Журнальный зал

Русский
толстый журнал как эстетический феномен

Архив:

2018
1 2 3 4
2017
1 2 3 4
5 6
2016
1 2 3 4
5 6
2015
1 2 3 4
5 6
2014
1 2 3 4
5 6
2013
1 2 3 4
5 6
2012
1 2 3 4
5 6
2011
1 2 3 4
5 6
2010
1 2 3 4
5 6
2009
1 2 3 4
5 6
2008
1 2 3 4
5 6
2007
1 2 3 4
5 6
2006
1 2 3 4
6
2005
1 2 4 5
6
2004
1 2 3 4
5 6
2003
1 2 3 4
5 6
2002
1 2 3 4
5 6
2001
1 2 3 4
5 6
2000
1 2 3 4
5 6
1999
1 2 3 4
5 6
1998
1 2
НЗ представляет № 119 номер журнала

Очередной, 119-й, номер «Неприкосновенного запаса», несмотря на свой политематический характер, так или иначе посвящен различным формам социальных связей, становящихся основой производства персональной и коллективной субъектности, культурной идентичности и общего блага.

Открывает номер перевод фундаментальной статьи французского социолога Лорана Тевено, аналитический сюжет которой развивается на двух уровнях. Теоретический вопрос, рассматриваемый в этом тексте, связан с описанием различных режимов социальных коммуникаций и их роли в формировании, сломе и восстановлении личной идентичности. Представив собственную версию ответа на этот вопрос, Тевено переходит к демонстрации его исследовательских возможностей, рассматривая случаи трудовой мобильности в постколониальной перспективе. Тот же вопрос трудовой миграции и низовой культурной активности, служащей различным целям -- поддержание связей с родиной, воспроизводство национальной идентичности, адаптация к глобальным трендам, -- ставится в статье Владимира Малахова, Саодат Олимовой и Марка Симона «Творчество мигрантов как проблема социологии культуры: выходцы из Таджикистана в России».

Первый тематический блок «Жизненные циклы советской культуры» выстраивается вокруг трех статей. Вторая часть статьи Майкла Дэвида-Фокса «К вопросу об исследовании русской революции методом теории жизненных циклов» завершает описание длинной истории русской революции (и не менее длинной истории ее историографической рецепции), начатое в предыдущем номере «НЗ». Статья Татьяны Савиной «“Пионеры острова Ява”: особенности политического языка газеты “Пионерская правда” (вторая половина 1920-х годов)» обращается к увлекательному рассказу о том, как формировалась ментальная карта мира в сознании советских детей. Завершает блок статья Вадима Михайлина и Галины Беляевой «Поколение инопланетян: о “новой волне” в школьном кино конца 1980-х годов», описывающая симптоматику взаимного отчуждения между миром взрослых и подростков, характерную для кинематографа эпохи перестройки.

В традиционной для журнала рубрике «Культура политики» -- коллективное исследование Джули Федор, Саймона Льюиса и Татьяны Журженко «Война и память в России, Украине и Беларуси», посвященное тому, как сложившаяся коллективная рамка памяти о Второй мировой войне определяет восприятие войны на Донбассе.

Следующий тематический блок («Girl Studies: власть, возраст, гендер») объединен вокруг такой новой области гендерных исследований, как girl studies. Открывает тему Ольга Здравомыслова, вводящая читателя в проблематику этого исследовательского поля. Последующие тексты раскрывают тему в различных аспектах. Яна Жиляева в статье «Тургеневские девушки современной России: честная жизнь в ожидании настоящей любви» описывает жизненные стратегии молодых российских девушек, все чаще обнаруживающих образцы поведения в характерном этосе, ассоциируемым с классической русской литературой. Любовь Борусяк, анализируя взятые интервью, пишет о психологических механизмах вовлечения в протестные акции, организованные Алексеем Навальным («“Я же не овощ, который сидит за компом и жалуется на власть, я -- гражданин”. Анализ мотивации и гендерных особенностей участия молодежи в протестных акциях 2017 года»). Надежда Ажгихина описывает все более сужающийся и гомогенизирующийся список специализированных журналов («“Девочки просят внимания!” Из истории российских изданий для девочек-подростков и молодых женщин»). Ольга Исупова в статье «Интенсивное материнство в России: матери, дочери и сыновья в школьном взрослении» рассуждает о последствиях нормативных представлений о материнстве, требующих и от матерей, и от детей исключительного напряжения сил.

Третий тематический блок («Социальный капитал: история понятия») на теоретическом уровне концентрирует в себе сквозной сюжет всего номера. Статьи Марии Яшковой («Социальный капитал: эволюция концепта») и Томá Подé («Критика понятия “социальный капитал”») последовательно раскрывают не только различные подходы, артикулирующие это понятие, но и суммируют его разнообразную критику, акцентирующую содержательную размытость и неопределенность того, что может определяться как «социальный капитал». Статья Аниты Клоте («Социальная сплоченность и социальный капитал: возможные следствия для общего блага»), подхватывая общетеоретическую рефлексию предыдущих текстов блока, вскрывает внутренний потенциал социального капитала применительно к происходящему в Южной Африке после завершения режима апартеида.

В рубрике «Политика культуры» публикуется статья Владимира Малахова «Изобретение традиции как мем и как черта социокультурной реальности: Эрих Хобсбаум и его соавторы в постсоветском контексте», обращающаяся к классическим работам Эрика Хобсбаума и к судьбе изобретенных традиций, структурирующих символический универсум постсоветских государств.

Завершает номер беседа редактора журнала Кирилла Кобрина и одного из основателей московского концептуализма Виктора Пивоварова, посвященная, казалось бы, экзотической теме восприятия китайской культуры, ставшей, однако, важным предметом художественного мышления неофициального искусства 1960--1970-х годов.