Журнальный зал

Русский
толстый журнал как эстетический феномен

Архив:

2018
1 2 3 4
5 6 7 8
2017
1 2 3 4
5 6 7 8
9 11 12
2016
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2015
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2014
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2013
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2012
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2011
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2010
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2009
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2008
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2007
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2006
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2005
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2004
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2003
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2002
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2001
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2000
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
1999
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
1998
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
1997
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
1996
1 2 3 5
6 7 8 9
10 11 12
"Октябрь" № 12. О следующем номере рассказывает Валерия Пустовая

Документ без названия

«Октябрь» № 12 2016
Валерия Пустовая

Прежде чем рассказать о завершающем этот год  номере журнала, мы хотели бы представить

ЛАУРЕАТОВ ПРЕМИИ «ОКТЯБРЯ» 2016 ГОДА:

Александр ГРИГОРЕНКО. Потерял слепой дуду. Повесть. № 1
Повесть, удостоенная в этом году престижной премии «Ясная поляна», впервые опубликована в журнале «Октябрь».
Эта повесть заново открывает Александра Григоренко, громко дебютировавшего в 2011 году с романом-легендой «Мэбэт» и закрепившего за собой репутацию автора мифопоэтической прозы. Писатель не побоялся выйти за пределы привычного письма – и написал остросоциальную прозу, крепко удерживающую нас в рамках достоверных примет времени и бытовой психологии. Однако трагический исход повести – вовсе не сумма социальных слагаемых, а результат сложения нравственных решений каждого персонажа.

Дмитрий НОВИКОВ. Голомяное пламя. Роман. № 7
Центральная публикация специального номера «Октября», посвященного современной литературе Русского Севера.
Новый роман Дмитрия Новикова, одного из наиболее значимых авторов современного Севера, идеолога «новой северной прозы», автора многочисленных поэтичных и страстных рассказов, стремится к восстановлению связи с традицией мысли и слова Русского Севера. «Голомяное пламя» – роман об исцелении личной и родовой памяти, о восстановлении естественного жизненного уклада – экосистемы Севера, в которой природное и духовное нерасторжимо слиты.
Роман написан остро актуально: исполненный в современной технике, сочетающей документальные свидетельства и поэтическую речь, разбивающей долгое повествование на краткие динамичные эпизоды, каждый из которых мог бы стать самостоятельным рассказом, очерком, эссе.

Анна МАТАСОВА. Ворованный бог. Стихи. № 7
Яркая подборка молодого поэта из Карелии опубликована в специальном номере «Октября», посвященном современной литературе Русского Севера. Анна Матасова – поэт, фотограф, автор книги стихов и более десяти повестей для подростков.

Маша РУПАСОВА. Я люблю тебя, крапива. Стихи. № 10
Стихи одного из ведущих поэтов нового поколения, пишущих для детей, опубликованы в специальном номере «Октября», посвященном современной детской и подростковой литературе. Маша Рупасова неожиданно открыла в себе поэта – начав писать стихи для усыновленного малыша. Сегодня она – автор уже двух популярных книг и многих публикаций в детских изданиях.

Дарья БОБЫЛЁВА. «Москва: территория культуры». Рубрика. № 6, 7, 8, 12
Писатель Дарья Бобылёва в новой рубрике журнала «Октябрь» рассказывает о самых интересных и наиболее активно развивающихся культурных площадках Москвы – реформированных библиотеках, новаторских театрах, инновационных музеях и др.

Андрей БАЛДИН. Карамзин и океан. Новый Буквоскоп. Завершая год Карамзина. Карамзин как множество. Эссе. № 1, 4, 12
В год 250-летия Николая Карамзина писатель, архитектор и график Андрей Балдин подготовил книгу эссе о «словообразующем путешествии» историка и реформатора русского языка в Европу в конце XVIII века. Андрей Балдин проследовал путем Карамзина, изучая – на собственном опыте, в карамзинском тексте и по карте – взаимосвязанное движение пространства и литературного языка.
Исследование Андрея Балдина для всех литературных путешественников определяет «правила умного наблюдения» и охватывает «сумму пространств реальных и ментальных, внутренних и внешних, с которыми встретилась сознающая Россия» в эпоху Карамзина и в наши дни.

Аркадий СМОЛИН. Рассыпающийся роман. Статья. № 5
«Рассыпающийся роман» обещает стать главным явлением современной прозы – и молодой критик, прозаик и эссеист исследует эту новаторскую форму романа.
Тенденция рассмотрена на примере книг Александра Снегирева «Вера» и Владимира Данихнова «Колыбельная», ставших соответственно лауреатом и финалистом премии «Русский Букер» прошлого сезона.

А теперь  анонс  12 номера:

СЮЖЕТ НОМЕРА
Михаил Левитин. Создание фона. Повесть
Яркие и волшебные, как новогодний сон, виды украинского детства – в которых рассказчик пытается сфокусировать образ героя. В прозе режиссера Михаила Левитина границы времени и возраста плывут, как разница между главной фигурой и фоном, а значит, между волей и предопределением, склонностью сердца и судьбой. «Создание фона» – эмоциональное размышление о том, стоит ли держаться за роль главного героя в собственной судьбе или смириться с участью детали большого фона жизни.

СТИХИ
Евгений Солонович. Личные местоимения
«чтоб нетающий легкий снег / за окном летел и летел / добрым знаменьем / и радел / соитию душ и тел»

Алексей Кокотов. Свет – еще не вечерний
«За окном и вправду – сад и поле, / Полосою стелется туман. / В тишину врастая поневоле, / Понимаешь: еле слышно – зван».

