Журнальный зал

Русский
толстый журнал как эстетический феномен

Архив:

2017
1 2 3 4
5 6
2016
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2015
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2014
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2013
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2012
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2011
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2010
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2009
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2008
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2007
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2006
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2005
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2004
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2003
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2002
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2001
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2000
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
1999
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
1998
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
1997
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
1996
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
1995
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
1994
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
1993
6 7 8 9
10 11 12
Краткое представление материалов августовского (№ 8) номера журнала «Новый мир»
ПРОЗА
Александр Иличевский. Узкое небо, широкая река. Повесть
Внутренний сюжет новой повести Иличевского определяет мотив прощания с молодостью – четверо мужчин, бывших когда-то тесной компанией молодых людей, по давно уже установившейся традиции съезжаются (теперь уже из разных концов света) на Оку, чтобы отправиться на рыбалку, – провести вместе, как встарь, несколько дней на плоту, повспоминать прошлое, поговорить о нынешней своей жизни. А также, как случается в этой повести, – для длинной пьяной исповедальной ночи, по ходу которой повествователь открывает для себя некие скрытые от него, а может, просто подсознательно обходимые им (и в прошлом, и в настоящем) обстоятельства их совместного прошлого. И еще ночь эта потребовалась героям для разрешения вопроса, ставшего для них вдруг насущным: когда живущий человек действительно живет, а когда «спит»? Ну, и соответственно, автор-повествователь пытается понять, что в их и лично его прошлом было «жизнью», а что – «сном».
 
Борис Екимов. Живые помощи. Рассказ.
Рассказ про чудаковатого старика, который никак не может успокоиться – уже слабеющий от возраста, полуслепой, он все обустраивает и обустраивает небольшую дачку, и надоедает сыну просьбами оформить покупку брошенной земли у озера для новой дачи – то есть для новой, просторной и счастливой жизни его внуков, для той жизни, которой лишила его в детстве война.
 
Илья Оганджанов. Игра природы. Рассказ.
Проза, как бы возвращающая нас ко все еще работающим стилистикам традиционной русской прозы, к мотивам как бы давно освоенным нами, в частности – черная деревенская ночь и телега, на которой везут доктора в соседнее село к занемогшему ребенку; только вот внутри этого традиционного сюжета отнюдь не традиционное содержание.
.                 
Лев Данилкин. Владимир Ленин. Глава из книги.   
Попытка вызволить образ Ленина из заковавших его почти на сто лет бронзы и гранита, а также – из сахарно-пафосного образа вождя в «лениниане». В публикуемых журналом главах (целиком книга выйдет в серии ЖЗЛ) перед нами – политический эмигрант, публицист и партийный функционер, сосредоточившийся на внутрипартийной борьбе, общественный деятель, вызывающий у одних восхищение, у других – ироническое (в лучшем случае) отношение к напору и властолюбию («бонапартизму») будущего преобразователя истории.
 
СТИХИ
   Подборки стихотворений Марии Ватутиной «Осколок мира», Андрея Таврова «Выговори меня», Евгения Карасева «Хлеб с солью», Анатолия Ермолова «Кабы знать»,
Сергея Попова «Мальковые страхи»
кого зовут тот ускользает
что называют исчезает
пуста воздушная волна
 
сквозной язык пленён добычей
с воловьей волей силой бычьей
он умножает имена
 
коварством лисьим и крысиным
грозит овинам и осинам
несмелой тверди здешних мест
 
и речь как вечная пиранья
вне рифм и знаков препинанья
сырое мясо яви ест
  
НОВЫЕ ПЕРЕВОДЫ
Алвару де Кампуш: Alter ego Фернандо Пессоа (1888 – 1935). Перевод с португальского, вступление и примечания Ирины Фещеко-Скворцовой.
Продолжение нашего знакомства с творчеством знаменитого португальца – «Отрывки из двух Од» в переводе Ирины Фещенко-Скворцовой, представляющие ранний период творчества Пессоа.
 
 МИР ИСКУССТВА 
Ольга Раева. Эссенция ДДШ.
Свое эссе композитор и эссеист Ольга Раева начинает с выяснения главных составных мироощущения и мировосприятия, определявших творчество ДДШ (Дмитрия Дмитриевича Шостаковича) раннего периода: влияние работ художника Кустодиева, которое помогло Шостаковичу пройти  в своем творчестве  путь от Эроса к Танатосу; Октябрьская революция, свидетелем которой был ДДШ; «школа авангарда», которую прошел, пусть и достаточно отстраненно композитор, – «Вот три базовых компоненты, которые сложились в единый, хотя и весьма противоречивый и терпкий, букет к рубежу 30-х годов».
 
