Журнальный зал

Русский
толстый журнал как эстетический феномен

Архив:

2017
1 2 3 4
2016
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2015
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2014
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2013
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2012
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2011
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2010
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2009
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2008
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2007
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2006
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2005
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2004
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2003
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2002
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2001
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2000
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
1999
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
1998
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
1997
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
1996
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
1995
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
1994
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
1993
6 7 8 9
10 11 12
Краткое содержание материалов апрельского (№ 4) журнала «Новый мир»
ПРОЗА
 
Евгения Емельянова. Мой золотой Алма-Атинский квадрат. Повесть о жизни
Из первых рук – автобиографическая проза, повествующая о том, как на самом деле жили советские люди после войны: в каких домах, каких квартирах, на каких улицах, как одевались, что ели, как работали, как выстраивались взаимоотношения соседей, сослуживцев, как отдыхали; автор описывает жизнь центрального района Алма-Аты 50-60-80-х годов.
 
Евгений Эдин. Глина. Рассказ
Про почву, на которой один из героев рассказа построил могучий дом для будущей жизни своей семьи, и про его семью.
 
Алла Горбунова. «Не пишы, шта я богиня».    
Собрание короткой гротескно написанной прозы, автор которой поэт и, соответственно, философ. Цитата: «Психоанализ в аду» - "...ни в коем случае не думайте, что если вы в аду, то это значит, что вы в чем-то виноваты, что вы плохой человек, грешник. Ни в коем случае не думайте, что вы попали сюда заслуженно и что во всем этом есть некая неведомая вам логика. Никто не расскажет вам, почему вы сюда попали. Никто не расскажет вам, как отсюда выбраться. Психоаналитики в таком же аду, как и вы. Попробуйте относиться ко всему, что происходит, с простодушием. Вы – в аду. Это – факт. Здесь – плохо. Но не надо это объяснять, интерпретировать, перебирать одну версию своей вины за другой" 
 
Станислав Аристов. Мир наизнанку.  Главы из книги (начало)
Художественно-документальное исследование жизни в немецких концлагерях – описание того, какие категории граждан содержались в лагерях, архитектура концлагерей, устройство бараков, быт заключенных, одежда, паек, ежедневное утреннее построение «аппель» (по сути – форма селекции), труд заключенных, формы лагерного самоуправления, лагерные бордели, больницы, смертность и так далее - описание, которое, не теряя свой документальности, выстраивает образ человека в неволе в варианте специфическом, порожденном ХХ веком и в известной степени ставшем одним из символов этого века.

СТИХИ
 
Подборки стихотворений Марины Бородицкой «Затаив дыхание», Виталия Пуханова «Прозрачные горы», Антона Чёрного «Я передаю, но нет ответа», Виктора Куллэ «После тебя»,
Григория Петухова «Фарсалия»
 «.. … …
 В тяжелых башмаках
и грубых гольфах дети с барельефа
(им наплевать, что смерть уже давно
вселилась в школу и повсюду разложила
прах, экскременты, битое стекло –
свой скарб), они широким шагом
торопятся на первый свой урок,
на их бетонном пионерском циферблате
застыл навеки 33-й год.
 
«Как это, папа, жутко и противно!
как интересно!» – говорит мне дочь.
Мы с ней проникли сквозь дыру в заборе,
через пустое смрадное окно
в моей начальной школы мертвый остов,
чтобы увидела она: нет алтаря,
в который человек бы не нагадил.
 
Так умирает довоенный Уралмаш,
его конструктивизм и баухаус, –
бестрепетно, безропотно, как жил…»
 
 
НОВЫЕ ПЕРЕВОДЫ
Данте Габриэль Россетти. Сестрица Элен. Перевод с английского и послесловие Максима Калинина
Перевод знаменитой баллады - «Секретарь Данте Габриэля Россетти, а по совместительству романист и поэт, ‘’Вальтер Скотт острова Мэн’’ – Холл Кейн, – считал ‘’Сестрицу Элен’’ лучшим произведением главы прерафаэлитов. Готическая баллада, повествующая о мести молодой колдуньи неверному возлюбленному, и в самом деле входит в сокровищницу мировой поэзии. Свободная от религиозного фанатизма и языческой затхлости, баллада повествует прежде всего о страсти сильной души, пускай и потерянной».
 
ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ
Эдгард Афанасьев. Постклассический реализм Чехова. Послесловие Владимира Губайловского «Последний реалист».
Статья, в которой автор возвращается к понятию «реализм» в литературе, далеко не проясненному в нашем литературоведении, ну, скажем, реалистами называли и Гоголя, и Чехова, при очевидной разности, почти несовместимости их художественных принципов. В своем послесловии Губайловский продолжает начатый Афанасьевым разговор.
 
Александр Мец. Про «Футбол». Продолжение сюжета.
Текстологическое расследование - восстановление изначального варианта стихотворения Мандельштама «Рассеян утренник тяжелый…»                     
 
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА
Сергей Костырко. Тот, кто отбрасывает тень.
О «литературе больших идей» и о «собственно литературе» - на материале творчества Елены Долгопят - в частности, о том неожиданном варианте новой философской прозы, которую предложил этот писатель, до сих пор бывший в сознании большинства литературных критиков во втором-третьем ряду.
                             
Владимир Березин. В домике. Гибридные книги и книги абсорбционные
Заметки о профессионализме современных русских писателей, спровоцированные замечанием Дм. Быкова о принципиальной «провинциальности» нашей литературы, – Березин сосредотачивает размышления на проблеме «нелинейного» письма, широкое внимание к которому было вызвано появлением перевода «Хазарского словаря» Павича, при том что подобный принцип выстраивания художественного текста уже был опробован в русской литературе (в частности, Сигизмудом Крижановским) и имел своих последователей.
 
