Журнальный зал

Русский
толстый журнал как эстетический феномен

Опубликовано в журнале: Октябрь 2002, 6

Рубрику ведет Александр ЯКОВЛЕВ

ЛЕОНИД ЛЯЩЕНКО. АЛЕКСАНДР II, ИЛИ ИСТОРИЯ ТРЕХ ОДИНОЧЕСТВ. М., “Молодая гвардия” (Серия “Жизнь замечательных людей”), 2002.

Александр II – не единственный российский самодержец, умерщвленный своими же подданными. Но в 1881 году помазанник Божий впервые пал жертвой не династических интриг, не дворцового переворота, а жестокого столкновения общества и власти. Да и жертвой столкновения оказался не самодур на престоле, но император, получивший от политических противников высокий титул Освободителя, император, пытавшийся в меру сил вывести страну на путь скорейшего прогресса, разрушивший варварскую крепостническую систему и прервавший безгласие общества.

ДЖИН ПЛЕЙДИ. ИСПАНСКАЯ ИНКВИЗИЦИЯ. М., ЗАО “Центрполиграф”, 2002.

“Грустно размышлять о пытках и крови во имя Христа”, – так начинается это поистине драматическое повествование об одном из самых мрачных явлений в человеческой истории. Истоки инквизиции, ее политическую, экономическую, историческую и религиозную подоплеки автор рассматривает подробно, придерживаясь хронологии событий. И отвечает на многие вопросы: о причинах появления инквизиции и о том, почему именно в Испании приобрела она столь уродливые формы.

Любопытное издание омрачает один недостаток – отсутствие оглавления.

ВАЛЕРИЙ ПЕТРОЧЕНКОВ. ДРАМА СТРАСТЕЙ ХРИСТОВЫХ (К. Р. ЦАРЬ ИУДЕЙСКИЙ). СПб., Журнал “Нева”, 2002.

В ответ на просьбу уйти в монастырь К. Р. услышал краткий ответ Александра Третьего: “Костя, если мы все уйдем в монастырь, кто будет служить России?” Великий князь Константин Константинович Романов (1858–1915) – личность для своего времени знаковая. Государственный деятель и поэт, К. Р. более четверти века обдумывал и писал “Царя Иудейского”, поглощенный идеей воплотить в сценической форме драму Страстей Христовых.

Автор исследования вместе с К. Р. проходит от замысла и воплощения драмы до постановки.

МОРИС МЕТЕРЛИНК. ТАЙНАЯ ЖИЗНЬ ТЕРМИТОВ. “ЭКСМО–Пресс” (Серия “Антология мудрости”), 2002.

Не один десяток лет известнейший бельгийский поэт и драматург, лауреат Нобелевской премии, занимался пчеловодством. Обращаясь к теме энтомологической, Метерлинк использовал хорошо ему знакомый и проработанный материал. Две части книги – “Жизнь пчел” и “Жизнь термитов” – рассказывают о величии мира самого, на первый взгляд, обычного, незначительного. Однако это ведь и есть мир, повседневно окружающий нас. Ну а прожитые годы научили Метерлинка “никогда не поддаваться соблазну добавить к действительному чуду чудо воображаемое или фиктивное”. Итак, все написанное – правда. Правда о чудесах.

ОСИП МАНДЕЛЬШТАМ. ШУМ ВРЕМЕНИ. М., “ВАГРИУС”, 2002.

Из предисловия А. Битова: “Муза Поэзии есть, а Музы Прозы нет. Поэтому проза за поэтами признается, а стихи за прозаиками – нет... Переход прозаика в поэзию – вид слабоумия. Переход поэта из поэзии в прозу – вид безумия”. Проза Мандельштама афористична и лаконична. Пластике ее прозаик обзавидуется. Историк не найдет здесь летописи. Это действительно “шум времени”. Читатель же присоединится к тому же Битову: “Мандельштама любят. Не всенародной любовью, а – каждый”.

ТАТЬЯНА ТОЛСТАЯ. РЕКА ОККЕРВИЛЬ. Сборник рассказов. М., “Подкова”, 2002.

Многие критики считают чуть ли не главным литературным открытием последних лет роман Татьяны Толстой “Кысь”, принесший автору премию “Триумф” (2001) и ставший победителем в номинации “Проза–2001” на конкурсе “Лучшие издания XIV Московской международной книжной выставки–ярмарки”. И вот новый подарок поклонникам творчества Т. Толстой – книга из трех десятков рассказов. Но уже и сам факт появления издания, составленного сплошь из произведений жанра короткого, не всеми ныне жалуемого, – явление весьма отрадное.

ЕВГЕНИЙ ОБУХОВ, ВИТАЛИЙ ПЕСКОВ. ВОЛКИ ПОЧЕТНЫЕ. М., “Вече”, 2002.

Тридцать пять лет назад на легендарной 16–й полосе “Литературной газеты” появилась первая песковская “картинка”, как он их называл. С тех пор коллекция его карикатур увеличилась на 50 тысяч экземпляров. Недавно Виталия не стало. Книга дважды лауреата “Золотого теленка” – премии “ЛГ” и “Клуба 12 стульев” – еще успела оказаться в руках художника. А вот тексты представил собрат по юмористическому цеху, Главный администратор “Клуба ДС” Евгений Обухов. Несмотря ни на что, совместное творение получилось веселым – лучшая эпитафия юмористу. Издательство планирует выпустить в свет целую серию книг, составленных из лучших произведений авторов “Клуба 12 стульев”.

НИКОЛАЙ БЕЛЯЕВ. СЛЕД ЛАСТОЧКИ. Стихи. Набережные Челны, 2001.

Современники не без оснований относятся к поэтическим книгам с недоверием. Не сразу различишь, кто перед тобой: поэт, для которого стихи – дело жизни, или стихотворец, избравший кажущуюся самой доступной форму самовыражения. Стихотворения Николая Беляева – редкий в наши дни пример согласия слова и человеческого сердца, этого тихого диалога, на котором изначально строилась русская поэзия.

АЛЕКСАНДР ПЯТИГОРСКИЙ. РАССКАЗЫ И СНЫ. “Новое литературное обозрение”, 2001.

Известный философ, востоковед, культуролог Александр Пятигорский на страницах своей новой книги продолжает путешествовать внутрь самого себя. Удивительной приметой своеобразных “путевых заметок” Александра Пятигорского является то обстоятельство, что академический философ, отправляясь в путь, не берет с собой профессиональных инструментов, нигде не оставляя мутных следов научной мысли.

Александр ЯКОВЛЕВ

Версия для печати