Журнальный зал

Русский
толстый журнал как эстетический феномен

Архив:

2018
1 2 3 4
5 6 7 8
2017
1 2 3 4
5 6 7 8
9 11 12
2016
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2015
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2014
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2013
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2012
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2011
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2010
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2009
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2008
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2007
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2006
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2005
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2004
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2003
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2002
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2001
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2000
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
1999
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
1998
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
1997
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
1996
1 2 3 5
6 7 8 9
10 11 12
Анонс декабрьского номера журнала "Октябрь"

 

«Октябрь» № 12 2015

Валерия Пустовая

 

Прежде чем рассказать о завершающем этот год  номере журнала, мы хотели бы представить

ЛАУРЕАТОВ ПРЕМИИ «ОКТЯБРЯ» 2015 ГОДА:

Сухбат АФЛАТУНИ
Поклонение волхвов
Роман в трех книгах
2010, №1-2, 2012, №4-5, 2015, №2-3
В романе прозаика, поэта, литературного критика Сухбата Афлатуни соперничают история и география. Мы вслед за автором совершаем путешествие во времени и пространстве: от петрашевцев до семидесятников, от Петербурга до Японии. Роман, сочетающий признаки ролевой игры, эпической поэмы, оккультного детектива, обладает двойным измерением. Мистический сюжет о поисках Вифлеемской звезды разворачивается на фоне истории освоения русскими Азии. Решающие события трилогии локализуются в советском Ташкенте, где исторический роман окончательно преобразуется во вселенскую мистерию.

Евгений БУНИМОВИЧ
Выбор
Записки внезапного депутата
№ 11
Раскованная и самоироничная проза известного писателя, публициста, общественного деятеля о «кратком миге», узком коридоре исторической вероятности, который в конце девяностых вывел поэта и школьного учителя в пастыри электората. Об инициации, случившейся со взрослым и сложившимся уже человеком, вдруг получившим шанс узнать много нового о себе и России.

Андрей ГЕЛАСИМОВ
Холод
Роман
№ 1
Новый роман известного писателя и сценариста Андрея Геласимова – инсценировка личного ада, разыгранная в обстоятельствах сибирской катастрофы.

Модный, обласканный критиками и Европой режиссер в дизайнерском пальтишке и кедах возвращается в город людей-коконов, ватных «подлодок», торопящихся укрыться от сорокаградусного мороза, как он – от своих стыдных долгов. Для «селебрити», выбившегося в люди – что часто значит: оттолкнувшегося от людей – возвращение в жизнь пониже «люкса» – единственный шанс стартовать заново, опять ощутить жизнь в становлении, словить неизвестность.

Герой приехал по личному делу, которым надеялся обрубить путь в прошлое, но удержан в городе детства народной бедой. Из мира, где его все узнают, сошел в мир, где каждый его сможет тронуть, потащить и бросить. Индивидуальность становится анонимом, чтобы заново выбрать, кем быть.

Леонид ЮЗЕФОВИЧ
Зимняя дорога
Документальный роман
№№ 4–6
Роман писателя и историка Леонида Юзефовича доказывает, что анализ – такая же писательская сила, как воображение. Вплотную придерживаясь фактов – дневниковых записей, писем, свидетельств, – автор занят не занимательным их изложением, а выявлением закономерностей жизни. Карта боевого похода «белого» генерала и «красного» командира в Якутию в начале двадцатых годов прошлого века обращается для читателя в рисунок судьбы, исторические документы вплетаются в бесконечные письмена жизни, приобщающие читателя к архиву бесценного человеческого опыта.

Роман о том, как было, превращается в роман о том, как бывает. Из хроники вырастает миф – о чем автор скупо обмолвится, на миг прервав скрупулезную реконструкцию чужих приключений. Да, в романе содержатся ростки для сказки о поиске «ключа бессмертия» в «заколдованном лесу» под «ледяной горой», для мифа о крае света и вечно стартующей одиссее, но точно также в нем прорастают сотни романов, трагических опер, горьких и ироикомических повестей. Это документальное полотно собрано из сюжетов, каждый из которых достоин самостоятельного повествования, но в то же время парадоксально не нуждается в нем – потому что в литературном отношении слишком легко распознаются его завязка, жанр и мораль. Сюжет жизни неповторим – но, будучи выпростан в художественное измерение, он оказывается всего лишь эхом тысячи раз от века произнесенного. Тогда как концентрация непридуманных и не разработанных сюжетов в романе создает ощущение богатства и неподдельности самой жизни.

