Журнальный зал

Русский
толстый журнал как эстетический феномен

Опубликовано в журнале: Октябрь 2016, 5

Точка входа в литпроцесс

Беседу вела Валерия ПУСТОВАЯ

 

Московский культурный форум, организованный при поддержке Департамента культуры Москвы, продемонстрировал разнообразие современных искусств и досуговых центров, но и насущные способы вовлечения широкой аудитории в культурную жизнь столицы, а значит, и страны. Более пятидесяти тысяч посетителей форума стали посетителями презентаций, выставок, спектаклей, концертов и участниками воркшопов, мастер-классов и дискуссий. Ключевые события форума были посвящены Году кино и Всемирному Дню театра и направлены на зрелищность, на продвижение современной культуры. Манеж, где происходило это действо, стал местом встречи творцов и экспертов с их реальной и потенциальной аудиторией, благодаря чему обнаружилась живая связь между специальными вопросами искусства и духовными запросами публики. Новые подходы к работе в области культуры стали главным тематическим направлением форума.

Здесь можно было принять участие в интерактивных программах и оформить абонемент в любое из представленных учреждений культуры. По итогам форума около четырех тысяч человек записались в библиотеки. В рамках библиотечной программы форума были представлены не только редкие издания и бесценные фонды, но и специальные проекты библиотек, новые технологии и актуальные приемы диалога в работе с читателями.

Реформа публичных библиотек началась в столице в 2013 году по инициативе Департамента культуры Москвы. О том, как отражаются изменения в культурной жизни на задачах библиотек, и о направлениях развития библиотечного дела мы побеседовали с Александрой Леонидовной Вахрушевой, около 12 лет проработавшей в старейшей городской общедоступной библиотеке Москвы – библиотеке-читальне имени И.С. Тургенева, на момент беседы – в должности директора.

Этим интервью журнал «Октябрь» открывает новую рубрику, посвященную развитию и инновациям в работе культурных учреждений Москвы.

 

 

Валерия Пустовая. Расскажите, пожалуйста, как развивается сегодня библиотека-читальня имени Ивана Тургенева и что Вы считаете главным в этом процессе?

 

Александра Вахрушева. Я пришла работать в Тургеневку в 2004 году и наблюдала, как она менялась, исходя из потребностей наших читателей. Мы всегда считали, что для библиотеки важнее всего люди, которые в нее приходят. Сейчас они очень разные. Есть читатели, пользователи, посетители. Читатели приходят за книгами, пользователи – поработать или получить информацию, а посетители приходят познакомиться с самой библиотекой. Это разделение весьма условное, потому что мы ценим всех, кто обращается к нам.

Сама аудитория библиотеки менялась. Еще лет десять назад к нам приходили в основном люди пенсионного возраста. Но после того как мы завели страничку в Фейсбуке и оборудовали библиотеку вайфаем, мы привлекли новую аудиторию, от которой у нас сейчас практически нет отбоя: интеллектуальная молодежь – главным образом студенты и фрилансеры – приходит со своими гаджетами в читальный зал. Так в 2011 году мы начали реализовывать проект библиотеки как «третьего места», куда человек приходит из дома или после работы, чтобы провести свободное время.

 Но мы не забыли и о людях старшего возраста. Для них у нас разработана отдельная программа бесплатных мероприятий, направленных на поддержание социально активного образа жизни: например, кинолекторий, языковые курсы, экскурсии по старой Москве. Мониторинг мнений: интересно ли, комфортно ли нашим читателям, какие книги они заинтересованы получить – мы проводим ежеквартально. И в соцсетях, и непосредственно в залах библиотеки. От нашей аудитории мы всегда ждем ответа на вопрос, что и как должно быть в библиотеке. Выстраивая отношения на взаимном доверии. Результат мы наблюдаем по отсутствию свободных мест в залах.

 

Как строится программа библиотеки и есть ли в ней приоритетные направления?

 

Наша библиотека стала домом писателя. Для нас приоритетна работа с писателями как лидерами общественного мнения: в разговоре с ними заинтересовано российское общество. Мы сами в этом убедились, когда совместно с литературной премией «Ясная Поляна» провели проект «Серьезный разговор» – встречи с членами жюри и лауреатами премии. Диалоги с ними касались и литературы, и книг, представленных на премию, но прежде всего это были все-таки разговоры о жизни: именно на поиск смыслов в сегодняшней жизни были нацелены вопросы, которые задавала аудитория.

