Журнальный зал

Русский
толстый журнал как эстетический феномен

Архив:

2017
1 2 3 4
2016
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2015
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2014
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2013
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2012
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2011
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2010
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2009
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2008
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2007
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2006
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2005
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2004
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2003
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2002
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2001
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2000
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
1999
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
1998
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
1997
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
1996
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
1995
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
1994
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
1993
6 7 8 9
10 11 12
Краткое представление материалов июльского (№ 7) номера журнала «Новый мир»
ПРОЗА
Павел Басинский. Воспитание чувств. Главы из книги «Лев Толстой — свободный человек»
О Толстом ­– в частности о том, из какой семьи он вырастал, то есть о дедушках, бабушках, матери, отце, братьях, подавляющее большинство которых мы знаем в качестве героев «Войны и мира»; и о начале того сложного и во многом парадоксального пути, который прошел Лев Николаевич от «самого пустяшного малого, который ничего не может и не хочет» в отличие от несомненно одаренных в молодости братьев, к великому писателю, личность которого повлияла на формирование русской (и мировой) культуры, а также русского общества.
Дарья Еремеева. Сахалинцы. Повесть
Текст, написанный с ориентацией на старинный  жанр  «романа воспитания», только воспитуемые здесь – дети конца 80-х, затем подростки 90-х и далее - молодые люди со своей, достаточно сложной – XXI века – жизнью. Повествование о главной героине подсвечено отрывками из внутреннего монолога героя: «Ходил в театр Чехова, на «Трех сестер». Так себе постановка, но клянусь, что ни в одном театре мира актеры не произносят «В Москву, в Москву!» с таким чувством, с каким только сахалинец за тысячи километров от столицы может это произнести».
Ася Петрова. Дебиль менталь. Парижские истории
Проза, рожденная опытом жизни петербургской филологической девушки (прозаика и переводчика) в Париже, и это именно художественная, а не очерковая  проза, то есть текст про проживание Парижа, а точнее – про «проживание себя в Париже».
Евгения Доброва. Труд номер один. Рассказ
Автор-повествователь – русский врач, работающий в Германии, делится с читателем очарованностью своей профессией – патанатома, то бишь патологоанатома: «Самые счастливые дни – за микроскопом»; «Опухоль красива. Каким-то образом она структурирует себя в идеальную геометрию. В тончайший рисунок изморози. Ландшафт английских парков. Лунные пейзажи. Завитки папоротников. Землю из космоса. Кто создал всю эту красоту? Кто?»
 
СТИХИ
Подборки стихотворений Владимира Козлова «Человек ниоткуда», Ольги Сульчинской «Золоченая игла», Юрия Милославского «Танго в гостинице N», Дмитрия Данилова «Три дня»,
Карена Джангирова «На ладони странника»
 «Мы зарастаем
городами, годами, дорогами,
победами, бедами и обидами,
всепоглощающим счастьем
и тихоцветущей горечью…
Зарастаем равнодушием
сначала к другим,
а потом и к самим себе,
и только в самом конце
с удивлением замечаем,
что все это время
мы зарастали
ветром»
 
ФИЛОСОФИЯ. ИСТОРИЯ. ПОЛИТИКА
Михаил Киселев. Карамзин и конституция
Автор, "принимая во внимание как положительный политический идеал Карамзина, так и идейный контекст времени", попытается разобраться, "почему все же великий русский историк выступал против конституции для России". Вот этот вполне конкретный исторический сюжет ведет читателя к вопросу о том, что такое русский консерватизм и кто такой русский консерватор, и насколько наше употребление этого слова соответствует его изначальному содержанию.
 
МИР ИСКУССТВА
Евгений Деменок. Начертательные знаки. Хлебников, Бурлюк, Крученых
Размышление о внутренних связях поэтического слова и живописи (графики) – на материале творчества и жизни Велимира Хлебникова, который был еще и художником; а также в тексте прослеживается сюжет сложных, но в целом дружеских взаимоотношений Хлебникова, Бурлюка и Крученых.
ОПЫТЫ
Михаил Горелик. Хождение за возлюбленным
Слезы, любовь, солнце, цветы – с одной стороны, и с другой – холод, мрак,  бесстрастие, бесслезность и полная апатия  – вот две развернутые метафоры противостоящих друг другу мироощущений, и соответственно, двух моделей поведения в жизни. О том, кем и как персонифицированы они в искусстве, от античности и русских сказок до книг современных российских писателей – размышление эссеиста.
 
