Журнальный зал

Русский
толстый журнал как эстетический феномен

Архив:

2018
1 2 3 4
2017
1 2 3 4
5 6
2016
1 2 3 4
5 6
2015
1 2 3 4
5 6
2014
1 2 3 4
5 6
2013
1 2 3 4
5 6
2012
1 2 3 4
5 6
2011
1 2 3 4
5 6
2010
1 2 3 4
5 6
2009
1 2 3 4
5 6
2008
1 2 3 4
5 6
2007
1 2 3 4
5 6
2006
1 2 3 4
6
2005
1 2 4 5
6
2004
1 2 3 4
5 6
2003
1 2 3 4
5 6
2002
1 2 3 4
5 6
2001
1 2 3 4
5 6
2000
1 2 3 4
5 6
1999
1 2 3 4
5 6
1998
1 2
НЗ представляет № 120 номер журнала

На 120-й номер «НЗ» приходится двадцатилетие с момента выхода журнала. Казалось бы, юбилейная повестка должна продиктовать какие-то жизнеутверждающие и радостные темы. Однако, происходящие на протяжении последних десятилетий социально-политические и экономические процессы, ведущие к монополизации власти, концентрирующейся в руках отдельных национальных лидеров и узких групп партийной, бюрократической или корпоративной элиты, ставят вопрос о будущем демократии даже в тех странах, в которых еще недавно он казался давно решенным. Этим тенденциям и оформляющим их режимам, все более расширяющим «серую зону» между тоталитаризмом и демократией, и посвящены два следующих друг за другом номера (№ 120 и № 121).

По традиции номер открывается авторской колонкой Александра Кустарева, на этот раз представляющей собой развернутый отклик на книгу Марка Галеотти «The Vory: Russia’s Super Mafia» (2018). Опираясь на тезис автора о том, что социальная коммуникация, бизнес и государство начиная с 1990-х годов переживают вторжение представителей преступного мира, диктующих свои законы и представления о должном, Кустарев его принципиально уточняет. С его точки зрения, ткань российской политической, экономической и повседневной жизни на протяжении всего Нового времени (и особенно, в советский период) отличалась изрядной долей ценностной интерференции с криминальной сферой.

В следующем разделе, «Политическая теория и практики деполитизации», представлены две фундаментальные работы, посвященные концептуальному определению авторитарных режимов. Первая из них -- это перевод значительной части классической книги американского политического теоретика Хуана Линца «Тоталитарные и авторитарные режимы», прочерчивающей принципиальную границу между этими типами недемократических режимов. Вторая -- перевод главы из книги  ' :        ?профессоров Нью-Йоркского университета Брюса Буэно де Мескита и Алистера Смита («The Dictator's Handbook: Why Bad Behavior is Almost Always Good Politics?»), сводящей различия между демократическими, тоталитарными и авторитарными режимами структуре и специфике групп поддержки, на которые эти режимы опираются.

Рубрика «Политика культуры» предлагает читателю статью Игоря Смирнова «Массы старые и новые», рассказывающую об истории теоретической рецепции масс в философии и социальных науках и рефлексирующую над их политическими потенциалом в эпоху электронных коммуникаций и социальных сетей.

Тематический блок «Современное государство и авторитаризм» состоит из трех текстов. Первый -- перевод вводной главы из недавней книги американского левого политического философа Венди Браун «Гибель демоса», в которой неолиберализм рассматривается как особый тип рациональности, переводящий политические свободы и ценности на язык экономической эффективности и интереса, результатом чего становится приватизация демократического государства корпоративным и финансовым капиталом, узурпирующим народный суверенитет. Известные своими провокативными аргументами политологи Яша Мунк и Роберто Стефан Фоа в статье «Конец демократического века и глобальный подъем авторитаризма» предъявляют неутешительный диагноз в отношении будущего доминирования демократических государств, которое исторически было основано на экономическом благополучии, во многом предопределяющем соответствующий политический выбор. Болгарский политолог Иван Крастев в статье «Новые деспоты Восточной Европы: долгий путь к упадку демократии» на примере Венгрии и Польши рассуждает о тех сдвигах в сторону от демократии, которые могут быть проинтерпретированы как реакция на так называемую «третью волну демократизации», в начале 1990-х концептуализированную Самюэлем Хантигтоном.

Продолжает номер эссе Кирилла Кобрина «Оруэлл и монстры», раскрывающее взгляды английского писателя и публициста на соблазны и опасности политической -- не важно, правой или левой -- ангажированности художника.

Тема регулярной рубрики «Культура политики» связана с анализом таких пороговых для глобального мира моментов, которыми стали 1968-й и 1989 годы. Развернутая статья специалиста по исторической социологии Георгия Дерлугьяна описывает встречные -- одновременно противостоящие и переплетающиеся между собой -- курсы, которыми шли по направлению друг к другу капиталистический и коммунистические миры, и обозначает причины краха последнего. Статья белорусского историка Ивана Жигала «Белградские студенты и их “почти революция” в июне 1968 года» картографирует интеллектуальный ландшафт Югославии второй половины 1960-х и события весны--лета 1968-го, до сих пор остающиеся в тени происходившего в то же самое время в Париже, Праге или Беркли.

Представленная в рубрике «Case Study» статья политолога Георгия Кутырева «“Новое государство” в Португалии: формирование, эволюция, крах» вскрывает внутреннюю эволюцию режима, ассоциируемого с именем Антониу Салазара, перечисляя причины его устойчивости.

Рубрику «Новые книги» заполняют регулярный обзор российских интеллектуальных журналов, постоянным автором которого является Александр Писарев, и две объемные рецензии. Александр Бобраков-Тимошкин откликается на новую биографию лидера коммунистической Чехословакии Густава Гусака, попутно раскрывая историографию вопроса и связанные с ним сложности. Рецензия Ивана Оносова посвящена недавно опубликованной переписке Андре Бретона с Тристаном Тцара и Франсисом Пикабиа, позволяющей лучше понять артистические и политические контроверзы французского сюрреализма 1920--1930-х годов. Среди новых книг также хотелось бы отметить сборник под редакцией Касса Санштейна «У нас это возможно? Авторитаризм в Америке» (2018) и работу Марк Бовенса и Аншрит Вилле, посвященную образованию, как основе современного меритократического общества (2017).