Дмитрий Бавильский. Шостакович между русской культурой и советским искусством.
Шостакович в кино и театре – исторический очерк с констатацией в финале: «Любые культурные достижения Советского Союза … состоят из тотальных, причем не только художественных ограничений. И дело тут даже не в том, что самые выдающиеся (и не выдающиеся тоже) люди искусства были выведены за скобки, лишены возможности работать и попросту уничтожены, а их «творческий полет» прерван, но еще и в том, что практически любое нестандартное или тем более прорывное явление жизни ХХ века (от научных открытий до спортивных рекордов), не говоря уже о шедеврах, вынужденно прорывалось через неимоверные командно-административные сложности. Оставались в истории вопреки, а не благодаря системе существовавших тогда в стране отношений. Советская власть не мирилась с гениями уровня Прокофьева и Шостаковича, она попросту не могла с ними справиться».                                                                                     
 
ПУБЛИКАЦИИ И СООБЩЕНИЯ
Милосердие. Неизвестное письмо Д.Д. Шостаковича о С.С. Прокофьеве.Публикация,  текстовый комментарий и примечания В.В. Перхина.
Поразительный документ эпохи – короткое, полуофициальное  письмо-обращение Шостаковича к Молотову с просьбой срочно поместить композитора Прокофьева в больницу. О том, что значил такой поступок в те времена (50-е годы), каким мужеством нужно было обладать композитору, находящемуся в сложных отношениях с властями, чтобы просить за другого композитора, испытывающего многолетнюю идеологическую травлю – комментарий публикатора Перхина.
  
ДАЛЕКОЕ БЛИЗКОЕ
Елена Пенская. Свидетель и хранитель. Дмитрий Иванович Журавлев (1901-1979)
Работу Пенской можно определить как развернутое представление книги «Скопинский помянник. Воспоминания Дмитрия Ивановича Журавлева» (М., ВШЭ, 2015), а можно, с таким же правом, – как самостоятельное эссе о судьбе русского ученого, прожившего свой ХХ век с «открытыми глазами», эпиграфом к этому эссе могло бы стать приведенное в его тексте высказывание Н. И. Пирогова: «нет предмета более достойного внимания, как ознакомление с внутренним бытом каждого мыслящего человека, даже ничем не отличившегося на общественном поприще».
 
ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ
Ирина Сурат. Откуда «ворованный воздух»?            
О мотиве «ворованного воздуха» в творчестве, а также в жизни Мандельштама – «…в "ворованном воздухе" Мандельштам резко совмещает сомнительное действие с той самой стихией, какая определяет высшее качество литературы, и здесь вийоновские коннотации не отделимы от верленовских. "…Виллон для него важен не как историческая индивидуальность, а как повторяющийся тип поэта: Виллон был прообразом Верлена, а Верлен был осознанным образцом самого Мандельштама (…суровость Тютчева с ребячеством Верлена…)" – этот тезис М. Л. Гаспарова находит подтверждение в «Четвертой прозе», в ее вийоновско-верленовском духе ребячества и озорства, в вызывающей интонации и конкретно – в микросемантике ключевой формулы творчества».
                                                                                
РЕЦЕНЗИИ. ОБЗОРЫ
Ирина Роднянская. Остров радости – о книге: Алексей Смирнов. Виолончель за бумажной стеной. М., «Новый хронограф», 2016;    
Кирилл Корчагин. Раздвижение и ускользание – о книге: Александр Скидан. Membra disjecta. СПб., «Издательство Ивана Лимбаха»; «Книжные мастерские», 2016;
Ольга Брейнингер. Историография bona fide – о книге: Сергей Беляков. Тень Мазепы: Украинская нация в эпоху Гоголя. М., «АСТ, Редакция Елены Шубиной», 2016;
Юрий Каграманов. Путем непройденных вех – о книге: Рената Гальцева. Эпоха неравновесия. М. – СПб. «Центр гуманитарных инициатив».
  
Книжная полка Аркадия Штыпеля
Свою десятку книг представляет поэт, переводчик (в том числе корпуса сонетов Шекспира), победитель Московского Слэма.
Григорий Кружков. Очерки по истории английской поэзии. В 2-х томах. Т. 1. Поэты эпохи Возрождения; Т. 2. Романтики и викторианцы.  М., «Прогресс-Традиция», 2015;
Григорий Кружков. Холодно-горячо. Ozolnieki, «Literature Without Borders/ Литература без границ», 2015;
Геннадий Русаков. Дни. М., «Воймега», 2016;
Владимир Козлов. Опыты на себе.  М., «Воймега», 2015;
Анастасия Строкина. Восемь минут.  М., «Воймега», 2015;
Ганна Шевченко. Обитатель перекрестка.  М., «Воймега», 2015;
Валерий Шубинский. Рыбы и реки.  М., «Русский Гулливер; Центр современной литературы», 2016;
Игорь Божко. Лирика: Стихотворения. Одесса, 2016;
Полевая книжка.  М., «Российский государственный архив литературы и искусства; Государственный центральный музей современной истории России», 2015 (07.05.2015 – 28. 06. 2015);
Шаши Мартынова. ребенку Василию снится.  М., «Додо Мэджик Букрум», 2016,  48 стр., иллюстрации Шаши Мартыновой.
  
Hyperfiction c Марией Галиной       
Past in the future, или гибридное будущее
Каким видят будущее России современные фантасты? Гибридным. То есть в немыслимом, казалось, но тем не менее - оглянитесь вокруг –почему-то вполне органичном для нас сочетании технологической продвинутости с архаикой человеческих (социальных) взаимоотношений. Почему так? – об этом размышление Марии Галиной. Свой разговор она ведет на материале повести Геннадия Прашкевича «ЗК-5», романов «Репродуктор» Дмитрия Захарова и «Танцы с медведями» Майкла Суэнвика.
                   
Библиографические листки
Книги (составитель С. Костырко)                                                                
Периодика (составитель А. Василевский)