Евгений Коновалов. Легкое пламя
«Хозяйка в подвал / спустилась, и мальчик расставил посуду. / Луч солнца коснулся щеки и послал / обычное, чуть просветленное чудо: / они прозревали, а Он – исчезал».

НОВЕЛЛЫ
Даниэль Орлов. Алмаз
Новелла из романа, в центре которой – удивительная находка аспирантов-геологов. Их удача, однако, оказывается весьма относительной ценностью – как очень многое в стране, в тот момент срывающейся в новую, либеральную эру девяностых. Герой новеллы очень лично переживает переход из одной системы ценностей в другую – и ловит шанс вместе с Россией запустить новый вариант судьбы.

Ованес Азнаурян. Давидовы сны
Рассказ о любви – длящийся, как тягучий сон перед острым и внезапным пробуждением: случайная встреча с возлюбленной обещает герою не то давно предчувствуемую смерть, не то новую жизнь, без снов и иллюзий.

Азамат Габуев. Помощница судьи
Роковым случайностям находится место и во вполне заурядной судьбе – доказывает молодой писатель из Северной Осетии, повествующий о нежданно переменившейся участи помощницы судьи.

Дмитрий Калмыков. Слива
Мистическое вторжение в частный сад – не ко времени и не к месту созревшая слива пускает круги откровения по мелководью быта.

СОВРЕМЕННАЯ ЭСТОНСКАЯ ПРОЗА
Март Кивастик. Наказание
Юри Кольк. Он знает, что я делал прошлым летом
Переводы Веры Прохоровой
Два рассказа об острове – как месте встречи с поманившей и обманувшей личной утопией: полноты ощущения жизни в одном случае и пустоголовой юношеской праздности в другом.

НОВЫЕ ИМЕНА

Дмитрий Воронин. Вместо бомб и камней. Повесть
История о горячем и потряхивающем основы времени юности и недавних политических волнений – рассказанная с точки зрения героя-наблюдателя, нашедшего способ пройти по краю самых радикальных увлечений сверстников.

Мария Шурыгина. Танки. Рассказ
О том, как познается цена смерти и любви в командной виртуальной игре.

Игорь Пузырёв. Морошка. Рассказ
Относительность героя в живом и изменчивом пространстве леса, где ему довелось досадно заблудиться.

Владислав Городецкий. Стул. Mea maxima culpa
Два ироничных рассказа о нетривиальном пути современного художника к откровению.

ВОЛОШИНСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ
В этом году на Волошинском конкурсе журнала «Октябрь» объявил прозаическую номинацию «Обманите и сами поверьте в обман….» Публикуем рассказы двух номинантов – «Башню» Светланы Кочериной и «Юбку» Ольги Аникиной – и стихи лауреатов Международной Волошинской премии Ирины Евсы (подборка «Из долготы окопа») и Кшиштофа Шатравского (подборка «Действительность тихо повизгивает» в переводе Евгении Добровой), а также стихи победителей заплыва поэтов на приз журнала «Октябрь» Маруси Гуляевой и Валерия Поланда.

ПУБЛИЦИСТИКА
Дмитрий Ищенко. Пикник у северного моря. О фестивале «Териберка. Новая жизнь»
Очерк писателя и журналиста Дмитрия Ищенко о столкновении местной и столичной ментальностей в организации самобытного фестиваля, нацеленного на преображение жизни в отдаленном от центра и мрачно прославившемся после триумфа фильма А. Звягинцева «Левиафан» уголке России.

МОСКВА: ТЕРРИТОРИЯ КУЛЬТУРЫ
Андрей Лисицкий. Система балансов
Рубрику ведет Дарья Бобылёва
Интервью с директором библиотеки имени Ф.М. Достоевского – в рубрике о переживающих перемены и освоивших новые методы работы культурных площадках Москвы.

ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА
Ирина Богатырёва. Слепая Фемида русской истории
Анализ романа Евгения Водолазкина «Авиатор» в свете развития исторической мысли в современной литературе и вопроса о творческой эволюции самого автора.

Илья Кочергин. Жизнь в присутствии писателя
Проза Дмитрия Данилова как опыт активного соприсутствия и сотворчества читателя и автора – как удачное включение литературы в поиски актуального искусства.

Андрей Балдин. Карамзин как множество
Заключительный очерк в Год Карамзина от автора книги «Новый Буквоскоп» – о путешествии Николая Карамзина в Европу за новым механизмом русского литературного языка. В центре очерка – соотношение точного литературного расчета и живых чувств в опыте самого ясного и притом закрытого из русских классиков.

ВЗГЛЯД ЭКСПЕРТА
Сергей Сдобнов. Тристих
В рубрике о поэтических книгах – рецензии на «Справки и танцы» Михаила Айзенберга, «Воздушно-капельный теннис» Андрея Сен-Сенькова и «Spolia» Марии Степановой.

Дарья Кожанова. Книжный агент
Тематический обзор книжных новинок. В этом выпуске: мастерство автопортрета, свобода героя, магия пространства и покров истории.

Борис Минаев. Литчасть: Human
Эссе писателя о спектакле «Победители» по книгам Светланы Алексиевич, поставленном Томским театром юного зрителя и в этом году вошедшим во внеконкурсную программу фестиваля «Золотая маска».

КНИГИ НОМЕРА
Ольга Маркарян. Хорошо упорядоченный хаос:
Сергей Кузнецов «Калейдоскоп» и вопрос о художественном языке столетия.

Дарья Грицаенко. Куда ведет лестница:
Людмила Улицкая «Лестница Якова» и путь от истории к сверхистории.

Ольга Левина. Мягкая игра в реализм:
Игорь Савельев «Zевс», «Вверх на малиновом козле» и усложненный метод «простой» реалистической прозы.