 
РЕЦЕНЗИИ. ОБЗОРЫ
Кирилл Корчагин «Не против слабых, а за них» – о книге: Александра Петрова «Аппендикс». М., «Новое литературное обозрение», 2016;
Анатолий Ухандеев «Маленькие надежды» – о книге: Джонатан Франзен «Безгрешность». Перевод с английского Л. Мотылева, Л. Сумм. М., «АСТ», «Corpus», 2016;
Леонид Костюков «Востребованная поэтическая книга» – о книге: Сергей Шестаков «Короткие стихотворения о любви». М., «Водолей», 2016; P.S. Марии Галиной.
Галина Зыкова «Эффект присутствия» – о книге: Наталья Зейфман «Еще одна жизнь». М., «Время», 2016;
Андрей Пермяков «Которые нужны…» – о книге: «Екатеринбург литературный: энциклопедический словарь» Екатеринбург, «Кабинетный ученый».
 
Книжная полка Юрия Орлицкого
Франческо Петрарка. О средствах против превратностей судьбы. Трактат в 2 книгах. Перевод с латинского Л. М. Лукьяновой. Саратов, «Волга», 2016;
XVIII век как зеркало других эпох. XVIII век в зеркале других эпох. Под редакцией  Н. Т. Пахсарьян. СПб., «Алетейя», 2016;
В. Я. Брюсов. Письма неофициального корреспондента: Письма к жене (август 1914 – май 1915). Общая редакция, составление, подготовка текста и комментарии М. В. Орловой.  М., «Водолей», 2015; Валерий Брюсов. Драматургия.  М., «Совпадение», 2016; Брюсовские чтения 2013 года. Сборник статей. Ереван, «Лингва», 2014;
Вяч. Иванов: pro et contra, антология. Т. 1.  Составители К. Г. Исупова, А. Б. Шишкина; комментарии Е. В. Глуховой, К. Г. Исупова, С. Д. Титаренко, А. Б. Шишкина и др. СПб., «РХГА», 2015,  996 стр. ; Т. 2. Составители К. Г. Исупова, А. Б. Шишкина; комментарий. коллектива авторов. СПб., «РХГА», 2016; Вячеслав Иванов. Исследования и материалы. Вып. 2. Отв. редакторы: Н. Ю. Грякалова, А. Б. Шишкин. СПб., «РХГА», 2016;
Андрей Белый. Автобиографические своды. Материалы к биографии. Ракурс к дневнику. Регистрационные записи. Дневники 1930-х годов. Составители А. Лавров, Дж. Малмстад. М., «Наука», 2016;  Арабески Андрея Белого: жизненный путь, духовные искания, поэтика. Редакторы-составители: Корнелия Ичин, Моника Спивак. Белград, Филологический факультет Белградского университета, 2017;
Оге А. Ханзен-Леве.  Интермедиальность в русской культуре. От символизма к авангарду. Перевод с немецкого Б. Скуратова, Е. Смотрицкого, М., «РГГУ»,  2016;
Владимир  Мусатов. Пушкинская традиция в русской поэзии первой половины XX века.  М., «Азбуковник», 2016, 720 стр.; Владимир Мусатов. В то время я гостила на земле… Лирика Анны Ахматовой. М., «Азбуковник», 2016;
Е.  А. Маймин. О русском романтизме; Русская философская поэзия; Лев Толстой. Путь писателя; Воспоминания; Переписка.  Под редакцией Н. Л. Вершининой и Е. Е. Дмитриевой-Майминой; подготовка текста писем и комментарии Е. Е. Дмитриевой-Майминой. Псков, «Псковская историческая библиотека», 2015;
«Верили в Победу свято»: Материалы о Великой Отечественной войне в собраниях Пушкинского Дома. СПб., «Издательство Пушкинского Дома», 2015, 380 стр.; Ежегодник рукописного отдела Пушкинского Дома за 2014. Блокадные дневники. отв. ред. Т. С. Царькова, Н. А. Прозорова. СПб, «Дмитрий Буланин», 2015; Борис Катаев. Повседневность и война. Челябинский дневник 1941, 1943, 1944. СПб., «ПервоГрад», 2016;
Неизвестный Алексеев: Неизданная проза Геннадия Алексеева. СПб, «Геликон Плюс», 2014, 480 стр; Неизданные стихотворения и поэмы Геннадия Алексеева. СПб., «Геликон Плюс», 2015.
 
Мария Галина: Hyperfiction
Новый бестиарий, или Где обитают фантастические твари
О книге Диксона Дугала «После человека. Зоология будущего» и самом жанре «speculative fiction» - «Придумывать несуществующих животных и диковинные растения – извечная забава и даже потребность человека от античных времен и по сию пору «Но вернемся к «Зоологии будущего». Начав с популяризаторского вступления – как оно все было в самом начале и от кого кто в ходе эволюции произошел, автор довольно быстро добирается до антропогенеза и так же стремительно с человеком расправляется – естественный отбор остановился, человечество застыло в своем развитии, и наконец, выродилось, погубив окружающую среду; после устранения антропогенного пресса мир погрузился в «период эволюционного хаоса», длившийся десятки тысяч лет, но потом все наладилось – причем за этим самым хаосом последовал расцвет живых форм. …»
 
Библиографические листки
Книги (составитель С. Костырко)                                                                                        
Периодика (составитель А. Василевский)