Журнальный зал

Русский
толстый журнал как эстетический феномен

Архив:

2017
1 2 3
2016
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2015
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2014
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2013
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2012
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2011
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2010
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2009
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2008
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2007
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2006
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2005
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2004
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2003
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2002
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2001
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2000
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
1999
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
1998
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
1997
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
1996
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
1995
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
1994
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
1993
6 7 8 9
10 11 12
Краткое представление материалов мартовского (№ 3) журнала «Новый мир"
ПРОЗА
 
Лев Данилкин. Владимир Ленин. Глава из книги
Главы про Ленина в 1917 году, о высшей точке в его жизни – приезде в Россию и организации Октябрьского переворота: «Ленин в 17-м — это плутовской роман о приключениях философа в молодой демократической республике. «В такие моменты, как теперь, надо уметь быть находчивым и авантюристом», — говорит Ленин Арманд 19 марта»; «…сюжет о приключениях Ленина выглядит идеальной драматургической конструкцией: эффектная завязка, почти детективная — с погонями, переодеваниями и тревожными паровозными гудками — середина и, наконец, выдающаяся кульминация с триумфальным финалом. Чего в этой редакции было упущено, так это объяснение, каким образом мало кому известный нищий эмигрант, да еще и умудрившийся вызвать ‹…› колоссальный всплеск ненависти по отношению к себе, сумел за семь месяцев превратиться в премьер-министра страны со стосемидесятимиллионным населением. Что заставляло людей — глубоко озадаченных его оскорбительным поведением и эксцентричными предложениями — раз за разом назначать ему следующую встречу?″
 
Георгий Давыдов. Вечер нашей жизни. Рассказ           
Неожиданный вариант «жизни в искусстве» – повествование о знаменитом актере, кумире 70–80-х годов прошлого века, и о его жене, актрисой так и не ставшей, но присутствие которой рядом – присутствие «душевное», активное – сделало актерскую карьеру мужа звездной.
 
Вячеслав Комков. Я – немец. Рассказ
Недетский рассказ про детство – про то, чем приходилось платить за право быть в жизни живым, то есть собой.
 
Артем Новиченков. Три пещеры. Рассказ
Текст, который потребует от читателя серьезной перестройки своих привычных навыков восприятия художественной литературы. Текст, скажем сразу, не слишком большой по объему, но достаточно емкий и «протяжный» для сумевшего войти в него.
 
Елена Исаева. Тюремный психолог. Монопьеса в семи беседах
Монолог женщины, тюремного психолога, пытающейся разобраться в самой природе преступления, то есть в том, что и почему происходит с человеком, когда он совершает преступление (пере-ступает); и что такое любовь мужчины и женщины, и в чем и как происходит пре-/пере/ступление в любви.
 
 
СТИХИ
 
Подборки стихотворений Владимира Салимона «К существованию белковых тел», Елены Буевич «Вспомни Алушту с улыбкою странною» (с послесловием Юрия Милославского), Андрея Василевского «Сон о судоходстве», Валерия Лобанова «Вид с реки», Ольги Сульчинской «Песни Эрато»,
 
Анны Русс «На цокольном этаже» –
 
Видишь, как я все придумала ловко
Разыграла хитро
У меня вместо носа морковка
На голове ведро
 
Вместо сердца кусок ледышки
На водяной подушке
Вместо глаз еловые шишки
Под ведром прижатые ушки
 
За спиною белые крылышки
 
 
ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИЯ ПОЛИТИКА
 
Сергей Нефедов. Личный враг императора
В новой статье историка Нефедова о февральской революции главным героем становится Александр Иванович Гучков, лидер партии «Союз 17 октября», влиятельнейший в те месяцы политик, последовательный и, так сказать, официальный враг Николая II, боровшийся с императором «до последнего»; повествование доведено до момента отрезвления Гучкова, слишком позднего.
 
Константин Фрумкин. «Хорошо» и «нравится». Нужны ли оценочные суждения в разговоре о литературе и искусстве
Существует ли возможность доказать «объективность прекрасного и безобразного в искусстве»? Могут ли существовать и реально действовать эстетические иерархии в искусстве? Что такое идеология "хорошего вкуса" в ситуации, когда мы наблюдаем сокрушительное падение авторитета любых экспертных мнений? И наконец, что в нынешней ситуации – в ситуации "революции индивидуализма" – делать профессиональному литературному критику? Есть ли вообще смысл у этого ремесла сегодня? Вот круг вопросов, которые поставил перед собой автор статьи и на которые попытался ответить.
 
МИР НАУКИ
Евгений Беркович. Альберт Эйнштейн: «Большевики мне больше по вкусу…» Автор теории относительности о Германии и России
Сложные взаимоотношения Эйнштейна с Германией и еще более сложные – как ни старался великий ученый разобраться в сути происходящего в СССР 30-х годов – отношения с Советской Россией, поставившие его отчасти в положение «полезного идиота».
 
МИР ИСКУССТВА
Вера Митурич-Хлебникова, Евгений Деменок.  Хлебниковы: География. Почва. Корни. По материалам семейной переписки.                                 
История семьи Хлебниковых в начале ХХ века на основе писем членов семьи, фотографий и других архивных документов; особое внимание авторов обращено на Велимира (Виктора) Хлебникова, его сестру Веру и брата Александра; а также на города, оставившие след в творчестве Велимира и Веры: Одесса, Киев, Москва и др.
 
