Журнальный зал

Русский
толстый журнал как эстетический феномен

Архив:

2018
1 2 3 4
5 6 7 8
2017
1 2 3 4
5 6 7 8
9 11 12
2016
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2015
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2014
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2013
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2012
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2011
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2010
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2009
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2008
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2007
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2006
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2005
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2004
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2003
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2002
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2001
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2000
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
1999
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
1998
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
1997
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
1996
1 2 3 5
6 7 8 9
10 11 12
Анонс журнала "Октябрь" № 8

Анонс «Октябрь» № 8 2016

Валерия Пустовая

 

АКСЕНОВ-ФЕСТ: 10 ЛЕТ

 

Десятилетие литературного фестиваля, носящего имя писателя Василия Аксенова, – это история стремительной трансформации культуры и среды в современной Казани. Аксенов-фест возник в ходе этого движения – и в то же время стал одним из его истоков. «Чудесное преображение Казани» – так назвал свое эссе председатель Попечительского совета Аксенов-феста писатель Евгений Попов, охватывая одним взглядом путь города от провинции шестидесятых годов, «поруганной большевиками», к статусу российской «третьей столицы». Аксенов-фест, придуманный мэром города Ильсуром Метшиным и организуемый ежегодно в сотрудничестве с журналом «Октябрь», – своеобразная модель новой Казани, соединяющая языки и культуры, искусства и жанры. Не только литературный, междужанровый и мультикультурный фестиваль остается вечно в возрасте аксеновского «Звездного билета», когда процесс движения оказывается главным методом познания и самореализации.

«Звездный билет» – так была названа премия, присуждаемая в рамках Аксенов-феста. Это премия молодым и ярким авторам, многие из которых впоследствии заслужили и другие весомые награды. В честь десятилетия фестиваля мы публикуем произведения лауреатов «Звездного билета» прошлых лет: «Ночь. Сценарий для чтения» Гузель Яхиной, рассказы «Бил и целовал» Александра Снегирёва и «Стереометрия» Евгения Бабушкина, – и представляем совсем новые имена на литературной карте России, отмеченные премией в этом году: писательницу Женю Декину с повестью в рассказах «Золотой корень», пишущую максималистскую социальную прозу, которая никого не обвиняет, но каждого подталкивает жить в полную силу, и поэта Романа Рубанова с подборкой «Острой полоской света…»

Аксенов-фест связывает в один контекст совсем молодых авторов и мастеров старшего поколения, чьи произведения вошли в историю литературы XX века. В число попечителей фестиваля в разные годы входили такие литераторы, как Белла Ахмадулина, Михаил Генделев, Анатолий Гладилин, Александр Кабаков. Перу последнего принадлежит эссе «Сироты казанские» – о литературном «государстве “Аксенов”», гражданство в котором отмечено особой, поколенческой радостью и утратами, задевающими уже не только шестидесятников.

 

ДОКУМЕНТАЛЬНАЯ ПРОЗА

Александр Кабаков. SMS-проза

«Я и сам выдумывать больше не хочу. Не хочу – и все…» – признается писатель и открывает новый цикл рассказов, создаваемый на стыке воспоминаний и текущего времени – как будто в тот самый момент, когда доставленное SMS-сообщение вмешалось в углубленный ход мысли.

Публикуем первые рассказы из цикла «Конец лжи» и «Победитель».

 

Александр Стесин. Квинс. Повесть

Сильное высказывание – предмет которого постоянно меняет прописку в реальности, и заметки врача из онкологического центра при Рокриверском университете сдвигаются то в сторону очерка о мультикультурализме, то в сторону дневника взросления, будто соступают с пути, отшагивают, пытаясь вырваться из круга заводящих эту прозу вопросов: о «работе умирания» и том, как в ее свете видится самая обычная жизнь нью-йоркского эмигранта.

Для пациентов рассказчик – последняя опора, но сам себя он чувствует растерянно догоняющим собственный профессиональный статус, семейное положение и возраст, воображаемо взрослея только за рулем наконец купленного автомобиля и теряя иллюзию управления реальностью, едва переступит порог больницы.

Это проза, в которой сила опыта равноправна с силой вдумывания в опыт, в то, что увидено и почувствовано, в особенности если увидено непроизвольно и почувствовано мимоходом, при случае. И в то же время это проза, смиряющая домыслы, избегающая ярлыков и приговоров, предоставляющая судить об увиденном, как и о сроках вверенных жизней, другому, высшему уму.

Состояние «неврастенической тревоги», в котором каждое раннее утро застает себя рассказчик, совсем не передается читателю – потому что, признавая за миром право на необъяснимость и неуправляемость,  мы благодаря Александру Стесину начинаем трезвее и спокойнее ориентироваться в том немногом, на что можем еще повлиять.

 

Илья Бояшов. Книга «Джунглей». Фотография времени

Новый эксперимент от автора, умеющего уместить эпопею в карманную книжицу (как в романе «Танкист, или “Белый Тигр”) и пережить историю века в одном дне (как в повести «Джаз»).

Автобиографическая «Книга “Джунглей”» сложена из микрорассказов, как из деталей паззла – сказали бы мы, но избитое сравнение не работает: паззл не собран, автора не интересует рисунок, а только – потряхивание и глуховатое, через десятилетия, погромыхивание деталей в коробке. Книга-коробка о русском роке, по мнению автора, принципиально не вскрываема: его повесть – о занимательном пути по задворкам мировой культуры, в рамках которой русский рок начинался и закатывается как провинциальное, местное явление.

И именно это домашнее, коробочное значение местной рок-культуры, участником которой довелось стать и Илье Бояшову, делает удивительно притягательным сюжет «книги»: это история музыки в обыденный рост, это иронические похождения рокера под ветром перемен, это юность, чьи мечты не сбылись, но тем она и доказала свою чистоту и честность. Ведь в юности стоит мечтать только о том, что несбыточно, как мировая слава русского рока.

 

РАССКАЗ

Давид Маркиш. Билет в один конец

История о лукавом смирении – когда личным благополучием оправдана мировая несправедливость. Старосоветские помещики переселяются в израильскую Аркадию…

 

СТИХИ

Артем Родькин. Каменный ангел

«…от себя (к себе?), по кругу / (по квадратным сторонам?), / становясь никчемным гуру, / бога мертвого шаман».

 

КРИТИКА. РУССКИЙ СЕВЕР

В июле вышел номер «Октября», целиком посвященный современной прозе и поэзии Русского Севера. В этом номере – северная критическая рефлексия. Андрей Рудалёв из Северодвинска пишет о «литературной децентрализации страны» и раскрывает актуальные мотивы северной прозы на примере текстов Дмитрия Новикова и Александра Бушковского («Постижение Севера»). Критики из Вологды предлагают обзоры поэзии: в «Вологодском поэтическом указателе» Елены Титовой представлены те, кто создает не только местный, но и общероссийский поэтический контекст, а в рубрике «Тристих» Наталья Мелёхина пишет о новых книгах поэтов Севера. Журналист Елена Легчанова представляет проект «Том писателей» – антологию новейшей вологодской литературы («Электронная антология»). А литературовед Елена Галимова предлагает краткое описание имен и произведений, олицетворяющих в сегодняшней литературе «Архангельский контекст».

 

МОСКВА: ТЕРРИТОРИЯ КУЛЬТУРЫ

Дарья Бобылёва. Книги на Красной площади

Обзор ключевого книжного события этого лета и наиболее общественно значимой новации литературой жизни Москвы. Важнейшие презентации и дискуссии книжного фестиваля «Красная площадь» комментируют участники ярмарки.