Журнальный зал

Русский
толстый журнал как эстетический феномен

Опубликовано в журнале: Октябрь 2016, 12

Рубрику ведет Дарья КОЖАНОВА

 

Мастерство (авто)портрета

Шаргунов С. Катаев. Погоня за вечной весной – М.: Молодая гвардия, 2016.

Сонкина Ф. Юрий Лотман в моей жизни: Воспоминания. Дневники. Письма. – М.: НЛО, 2016.

Есипов В. Четыре жизни Василия Аксенова. – М.: РИПОЛ классик, 2016.

Генис А. Обратный адрес. – М.: АСТ (Редакция Елены Шубиной), 2016.

Смирнов А. Лопухи и лебеда. – М.: АСТ CORPUS, 2016.

 

Книга Сергея Шаргунова о Валентине Катаеве, вышедшая в серии «ЖЗЛ», озаглавлена «Погоня за вечной весной», что отсылает нас не только к знаменитым мемуарам писателя «Алмазный мой венец», но и к песне Егора Летова «Вечная весна в одиночной камере». Шаргунов, привлекая биографическую литературу и архивные материалы, воссоздает жизнь Катаева в контексте истории – Гражданская война, метание между красными и белыми, арест, ожидание расстрела, а через много лет – звание Героя Соцтруда. Богат и литературный фон: среди героев книги – Иван Бунин, Михаил Зощенко, Исаак Бабель, Осип Мандельштам, Максим Горький, Александр Солженицын. Шаргунов отказывается от «идеологизированного» образа Катаева и стремится показать всю силу творческой личности, таинственную, драматичную судьбу – путь настоящего Писателя.

Фаина Сонкина – сокурсница и друг Юрия Лотмана (1922–1993), адресат многих его писем. Их переписка с Лотманом интересна тем, что почти не касается научных вопросов, это живой разговор двух близких друг другу людей, портрет их духовной жизни. В настоящую книгу, кроме писем, включены также дневники Сонкиной и ее воспоминания о выдающемся филологе, культурологе, семиотике.

В 2012 году писатель и журналист Виктор Есипов издал книгу «Василий Аксенов – одинокий бегун на длинные дистанции», она включала в себя воспоминания современников о прозаике, часть его интервью и писем (после смерти Аксенова именно Есипов стал доверенным лицом вдовы и разбирал его американский архив). В новую книгу «Четыре жизни Василия Аксенова» вошли биографический очерк Аксенова, статьи о творчестве писателя, предисловия к публикациям произведений, написанные Есиповым.

В новом сборнике Александра Гениса «Обратный адрес» – блестящие эссе, легкие, интересные и драматичные истории, путешествия по миру и по литературе – словом, все то, что уже хорошо известно читателям, но что никогда не устанешь читать. Эта книга больше близка к мемуарной прозе, ее герои – Сергей Довлатов, Иосиф Бродский, Михаил Барышников, Петр Вайль, Андрей Синявский и многие другие известные персонажи, с которыми доводилось встречаться автору в Русской Америке, в Европе, в России.

Андрей Смирнов известен, прежде всего, как выдающийся режиссер («Белорусский вокзал», «Осень», «Жила-была одна баба») и актер (Бунин в «Дневнике его жены» Алексея Учителя, Владимир в «Елене» Андрея Звягинцева), обладатель многих кинопремий, но теперь у зрителей есть возможность узнать его и как писателя. В книгу «Лопухи и лебеда» вошла его проза, статьи о российском и советском кино; издание дополнено фотографиями из личного архива Смирнова, фотографиями с репетиций в театре и съемок.

 

Герой – свобода – творчество

Сахновский И. Свобода по умолчанию. – М.: АСТ (Редакция Елены Шубиной), 2016.

Зайончковский О. Тимошина проза. – М.: АСТ (Редакция Елены Шубиной), 2016.

Нестеров О. Небесный Стокгольм. – М.: РИПОЛ классик, 2016.

Богословский Р. Трубач у врат зари. – М.: Дикси Пресс, 2016.

