературе для детей и подростков, помогающая говорить с детьми о тяжелом и страшном – в том числе о смерти.

Кирилл Захаров задается вопросом, возможна ли новая детская поэзия после Маршака и Хармса, – и предлагает читателю обширный обзор детской поэзии за последние сто лет, где описывает самые характерные тенденции и намечает самые проторенные дорожки, которыми движутся сегодня детские поэты.

В рубрике «Близко к тексту» Мария Нестеренко пишет о новом издании «Трех повестей о Васе Куролесове» Юрия Коваля, с комментариями Олега Лекманова, Романа Лейбова и Ильи Берштейна; Елена Погорелая оценивает «Путеводитель по детским книгам о сиротах» Ольги Бухиной; Борис Минаев – книгу-проект Александры Литвиновой «История старой квартиры», а Ольга Мяэотс – книгу финского исследователя Бена Хеллмана «Сказка и быль: История русской детской литературы».

Рубрику «Книжный агент» ведет, как обычно, Дарья Кожанова – и, как всегда лаконично, но увлекательно, делает  обзор актуальных новинок детской и подростковой прозы 2016–2017. Этот обзор  позволяет составить представление о новых «модных тенденциях» в современной литературы. Любопытно, что в обзоре представлено всего три переводных книги – против десяти русскоязычных.