ПРЕМИЯ
Закон сохранения импульса. Выступления на церемонии вручения Литературной премии Александра Солженицына:
Людмила Сараскина. Поэзия высоких энергий
Борис Романов. Случай перевода
Владимир Губайловский. Теория мотивов
Григорий Кружков. Ответное слово
 
РЕЦЕНЗИИ. ОБЗОРЫ
Григорий Аросев «Важнее настоящего» – о книге: Евгений Водолазкин. Авиатор. М., «АСТ; Редакция Елены Шубиной», 2016;
Александр Мурашов «Сад языка» – о книге: Полина Барскова. Хозяин сада. СПб, «Книжные мастерские», 2015;
Ирина Богатырева «Забытый герой» – о книге: А. В. Коровашко. По следам Дерсу Узала. Тропами Уссурийского края. М., «Вече», 2016;
Сергей Солоух «Тридцать три правительства и Троцкий» – о книге: Л. Г. Прайсман. Третий путь в Гражданской войне. Демократическая революция 1918 года на Волге. СПб., Издательство имени Н. И. Новикова; Издательский дом «Галина скрипсит», 2015.
Книжная полка Николая Богомолова
Свою десятку книг представляет филолог, литературовед, доктор филологических наук, профессор МГУ Николай Алексеевич Богомолов.
Б. В. Никольский Дневник 1896–1918. Издание подготовили Д. Н. Шилов и Ю. А. Кузьмин. Том 1, 1896–1903; Том 2, 1904–1918. СПб., «Д. Буланин», 2015;
Г. В. Глёкин. Что мне было дано… Об Анне Ахматовой. Составление, подготовка текста, вступительная статья, комментарии Н. Г. Гончаровой. М., «Азбуковник», 2015;
В. М. Жирмунский. Начальная пора. Дневники, переписка. Подготовка текста, вступительная статья и комментарии В. В. Жирмунской-Аствацатуровой. М., «Новое литературное обозрение», 2013;
Евгений Архипов. Рассыпанный стеклярус. В 2-х томах. Составление, подготовка текста, вступительная статья и комментарий Т. Ф. Нешумовой. М., «Водолей», 2016. Том I. Стихотворения и проза. Том II. Письма;
Валерий Брюсов. Письма неофициального корреспондента. Письма к жене (август 1914 – май 1915). Общая редакция, составление, подготовка текста, послесловие и комментарии М. В. Орловой. М., «Водолей», 2015;
Максим Горький. Полное собрание сочинений. Письма. В 24 томах. М, «Наука», Том 1. 1997 – Том 17 (Август 1927 – май 1928). 2014;
«Мы встретимся в солнечном луче…» Письма Константина Бальмонта к Дагмар Шаховской, 1920 – 1926. Вступительная статья, составление, подготовка текста, примечания Р. Берда и Ф. Черкасовой; предисловие С. Шейлз. М., «Русский путь», 2014;
Анатолий Валюженич. Пятнадцать лет после Маяковского. Т. 1. Лиля Брик – жена командира (1930–1937); Т. 2. Последние годы Осипа Брика (1938 – 1945). М.; Екатеринбург, «Кабинетный ученый», 2015, 588 стр.;
Звено. 2013 – 2014. Вестник музейной жизни. М., «Государственный Литературный Музей»; СПб., «Нестор-История», 2015;
Ежегодник Рукописного отдела Пушкинского Дома на 2014 год. Блокадные дневники. СПб., «Д. Буланин», 2015.
Кинообозрение Натальи Сиривли
«Сын Саула»
«″Сын Саула″ – дебютная лента венгерского режиссера Ласло Немеша, получившая Гран-при в Канне-2015 и Оскар ″За лучший фильм на иностранном языке″, – выдающееся кино. Но писать о нем сложно. Во-первых, из-за темы: когда речь заходит о Холокосте, всегда есть риск впасть в дурной пафос. Во-вторых, его бессмысленно пересказывать/интерпретировать (что я обычно по лени своей делаю в этих заметках) так же, как нелепо пересказывать, к примеру, сюжет компьютерной игры. Игра создается не с целью что-то поведать, а чтобы человек мог пройти ее и на собственной шкуре пережить некий опыт. В случае с ″Сыном Саула″ – это предельный, экстремальный опыт еврея из зондеркоманды в Освенциме».
Детское чтение с Павлом Крючковым
«Половина моей души». 35 дневников детей войны.
О книге «Детская книга войны. Дневники 1941 – 1945». (М., «Аргументы и факты», «АиФ. Доброе сердце», 2015) – «Я вот все думаю: стала ли эта книга литературой? И может ли ей стать? Навряд ли. Конечно, в обрамлении интереснейших (не то, не то слово!) вступлений от составителей – к каждому дневнику; со скупыми, но очень точными фотографиями детей и не детей, с дизайном-оформлением – она обретает, свое, сугубо книжное измерение. И – да, как хорошо, что на иных вкладках факсимильно воспроизведены уцелевшие странички этих дневников, то с округлым и аккуратным, то – с дергающимся детским почерком. Но чтением – она может стать. Мне бы хотелось, чтобы и мои дети с ней как-то соприкоснулись».
 
Библиографические листки
Книги (составитель Сергей Костырко)
Периодика (составитель Андрей Василевский)