 

По жанру новый роман Игоря Сахновского «Свобода по умолчанию» близок к антиутопии: действие перенесено в 20-е годы нашего столетия, страна живет в ожидании приближающегося конца света, власть становится все более мощной и закрытой. Главный герой Турбанов работает в одном из госучреждений – запрещает литературные произведения, но он пытается отстоять свою внутреннюю свободу – и лишается должности из-за того, что не пропускает книгу «правильного» автора. В романе Сахновский отражает вечный конфликт частной жизни человека и системы, но, кажется, ему не удалось избежать ловушек, в которые попал автор похожей книги – Александр Терехов c «Немцами», – а именно предсказуемости и односторонности при изображении современной жизни страны.

Книгу Олега Зайончковского «Тимошина проза» еще до выхода называли одной из самых ожидаемых новинок года. Главный герой – заурядный, чудаковатый Тимоша, молодой москвич. Он живет вместе с родителями, ест по утрам овсянку, работает в проектной организации, а по вечерам занимается массажем. Кроме того, пробует себя в сочинительстве и мечтает написать роман, и его проза заботливо разложена в алфавитном порядке по папкам на компьютере. Перелом наступает после его командировки на Север: вдруг прерывается неспешное течение жизни и Тимоше начинает казаться, что в Москве он лишь игрушка в чьих-то руках, он бессилен и несвободен. Через ловкие сюжетные ходы и комичность ситуаций Зайончковскому удается выйти к подлинной человеческой трагедии.

Лидер советской и российской рок-группы «Мегаполис» Олег Нестеров написал роман об эпохе шестидесятых – о музыке, о свободе, о надеждах, которые не смогли сбыться из-за конца оттепели. В «Небесном Стокгольме» переплетается псевдодокументальное, автобиографическое и документальное, и главные герои книги – это и «вымышленные» три друга – Антон, Петр и Кира, – и, например, первый советский электрогитарист Юрий Мухин. Когда читаешь некоторые главы, по-настоящему погружаешься в московскую музыкальную жизнь того времени, где около магазина на Неглинной работает «биржа» музыкантов, а Мухин за тысячу долларов покупает у американца гитару Framus.

Роман «Трубач у врат зари» молодого липецкого писателя Романа Богословского – тоже о музыке (книга названа в честь первого альбома Pink Floyd) и о свободе, правда, действие происходит в другом времени, когда глоток вольности превратился в настоящее опьянение – в 90-е годы. Главный герой Олег Кастидзе, юноша из провинциальной интеллигентной семьи, поступает в музыкальное училище в городе Лисицке и оказывается в сюрреалистическом мире – неформалы, наркоманы, рок-музыка, воровство, пьяные вечеринки. Но молодой человек с головой погружается в эту дикую стихию эпохи, где постепенно размываются вечные ценности – любовь, дружба, талант – и все, включая самого героя, завороженно движется навстречу гибели.

 

Магия пространства

Громова Н. Пилигрим. – М.: АСТ (Редакция Елены Шубиной), 2016.

Мильчина В. Имена парижских улиц. Путеводитель по названиям. – М.: НЛО, 2016.

Матвеева А. Лолотта и другие парижские истории. – М.: АСТ (Редакция Елены Шубиной), 2016.

 

В книгу Натальи Громовой вошли известный роман «Ключ», повесть «Пилигрим» и новые рассказы. Писательница, исследователь литературного быта 30-40-х годов прошлого века, определяет жанр своих произведений как «архивный роман»: в них переплетаются ее воспоминания, история, литература. Героями могут быть Марина Цветаева, Борис Бессарабов, Варвара Малахиева-Мирович и в то же время – сама писательница, ее муж Володя, учитель и соавтор Семен Лунгин. Объединяет всех персонажей образ старой Москвы, почти исчезнувшей, и произведения Громовой можно назвать книгами любви и памяти.

«Имена парижских улиц» продолжает имевшую большой успех у читателей книгу «Париж в 1814–1848 годах: повседневная жизнь» Веры Мильчиной, ведущего научного сотрудника ИВГИ РГГУ. Книга посвящена названиям парижских улиц, а также площадей, мостов и набережных, и каждое имя, как показывает автор, прячет в себе историческое событие, интересные языковые корни, любопытную деталь парижского быта. Разве не так должен выглядеть идеальный путеводитель по городу?

