Журнальный зал

Русский
толстый журнал как эстетический феномен

Опубликовано в журнале: Неприкосновенный запас 2011, 1(75)

От составителя

Три текста этого раздела, представляющие собой коллективную публикацию, не случайно посвящены одному объекту, так же, как не случайно каждый текст имеет двух авторов. Предлагаемые вашему вниманию статьи - это первый результат работы исследовательской группы, объединившей преподавателей, аспирантов и студентов Национального исследовательского университета - Высшей школы экономики в рамках междисциплинарного проекта “Человек и публичное пространство в современной Москве: исследование культурных трансформаций”.

Изменения социокультурного ландшафта Москвы за последние два десятилетия вместе с изменениями антропологической конструкции “человека современного” - человека, соразмерного ландшафту мегаполиса и развивающегося вместе с ним, - изучаются на локальном примере Государственного музея-заповедника “Царицыно”. То есть пространства, радикально трансформированного в последние годы, пространства проблематичного, даже конфликтного - и в этой своей проблематичности исключительно, по мнению авторов статей, показательного. Исследование принципов преобразования архитектурного комплекса, музея и парка позволяет делать некоторые умозаключения о том, как в пространственную среду сегодняшней Москвы вписываются определенные концепции истории, культуры, человека. А внимательное наблюдение за разными аспектами жизни Царицыно после реставрации дает информацию о том, как обитатели пространства парка и музея воспринимают реализацию этих концепций, воплощают или не вполне воплощают их в жизнь в повседневном взаимодействии. Подобная постановка задач указывает на социокультурную и социально-антропологическую направленность проекта.

Выполнение этих общих задач осуществлялось тремя разными способами. Борис Степанов и Дарья Хлевнюк осмысляют трансформацию историчности царицынских памятников в ходе их реставрации и музеефикации. Наталья Самутина и Наталия Комарова изучают образно-стилистические характеристики обновленного Царицыно, делая особый акцент на их восприятии посетителями и на типах визуального потребления данного пространства. В тексте Романа Абрамова и Екатерины Фень намечены подходы к изучению групп и сообществ, реализующих свои интересы на территории царицынского парка. Безусловно, проект еще будет развиваться, как развивается на наших глазах Царицыно, и авторы надеются со временем составить комплексную культурную и социальную карту жизни музея-заповедника на определенном повороте его истории. Карту, которая не только будет способствовать пониманию происходящего в целом, но и выявит конкретные пробелы и узлы напряжения в коммуникации между разными сообществами и группами, взаимодействующими в Царицыно.

Авторы хотели бы поблагодарить за сотрудничество, доброжелательность и исключительную открытость научных сотрудников и хранителей музея и парка Царицыно, в первую очередь Ольгу Докучаеву, Ирину Маркину, Ирину Фролову, Любовь Иноземцеву, Елену Кокореву, Виктора Егорычева и других. Все фотографии к статьям сделаны участниками исследовательской группы. [Наталья Самутина, руководитель проекта]

Версия для печати