Журнальный зал

Русский
толстый журнал как эстетический феномен

Архив:

2017
1 2 3 4
2016
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2015
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2014
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2013
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2012
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2011
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2010
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2009
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2008
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2007
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2006
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2005
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2004
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2003
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2002
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2001
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2000
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
1999
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
1998
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
1997
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
1996
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
1995
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
1994
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
1993
6 7 8 9
10 11 12
 Краткий обзор содержания майского (№ 5) номера «Нового мира»

 

 Краткий обзор содержания майского (№ 5) номера «Нового мира»

 

 

ПРОЗА

Карина Шаинян. Что ты знаешь о любви. Рассказ

Рассказ, демонстрирующий неожиданные возможности «фантасмагоричной прозы» – повествование про «социальную справедливость» и «классовое расслоение», про мистику и  жестокость, про магов и «простых работяг».

Сергей Дмитренко. Салтыков (Щедрин). Главы из книги. Окончание

Андрей Краснящих. Кнульп. Рассказ

Действие рассказа развивается в особом мире ночного метро, высвобождающего для героев рассказа внутреннюю сущность редких уже пассажиров вагона.

Виктория Лебедева. Вперед, за красным кардиганом! Рассказ

Мотив «человек и город», начатый в рассказе Андрея Краснящих, продолжается, но уже совсем в другом изводе: в рассказе Лебедевой город персонифицирован – именно персонифицирован как живое существо – в многосложном косматом образе современного торгового центра

Андрей Резцов. О некоторых шершавостях женщин. Рассказы

Прозаический дебют поэта (живущего ныне в Сиднее) – подборка рассказов, достаточно обширная, дающая возможность составить представление о значительности и неожиданности нового голоса в нашей литературе – подобную прозу принято называть «другой», «абсурдистской», «постмодернистской», «пост-постмодернистской» и так далее. И все эти определения могут иметь отношение к текстам, но больше – к неизбежной растерянности критиков, в очередной раз сталкивающихся с неведомым пока явлением. Могу сказать только о 1) присутствии яркой индивидуальности 2) высоком профессионализме прозаика, умеющего написать законченное литературное произведение  в неимоверно кратком, по плотности сравнимом только с речью стихотворной, тексте, содержащем все, что ему полагается – сюжет, образность, завязку, развитие, кульминацию, разрешение, метафоричную косматость образа, при этом с жесткой авторской ориентацией, и так далее.

Александр Жолковский. «Вопрос выбора» и другие виньетки

Очередная порция автобиографической документальной прозы Жолковского, но – в сопровождении авторской рефлексии: «…фикшн на то и фикшн, чтобы обещать в лучшем случае правдоподобие, для чего под вымышленные факты подводятся реалистические, тоже вымышленные, основания», то есть тут вступают в действие законы жанра, канон – «Если текст начинается: «В некотором царстве, в некотором государстве…», то дальше можно верить в любые чудеса». Жолковкому лучше верить.

 

СТИХИ

 

Подборки стихотворений Олеси Николаевой «Просто зима», Владимира Беляева «Не сказать разговор», Санджара Янышева «Народ четвертой заварки», Андрея Анпилова «Греческое зерно», Глеба Шульпякова «Китай»,

Алены Каримовой «Да и нет не говорить»

 

поколдуй моя сова

вынь туза из рукава

чтобы при любом раскладе

не болела голова

счастье рядышком сиди

в лес волчонком не гляди

заплутаешь да растаешь

да ищи тебя поди

а у наших у ворот

снова старый новый год

все поёт тебе не слушай

может все наоборот

в черном белом не ходить

да и нет не говорить

это мы всего искусней

научились может быть

 

 

ОПЫТЫ

Василина Орлова. Прямая речь. Часть I

Прозаик Орлова как антрополог, социальный психолог и художник – попытка уловить поток сегодняшней жизни в записях «речи» своих сограждан. 

 

Владимир Скребицкий. Долгий переулок

Лирико-автобиографическая проза о топографии Москвы, центром которой для автора так и остался Долгий переулок с окрестностями, домами и историей этих домов и их обитателей, среди которых проходило его детство и отрочество.

 

ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ

Андрей Ранчин. Этюд о двух городах. Петербург и Венеция в поэзии Иосифа Бродского

Два великих города мировой культуры в творчестве Бродского – «…Петербург-Ленинград в стихах Бродского – пространство, испытывающее человека и овеянное смертью; Венеция же, напротив, ассоциируется скорее с полнотой жизни, пусть даже и прошедшей, если и упоминается смерть, то она представлена как глубокий сон…»

 

ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

Евгения Риц. Сильней рассудка памяти печальной

 

Мотив утраты памяти, то есть утраты самого себя, мотив постепенного умирания при жизни («альцгеймер»), то есть - мотив свободы и несвободы от своего тела, а значит, и судьбы, выстраивают размышление Евгении Риц над романами Жауме Кабре «Я исповедуюсь»,  Мэтью Томаса «Мы над собою не властны», Кадзуо Исигуро «Погребенный великан».