Генерал А.Н. Пепеляев и анархист И.Я. Строд в разгар междоусобной войны отправляются в вечное странствие – и, каковы бы ни были их политические убеждения, цель их похода оказывается куда существенней и сложнее исторически обусловленной идеологии.

Геннадий КАНЕВСКИЙ
Поезд наоборот
Стихи
№ 6
Подборка стихотворений лауреата премии «Московский наблюдатель» (2013), победителя турнира Большого слэма 2007 года, автора шести поэтических книг Геннадия Каневского.

 

ПУБЛИЦИСТИКА И КРИТИКА:

ЧЖАН Цзян
О насильственной интерпретации. Перевод с китайского Лю Вэньфэя
№ 1
Специально написанная для журнала статья вице-президента Китайской академии общественных наук, президента Китайской ассоциации литературной критики профессора Чжан Цзяня о вопросах критики, тревожащих китайское литературоведческое сообщество.

Статья опубликована в переводе Лю Вэньфэя – доктора филологических наук, профессора и заведующего Отделением русской литературы Китайской академии общественных наук, президента Китайской ассоциации по исследованию русской литературы, в прошлом году награжденного премией «Читай Россию» за перевод А.С. Пушкина на китайский язык.

Павел РУДНЕВ
Ломка инструментария
Как меняется современный русский театр
№ 8
Театральный критик, помощник художественного руководителя МХТ имени А.П. Чехова и ректора Школы-студии МХАТ по спецпроектам обозревает принципы переустройства всей театральной системы в России и формулирует новые законы доверия и взаимопонимания между театром и зрителем.

Юлия ЩЕРБИНИНА
Не так страшен флипбук, как его антибука
№ 2
Десять мифов о пиратстве
№ 6
Профессор Московского педагогического государственного университета, доктор педагогических наук, специалист по речеведению и коммуникативным дисциплинам Юлия Щербинина исследует новейший книжный быт: новые форматы книгоиздания и скрытые мотивы нелегального использования интеллектуальной собственности.

Дебют
Галина БАБУРОВА
Бурквиль
Повесть
№ 12
Сказка для семейного чтения, вошедшая также и в лонг-лист Премии Крапивина 2015 года.

 

ПОЧЕТНЫЕ УПОМИНАНИЯ:

БЕРЕГ ЛИТЕРАТУРЫ
Новое слово Латвии, Литвы, Эстонии № 9 (Специальный номер)

Специальный номер, посвященный актуальной прозе, поэзии, критике Латвии, Литвы, Эстонии, – литературе как русскоязычной, так и написанной на эстонском, литовском и латышском языках.

 

ЛИЧНОЕ ЧТЕНИЕ

Литература глазами сенаторов №№ 7, 11, 12 (Рубрика)

 

ЛИТЕРАТУРНЫЙ МУЗЕУМ

Рубрику ведет Дмитрий БАК
№№ 3, 5, 7, 10, 12 (Рубрика совместно с Государственным литературным музеем)
Директор Государственного литературного музея Дмитрий Бак представляет новую рубрику – «оригинальный музейно-литературный продукт – корпус текстов, интересных самому широкому читателю». Публикация ранее неизвестных литературных первоисточников и очерков о редкостях, хранящихся в фондах литературных музеев разных регионов России. Координирует рубрику Дмитрий Бак, однако у каждого материала свой автор и публикатор

 

 

А теперь  анонс  12 номера

СЮЖЕТ НОМЕРА

Михаил Левитин. В пределах боли. Повесть
Путешествие к цели, о которой стоит подумать – давит на сердце, оборачивается бегством. Герой намеревается навестить могилы своих родителей, но центробежный ход повести и политическая обстановка – «между его страной и той, где лежали родители, шла война», – уводят его, закруживая. Героя не пускают – но недосягаемость цели выражает его собственный страх перед ней.

Психотерапевтическая фантазия о странствиях «в пределах боли» держит в напряжении, поскольку дает ощутить близость запредельного переживания. Афины, Стамбул, Копакабана, Рио-де-Жанейро и другие точки на карте, доступные герою куда скорее, чем место упокоения родителей, оказываются точками пересечения с личной памятью. Местами, где герой встречался с болью, но еще не ощущал себя «сиротой».

СТИХИ

Юрий Михайлик. Забудь и покинь
«И когда слышишь, как они говорят, / о чем спорят и что поют, / понимаешь – не ведают, что творят, но точно знаешь – убьют».