ОПЫТЫ
Леонид Карасев. Язык как перевод        
Статья философа о сегодняшних подходах к самому феномену языка; в частности, речь идет о способах переноса реальности мира в реальность языка. «А что же мир реальности? Можно ли сказать, что он состоит из элементов, соответствующих буквам человеческого языка? Разумеется нет, поскольку количество элементов, из которых состоит мир, во множество раз превышает число букв. Поэтому человеческий язык, понятый как структурный принцип, этими элементами не интересуется, а использует небольшое число букв или звуков для того, чтобы с помощью их комбинаций изображать неисчислимое количество вещей мира. В этом смысле мир предстает как огромный набор вещей-иероглифов, которые можно перевести с помощью ограниченного числа звуков и букв и пользоваться ими при описании вещей и событий».
 
ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ
Николай Богомолов. Как поссорились Николай Осипович с Борисом Львовичем. Документальная хроника: о Н. О. Лернере и Б. Л. Модзалевском.
История русской филологической науки – что выстраивало её? Только ли смена или борьба различных научных концепций? Или мы должны учитывать еще уровень, так сказать, «частного порядка» – межличностные отношения в филологической среде, общественный климат в научной среде в определенные эпохи и т. д. Вот проблема, в которой разбирается автор на материале достаточно сложных, конфликтных взаимоотношений ведущих пушкинистов начала ХХ века.
 
РЕЦЕНЗИИ. ОБЗОРЫ
 
Александра Приймак. Сын дороги – о книге: Дмитрий Бакин. Про падение пропадом. Germany, Leipzig, «ISIA Media Verlag», 2016;
Татьяна Бонч-Осмоловская.  «Там, может быть, долина…» – о книге: Владимир Захаров. Сто верлибров и белых стихов. М., 2016;
Дарья Савинова. Путеводитель по непереименованному городу – о книге: Иван Бунин. Чистый понедельник. М. А. Дзюбенко, О. А. Лекманов. Опыт пристального чтения. Пояснения для читателя. М., «Б.С.Г.-Пресс», 2016;
Елена Макеенко. Человек, который видел рассвет – о книге: Лев Данилкин. Клудж. М., «Рипол-Классик», 2016
 
Книжная полка Марии Галиной
В этом номере редактор отдела критики и публицистики «Нового мира» предлагает для знакомства русскоязычные книги, в последние несколько лет вышедшие за пределами России – в Латвии. Автор Книжной полки благодарит Дом писателя и переводчика в Вентспилсе за предоставленный материал.
Латышская/русская поэзия. Стихи латышских поэтов, написанные на русском языке. Составление, редакция, вступительная статья, примечания Александра Заполя, справки об авторах Карлиса Вердиньша, переводы вступительной статьи и примечаний на латышский Мары Поляковой и Петериса Драгунса, Рига, «Нептунс», 2011;
The Orbita Group. Hit Parade. Edited by Kevin M. F. Platt. NY. «Ugly Duckling Presse», 2015;
Кнут Скуениекс. Босые звезды. Авторизованный перевод с латышского и составление Ольги Петерсон. Рига, «Petergailis», 2016;
Райнис. Время других. Перевод с латышского и составление Ольги Петерсон. Рига, «Латвийский литературный центр», 2015, 270 стр.; Аспазия. Крылья будней. Перевод с латышского и составление Ольги Петерсон. Рига, «Латвийский литературный центр», 2015;
Андрей Левкин. Дым внутрь погоды. Рига, «Орбита», 2016;
Проза. Составители Александр Заполь, Артур Пунте, Сергей Тимофеев. Рига, «Орбита», 2014;
Игорь Померанцев. Смерть в лучшем смысле этого слова. Ozolnieki, «Literature Without Borders», 2015;
Гали-Дана Зингер. Взмах и взмах. Стихотворения и баллады. Ozolnieki, «Literature Without Borders», 2016;
Евгений Осташевский. Жизнь и мнения дидеджея Спинозы. Перевод с английского Александра Заполя. Ozolnieki, «Literature Without Borders», 2016;
Игорь Булатовский. Смерть смотреть. Ozolnieki, «Literature Without Borders», 2016.
                                                            
Кинообозрение Натальи Сиривли
Бог говорит...
Появление Бога на экране у современных кинорежиссеров – про Страшный Суд (а на самом деле, не такой уж и «страшный», по-кинематографически – почти что уютный) в фильме «Рай» Андрона Михалкова-Кончаловского; и про подлинное интеллектуальное и духовное напряжение (если не отчаяние) в новой работе Мартина Скорсезе «Молчание» (по одноименному роману Сюсаку Эндо) – фильме, знаменующем новый этап развития «христианского кино».
                                     
Детское чтение с Павлом Крючковым
 Сказки дядюшки Клюева
Лирико-филологическое эссе о детском писателе, русском датчанине Евгении Васильевиче Клюеве.
 
Библиографические листки
Книги (составитель С. Костырко)                                                                                                                    
Периодика (составитель А. Василевский)