 

Марина Абашева, Владимир Абашев. Книга как симптом. Как сделан роман Гузели Яхиной «Зулейха открывает глаза»

Авторы этой статьи задались вопросом, в чем секрет оглушительного успеха романа Гузели Яхиной -  «Скажем сразу: роман представляет собой чрезвычайно актуальный не литературный даже, а шире – культурный продукт, талантливо, мастеровито, изящно изготовленный. Слово «продукт» сегодня стало неожиданно популярным в литературной среде. Продукт надо понимать как созданное в результате маркетинга, то есть изучения спроса, изделие, отвечающее потребностям рынка и потребителя. И роман Яхиной, как оказалось, соответствует читательским ожиданиям. Через него, через историю его успеха мы можем понять, чего ждет сегодняшний читатель от литературы.»

  

РЕЦЕНЗИИ. ОБЗОРЫ

Анаит Григорян. Занимательное литературоведение – о книге:  Андрей Аствацатуров. И не только Сэлинджер. М., АСТ, 2015;

Никон Ковалев. Мухоморы в рассоле - о книге: Николай Минаев. Нежнее неба: Собрание стихотворений. Составление, послесловие и комментарии А. Л. Соболева. М., «Водолей», 2014;

Андрей Турков.  «Эккерман из меня никакой...» - о книге: Сергей Чупринин. Вот жизнь моя. Фейсбучный роман. «Рипол Классик», М, 2015;

Вл. Новиков. С позиций нового мейнстрима - о книге: Поэзия. Учебник. Автор идеи Наталия Азарова. Составители Наталия Азарова, Кирилл Корчагин, Дмитрий Кузьмин. Авторы Н. Азарова, К. Корчагин, Д. Кузьмин, В. Плунгян, С. Бочавер, Б. Орехов, Е. Суслова. М., «ОГИ», 2016.

 

Книжная полка Олега Дарка

 

Книжная полка, составленая по мотивам «Русской премии» 2016 года

Марианна Гончарова. Аргидава. Роман. СПб., «Азбука», «Азбука-Аттикус», 2015. Украина.

Андрей Фамицкий. Хворост. Стихи. Таганрог, «Нюанс», 2015; Андрей Фамицкий. Звезды для одного. СПб., «Свое издательство», 2015. Белоруссия.

Саша Окунь. Камов и Каминка. Роман. М., «РИПОЛ Классик», 2015. Израиль.

Ирина Евса. Юго-Восток (из трех книг). М., «Арт Хаус медиа», 2015. Украина.

Каринэ Арутюнова. Дочери Евы. Книга рассказов. <Цифровая книга> «Издательские решения», 2015, б/у места публикации. Украина.

Ефим Ярошевский. Непрошеная речь. Книга стихотворений. Одесса, «Айс-Принт», 2015, 160 стр. Германия.

Екатерина Васильева. Сон Гермафродита. Роман. «Нева», Санкт-Петербург, 2015, № 10. Германия.

Ирина Муравьева. Имя женщины — Ева. Роман. М., «Эксмо», 2015, 288 стр. США.

Феликс Чечик. ПМЖ. Избранное. 2000 — 2015. <Цифровая книга> «Издательские решения», б/у места публикации, 2015. Израиль.

Мунё (Татьяна Вакарда Нефедова). Слышу. Сказка для взрослых в четырех сюитах.<Цифровая книга> «Издательские решения» , 2015. Северная Ирландия.

 

 

Кинообозрение Натальи Сиривли

«Да здравствует Цезарь!»

«Новый фильм братьев Коэнов «Да здравствует Цезарь!» слегка озадачил и критиков и обычных зрителей. На первый взгляд это даже не кино, а торт какой-то со взбитыми сливками. Легкомысленная комедия про золотой век Голливуда с его патриархальной студийной системой, сумасбродными звездами, охотой на ведьм и вечным: «The show must go on».

Можете кидать в меня тапками, но мне кажется: фильм задумывался братьями как масштабная идеологическая диверсия. Почище даже «Омерзительной восьмерки» Квентина Тарантино . Тарантино умудрился аннигилировать только жанр вестерна. Коэны же замахнулись на всю «фашистскую» империю Голливуда».

 

Детское чтение с Павлом Крючковым

Помаленьку. Детские годы в жизни взрослых. Часть 2

Продолжение разговора о книгах, написанных взрослыми в «сотворчестве с детьми», на этот раз представлены сборник Ларисы Максимовой «Детский лепет» с подзаголовком: «Что нам рассказали дети знаменитых родителей» и — первая детская книга писателя Вадима Месяца «О Тёме и Варе на воздушном шаре», которую он сочинил вместе со своими старшими детьми. А также о книге Михаила Горелика «Байки про Даньку».

 

Конкурс эссе к 125-летию Михаила Булгакова      

Конкурс проводился журналом «Новый мир» на сайте Фонда «Новый мир» с 16 февраля по 5 марта 2016 года. Поступило 120 эссе. Все они опубликованы на сайте. В номере «Нового мира» опубликованы 8 из 11-ти победителей: Александр Моцар, Александр Чанцев, Демьян Фаншель, Андрей Новиков-Ланской, Александр Бутенин, Елена Долгопят, Марина Попова, Варвара Хомутова. (Цитаты и даты приводятся в редакции авторов эссе).

Кроме текстов победителей Конкурса в номере представлено также эссе Ирины Роднянской «Оборванная нить» – про булгаковскую версию Страстной недели, естественно, полемическую.

 

Библиографические листки

Книги (составитель Сергей Костырко)     

Периодика (составитель Андрей Василевский)