НОВЫЕ ИМЕНА

Галина Бабурова. Бурквиль. Повесть
Сказка для семейного чтения, населяющая маленький городок носителями негативного мироощущения и позволяющая читателю выстроить свой маятник эмоций в диапазоне от «турнира хмурости» до «доброй лихорадки».

Денис Хрусталев. Побег. Рассказ
О нарушении границы между туризмом и настоящим одолением пути – герой полон амбициозных планов сбежать на Синай, чтобы словить прозрение.

ДЕБЮТ – 2015

Публикации по мотивам длинного списка Независимой литературной премии «Дебют» этого года – результат экспертного сотрудничества премии и журнала. Представляем рассказы: триллер Сергея Габдуллина «Человек-птица», этюд о повседневности Антона Секисова «Дальний родственник», социальную прозу Александры Гончаровой «Школа для учителя» – и подборку стихов Елены Горшковой «Список не-событий».

ВОЛОШИНСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ

В год литературы журнал «Октябрь» в десятый раз принял участие в Международном Волошинском фестивале. Номинация журнала в Волошинском конкурсе в этот раз была посвящена короткой и сверхкороткой прозе.

В подборке, посвященной фестивалю, мы публикуем и лауреата номинации «Октября» Арину Обух, и дипломантов конкурса Анну Мухину, Асю Датнову, Светлану Волкову, Дарью Бобылёву, и финалистов Леру Манович, Сергея Рубцова, Алеса Неаева, Егора Фетисова, Дмитрия Былецкого, Евгению Басову.

Сверхкороткая проза конкурса пополнила коллекцию, собранную в рамках давнего проекта журнала «Октябрь» «Рассказ с ладонь» – эти рассказы проиллюстрированы Ариной Обух и Сергеем Рубцовым.

Поэзию фестиваля представляют дипломанты конкурса Наталья Полякова, Яна-Мария Курмангалина, Элина Сухова.

Традиционный «Заплыв» на приз журнала «Октябрь» доставил в редакцию стихи Ирины Легоньковой, Татьяны Скрундзь, Дмитрия Вересова.

 

ПУБЛИЦИСТИКА И КРИТИКА

Мария Савельева. Утверждение через отрицание
О национальном вопросе в современной прозе. Исследование «сложной системы притяжений и отталкиваний автора и его героев от собственной культуры» на примере книг Гузели Яхиной «Зулейха открывает глаза» и Алисы Ганиевой «Жених и невеста».

Лев Мальчуков. Немецкая мельница, карельское Сампо
Провокативное сопоставление поэтики классика Гюнтера Грасса и современного писателя Дмитрия Новикова – в целях выявления черт «гибридной литературы» и разрешения проблемы культурной идентичности в актуальной прозе.

Андрей Тимофеев. О современной органической критике
Еще одно новое имя в номере. Андрей Тимофеев выступил в жанре манифеста, предложив заново осмыслить критическую философию Аполлона Григорьева. Соединение критической традиции и актуальной литературы, концепция «удара» как кульминации переживания произведения, требование одухотворенной красоты и сострадающей любви складываются в идею заново открытой – современной органической критики.

 

ЛИЧНОЕ ЧТЕНИЕ

В рубрике, посвященной читательским предпочтениям сенаторов, Владимир Круглый рассказывает об унаследованной от искусствоведа-отца библиотеке и конкуренции профессионального и личного чтения, Лидия Антонова представляет недавно обнаруженные в фамильном архиве записки своего прапрадеда – известного иконописца второй половины XIX века, Ольга Тимофеева размышляет о влиянии опыта чтения на переживание политических потрясений.

 

ЛИТЕРАТУРНЫЙ МУЗЕУМ

Нина Сочинская. «От Вас всё свет и умиление…» Письма М.С. Волошиной к Н.А. Обуховой в фондах ГЦТМ им. А.А. Бахрушина. Рубрику ведет Дмитрий Бак
В постоянной рубрике журнала и Государственного литературного музея – семнадцать писем Марии Степановны Волошиной, написанные с апреля 1945 года по апрель 1951 года.

 

ВЗГЛЯД ЭКСПЕРТА

Екатерина Иванова. Тристих
Выпуск рубрики о поэтических книжных новинках посвящен книгам Андрея Гришаева «Канонерский остров», Михаила Иверова «Метехский мост» и Ольги Ивановой «Вне фабулы».