Был период, когда библиотеки не решались приглашать известных писателей. Когда проектировали первую «Библионочь» в 2012 году, многие сомневались: мол, да кто к нам пойдет. И действительно, поначалу приходилось уговаривать авторов. Но сейчас ситуация прямо противоположная: когда готовится «Библионочь», писатели уже расписаны по библиотекам.

Моя-то мечта – чтобы презентация только что выпущенной книги в первую очередь проходила в библиотеке, а только потом в книжном магазине. Понимаю, что нужны продажи, но есть ведь и другая, сверхзадача – донести как можно большему числу людей информацию о новых книгах и тенденциях.

Современная библиотека – это точка входа в литературный процесс. Изъять библиотеку из единого книжного пространства невозможно: всякая библиотека содержит книжную коллекцию, которая постоянно обновляется. Чтобы быть на пике времени, библиотека должна предоставлять читателю максимальный выбор книжных новинок. Вот почему в апреле у нас стартовал фестиваль новинок «Книжный сдвиг», который мы подготовили совместно с «Редакцией Елены Шубиной» и другими лидерами книгоиздания.

 

Повлияло ли на задачи библиотеки сегодняшнее падение интереса к чтению?

 

Я не могу сказать, что люди стали меньше читать. Я не вижу конфликта между электронными и бумажными носителями. Да, сейчас читают по-другому, но к тексту обращаются часто. Вот, скажем, чтение в социальных сетях как будто нельзя сопоставить с чтением книги. Но известные писатели, такие как Захар Прилепин или Дмитрий Глуховский, выступают как активные блогеры, а выпущенная в этом году книга литературного критика Анны Наринской составлена в основном из ее постов в соцсетях. Это веяние времени: из электронных, маленьких текстов рождаются книги.

И наоборот, информация о книжных памятниках лучше распространяется благодаря соцсетям. Мы в Тургеневке отдельно занимаемся продвижением фонда редкой книги и стараемся передать информацию прошлого в сегодняшний день. Так, неимоверное количество лайков и перепостов получила публикация к Восьмому марта – о маленькой брошюре Клары Цеткин «Женщина и ее экономическое положение», изданной в Одессе в 1905 году. Сегодня библиотеке нельзя быть закрытой институцией, наоборот, нужно открывать для публики свои запасы и рассказывать о них на современном языке.

События в библиотеке направлены на продвижение не только книги, но и работы с текстом вообще. Например, в конце апреля мы впервые провели фестиваль киносценариев «Читай кино», и это профильное событие для нас: ведь кино рождается из текста, а тексты хранятся в библиотеке.

 

Какие проекты вы представили на Московском культурном форуме?

 

Три проекта: наше сотрудничество с посольством Сербии, действующую у нас Школу писательского мастерства и Литературную карту Московского метро.

Тургеневская библиотека активно привлекает партнеров, и за последние годы нам удалось собрать вокруг себя небольшой культурный кластер. Здесь, на территории Чистых прудов и Мясницкой улицы, наши постоянные партнеры – это наши соседи: книжный магазин Библио-Глобус, музей Маяковского, Высшая школа экономики, откуда к нам пришла команда Школы писательского мастерства, библиотека имени Ф.М. Достоевского.

Но Литературная схема Московского метро подготовлена силами сотрудников самой библиотеки. Мы собирали ее коллективом в пять человек, в практически пожарном режиме – за два месяца. И это была прежде всего работа с текстом, кропотливая и въедливая.

Карта была подготовлена для поезда «Читающая Москва». В первые недели курсирования поезда мы получили колоссальное количество откликов на литературную карту, в том числе и предложений по ее дополнению. Безусловно, это проект на вырост: сейчас мы дорабатываем карту и готовим для нее отдельный сайт.

Для проекта «Читающая Москва» мы делали еще вот такие билеты на метро – со строчками Маршака, которые можно было собрать в стихотворение и получить в подарок книгу. Если вы посмотрите на фотографии победителей – удивитесь: я никогда не видела такого количества молодых мужчин, которые бы интересовались творчеством Самуила Маршака.

Вот так можно подспудно продвигать наше литературное наследие. Любая живая форма, которая отличается от стандартных, штампованных представлений о классике, вызывает интерес. Неизменно широкий отклик получают открытки с писателями, придуманные в рамках нашего традиционного Тургеневского ноября. Мы сделали серию открыток, которые объясняли современному молодому человеку, что это значит – быть Иваном Тургеневым. Теперь напечатали такие открытки с Мандельштамом и Маяковским. Абсолютный хит – открытка про то, что быть Мандельштамом – значит родиться в начале девяностых. Каждый молодой человек сразу понимает: это про меня.

