Журнальный зал

Русский
толстый журнал как эстетический феномен

Архив:

2018
1 2 3 4
5 6 7 8
2017
1 2 3 4
5 6 7 8
9 11 12
2016
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2015
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2014
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2013
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2012
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2011
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2010
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2009
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2008
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2007
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2006
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2005
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2004
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2003
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2002
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2001
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2000
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
1999
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
1998
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
1997
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
1996
1 2 3 5
6 7 8 9
10 11 12
"Октябрь" № 7. О номере рассказывает Валерия Пустовая

Анонс № 7 – 2016
Валерия Пустовая

НОЧИ И ДНИ ОКНОМ НА ПОЛЮС
ЛИТЕРАТУРА РУССКОГО СЕВЕРА

Представляем журнальную антологию современной прозы и поэзии Русского Севера, составленную из произведений ведущих и перспективных авторов из Карелии, Вологодской, Архангельской областей, известных, однако, за пределами родного края. В их сегодняшних произведениях непредсказуемо преломляется память места – оживает концепт Севера, включающий в себя и знания об истоках русской культуры, и народные поиски свободы и правды, и притяжение природной красоты, и предания об испытании веры. Благодаря новой литературе, Север движется в двух временах – вечном и настоящем и располагается как будто разом на краю обжитого мира и в сердце страны. И слово здесь выступает посредником между временами и пространствами, как давно, исстари – между миром земным и небесным.

Номер открывает программная статья критика Евгения Ермолина «Ночи и дни окном на полюс», раскрывающая значение Севера как понятия не географического или исторического – а философского: «Это – укорененный в вечности экстремальный опыт духовной свободы, основанный на стоическом преодолении тягот бытия и на бескомпромиссном влечении к получающей разновыраженные формы гармонии». Среди ключевых сюжетов северной литературы, найденных критиком в произведениях писателей разных эпох, особенно хочется отметить три: «подключенность к общерусской исторической энергетике», «подлинность жизни» и «непростое собеседование писателя с мирозданием», – потому что именно их подхватывает и полемически развивает современная литература.

Центральная публикация номера – новый роман Дмитрия Новикова, одного из наиболее значимых авторов современного Севера, идеолога «новой северной прозы». Исполненный в современной технике, сочетающей документальные свидетельства и поэтическую речь, разбивающей долгое повествование на краткие динамичные эпизоды, каждый из которых мог бы стать самостоятельным рассказом, очерком, эссе, роман Дмитрия Новикова стремится к восстановлению связи с традицией мысли и слова Русского Севера.

«Голомяное пламя» – роман об исцелении личной и родовой памяти, о восстановлении естественного жизненного уклада – экосистемы Севера, в которой природное и духовное нерасторжимо слиты. Его можно читать одновременно как исповедь, травелог и притчу. Герои романа отправляются на берега северных озер и Белого моря за интенсивным переживанием настоящего, которое оказывается порталом в большое историческое время.

А вот в повести Яны Жемойтелите совершается противоход – герои застревают между временами, попав в ловушку искусственного восстановления традиций прошлого. «А еще была осень» – меланхоличная сатира, в которой осень аллегорически выражает безвременье, сон общественного сознания, отрезанного от настоящего. Юная выпускница пединститута, возвратившись в родной городок, наблюдает, как оживают уроки истории, и век смартфонов ворочает оглобли, актуальные в пору крепостной Руси.

В шутливых рассказах Александра Кирова («Корни», «Маленькая птичка прилетела к нам», «Скамья») решается вопрос о восстановлении совсем близкого – семейного предания. Деяния дедов и бабок здесь выступают потенциальным источником вдохновения – и мерой современных вещей и отношений.

Напротив, драматичные рассказы Натальи Мелёхиной («Трактористка», «Что мы знаем о хлебе») отвергают возможность судить современность с точки зрения исторического или литературного предания. Ее герои оправданы напряженной битвой за выживание и достоинство, битвы не замечаемой и не вознаграждаемой, ставшей частью повседневности. Рассказы легко трактовать как критику социального неравенства – но гораздо важнее в них неравенство цивилизационное, разрыв времен: автору удается убедительно показать, что в России и сейчас часть общества не допущена к современности.

Рассказы Александра Бушковского («Мама», «Земфире») – голос человека, выпавшего из времени в результате экстремального жизненного опыта. Герои Бушковского – потенциальные герои истории, пережидающие пору личного безвременья. Они отличаются почти болезненной самоуглубленностью – именно там, в их внутреннем мире, совершается теперь главное дело их жизни, выясняется последняя правда, обретаются стимулы к  выживанию, которых не может предоставить обыденность.

 

ПОЭЗИЯ современного Севера представлена в номере подборками Анны Матасовой, Леты Югай, Ильи Раскольникова, Антона Чёрного, Анастасии Софроновой, Екатерины Соколовой, Наты Сучковой, Егора Сергеева и Марии Марковой.

Полемика о времени, истории и памяти места в литературе Севера продолжится в следующем номере, где будут опубликованы критические статьи и очерки.

А этот номер завершает новый выпуск рубрики «МОСКВА: ТЕРРИТОРИЯ КУЛЬТУРЫ» – интервью с заведующей отделом изучения наследия А.Ф. Лосева и мемориально-выставочной работы Библиотеки истории русской философии и культуры «Дом А.Ф. Лосева» доктором филологичесикх наук Еленой Аркадьевной Тахо-Годи и директором Российской государственной детской библиотеки Марией Александровной Веденяпиной. Беседы вела Дарья Бобылёва.