Новый сборник рассказов Анны Матвеевой тоже о Париже. Правда, в ее книге Париж не всегда оказывается столицей Франции, это может быть и поселок Париж в Челябинской области, и кафе «Париж» в Екатеринбурге. Оттого и такие разные персонажи рассказов – Амедео Модильяни, литературный редактор, вор, учительница французского языка, начальник в отставке. В книге Матвеевой Париж перестает быть просто географическим названием и словно становится символом всего того, что преображает нашу жизнь, – любви и тоски, красоты и одиночества.

 

Под покровом истории

Иванов А. Тобол. – М: АСТ (Редакция Елены Шубиной), 2016.

Михайлов-Лидский В. Улети на небо. – М.: РИПОЛ классик, 2016.

Быков Д. Июнь. – М.: АСТ (Редакция Елены Шубиной), 2016.

Петров В. Турдейская Манон Леско. – СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2016.

 

Свое новое произведение «Тобол» писатель Алексей Иванов создает сразу же с замыслом экранизации, неслучайно он обозначил его жанр как «роман-пеплум». Как и в «Сердце Пармы», писатель обращается к ярким историческим событиям, на этот раз – к петровским реформам в Сибири. Сама история, кажется, подсказывает увлекательные сюжеты – контрабандисты, пленные шведы, раскольники, язычники, реформы первого тобольского губернатора князя Гагарина. Цивилизация укрощает варварскую стихию, кипят исторические страсти, и на этом материале, действительно, можно создать пеплум, грандиозную реконструкцию эпохи с масштабными батальными сценами.

В 2014 году повесть «Улети на небо» Владимира Михайлова-Лидского – поэта, прозаика, драматурга, историка кино, живущего в Бишкеке, – получила второй приз «Русской премии» в номинации «Малая проза». Книга посвящена теме, которая в последние несколько лет занимает писателей, – событиям Гражданской войны, а именно – трагической гибели армии белого генерала Каппеля. Главный герой повести, от лица которого ведется рассказ, – бывший соратник генерала полковник Иванов. Он эмигрировал в Китай и дожил до ста шести лет, он единственный русский в Харбине и единственный, кто знает, где находится могила Каппеля. Это повесть не только о войне, но и о мире, и о тех ценностях, что остаются вечными в годы любых исторических потрясений, так же как за все это время для героя оставались неизменными… божьи коровки.

Действие нового романа Дмитрия Быкова разворачивается в двух предвоенных годах – с осени 1939-го по июнь 1941 года. Он рассказывает о трех историях, в каждой из которых свою роль сыграет война. Хотя, по словам самого писателя, все эти истории вымышленные, Быков указывает на трех «более-менее» прототипов героев. Вернувшаяся вместе с родителями из эмиграции девушка, полюбившая женатого сотрудника журнала «СССР на стройке» (главного редактора журнала «За рубежом» Самуила Гуревича) – это Ариадна Эфрон. Студент ИФЛИ, переживающий бурный роман с девушкой из другого круга, – это Дезик Кауфман, он же Давид Самойлов, а его будущая жена – Ольга Фогельсон, дочь известного кремлевского врача. И наконец в образе писателя, открывшего, как ему кажется, способ, с помощью которого через текст можно воздействовать на подсознание читателя, угадывается Сигизмунд Кржижановский.

Всеволод Петров (1912–1978) – писатель, мемуарист, искусствовед – создал свою повесть о Великой Отечественной войне в 1946 году, то есть еще до волны знаменитой «лейтенантской прозы». Но его произведение очень отличается, даже по названию – «Турдейская Манон Леско», которое отсылает к культуре XVIII века, к роману аббата Прево. Турдей – это железнодорожная станция в Тульской области, а главный герой, интеллигент, петербуржец, едет с фронта в санитарном поезде и влюбляется в одну из сандружинниц, напоминающую ему образ с картины Ватто. Так в своем воображении он среди ужаса войны воскрешает несбыточную мечту о «совершенном и обреченном смерти» XVIII веке. Книга также дополнена воспоминаниями Петрова о Николае Пунине, Данииле Хармсе, Анне Ахматовой, Михаиле Кузмине, Николае Тырсе.

 

 

Версия для печати