 

Насколько библиотека чувствует себя обязанной продвигать классику?

 

Мне не кажется, что классика – центр интересов библиотеки. Классику нельзя навязывать – как это делают в школе, в институте, ввиду учебных задач. Читателю интересно видеть диапазон современного литературного процесса: что нового появилось в детективе, поэзии, нон-фикшн. Сейчас, когда у нас стало больше молодых читателей, мы поняли, что они готовы вместе с нами участвовать в комплектовании библиотеки. Они изучают электронный каталог, говорят, чего не хватает, просят что-то закупить. Мне кажется, в таких случаях стоит поступиться принципами закрытого экспертного сообщества, которое будто бы одно знает, какие книги должны быть в библиотеке. Читательские запросы часто адекватны, релевантны времени. Будет лучше, если мы их услышим, нежели выстроим с читателями жесткие, бюрократические отношения.

Чего бы не хотелось совсем в библиотеке – это жесткой бюрократии: рамок у нас хватает и в обычной жизни. А библиотека может быть территорией взаимного доверия, внимания, общения.

 

В таком случае меняется и образ самого библиотекаря, пока еще сохраняющийся в массовом сознании, – как человека строгого и закрытого?

 

О, да: владельца сакральных знаний! Но от личного контакта не уйти. Коммуникационное направление развития библиотеки очень важно. Библиотекарь, если хочет быть успешным, не должен быть равнодушным. И сегодня у наших сотрудников одна из задач – заинтересованный разговор с самыми разными людьми. У нас есть, например, пожилая сотрудница, которая давно и успешно работает именно с возрастной аудиторией. Она их понимает лучше, поскольку и сама к ней принадлежит. Мы ее очень бережем и любим. Видим, насколько ей проще реагировать на запросы своей публики, предлагать те встречи, экскурсии и фильмы, которые они ждут.

 

Меняется ли у нас статус профессии библиотекаря?

 

По моему мнению, библиотекарь – это профессия будущего. Сейчас она у нас, к сожалению, недооценена. Современный библиотекарь занимается информационной логистикой. Он направляет потоки знаний, помогает выстроить маршрут освоения информации. Умение найти нужную информацию – правильную, правдивую, точную – это серьезная аналитическая задача библиотекаря.

Вот почему, я считаю, библиотечное дело должно быть вторым образованием, а не первым. У нас, в Тургеневке, библиотечной работой занимаются люди, которые в ней давно, кто хорошо знает наш фонд. И может, например, откликнуться на запрос иного посетителя: тут у вас такая синяя книжечка была, про войну двенадцатого года…

 

Что, прямо так и спрашивают?

 

Бывает. К сожалению, сегодня совсем не воспитывается книжная культура. К тому же сказывается особенность визуального поколения: человек запоминает образ книги, но не готов запомнить ни автора, ни названия. С новым поколением читателей нужно работать. В Финляндии, Германии к библиотеке приучают со школьной скамьи, это вопрос государственной политики, вклад в развитие человеческого капитала. У нас же главная проблема в том, что само общество не может сформулировать, чего хочет от библиотеки. Только за время моей работы сменились три концепции библиотечной реформы. В 2004 году, когда открывался полный комплекс зданий Тургеневской библиотеки, мы были объявлены «интеллект-центром». Потом, в годы руководства культурой Москвы Сергеем Александровичем Капковым, была выдвинута идея «медиацентра». Сегодня, при Александре Владимировиче Кибовском, предложено совмещать библиотечный и культурно-досуговые типы учреждений. На Московском культурном форуме можно было увидеть стенды централизованных библиотечных систем, представленных по округам, и стенд самостоятельных городских библиотек. Районные библиотеки могут, вероятно, специализироваться на культурном досуге. Но самостоятельные библиотеки, к числу которых принадлежит и Тургеневка, это скорее информационно-просветительские институты, ориентированные на работу с текстами и информацией, нежели на досуговую деятельность.

Мы стараемся сохранить свое лицо, которое формировалось в течение ста тридцати лет. Когда в 1885 году Тургеневку открывала Варвара Алексеевна Морозова, она была первой в Москве бесплатной, общедоступной библиотекой, основанной с целью просвещения народа. «Учение – только свет, по народной пословице, – оно также и свобода. Ничто так не освобождает человека, как знание...» – писал И.С.Тургенев.

Эта миссия просвещения и в двадцать первом веке остается для библиотеки имени Тургенева основной.

 

Беседу вела Валерия ПУСТОВАЯ

 

Версия для печати