Журнальный зал

Русский
толстый журнал как эстетический феномен

Архив:

2017
1 2 3 4
2016
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2015
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2014
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2013
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2012
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2011
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2010
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2009
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2008
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2007
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2006
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2005
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2004
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2003
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2002
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2001
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2000
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
1999
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
1998
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
1997
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
1996
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
1995
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
1994
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
1993
6 7 8 9
10 11 12
Краткое содержание мартовского (№ 3, 2016) номера журнала «Новый мир»

 

ПРОЗА

 

Леонид Касаткин. История одной семьи

Чтение трудное, точнее, чтение неудобное для нового типа наших интеллектуалов, новейшую русскую историю осмысляющих с помощью концепций «русского космизма» или «обители» – в «Истории одной семьи» Леонида Касаткина история, увы, обыкновенная для первой половины прошлого века: отец, дворянин, интеллигент, художник, просветитель, побывав в Соловках и в ссылке, расстрелян в 1937 году; мать – 13 лет в заключении и 16 лет в ссылке. Сын смог пробиться и стать ученым; он и составил текст: сначала компактно написанный очерк истории семьи, далее – повествование в письмах, то есть история в живых голосах. История того, как люди, которым как бы предназначено было стать цветом нации, ее энергетикой, не жили, а выживали. Одна из историй, для осмысления внутреннего содержания которой мы никак не наберемся мужества.

Ольга Елагина. Тошнота. Повесть

Про тошноту от жизни, поразившую – как бы вполне беспричинно – героя повести, вполне благополучного, «беспроблемного» редактора глянцевого журнальчика, и про его попытки научиться жить заново.

Михаил Тяжев. Караваев и Балашов. Рассказ

Рассказ, в котором при предельной аскетичности внешнего сюжета (путь, проделанный героем в машине от аэропорта областного города к роддому, где лежит его жена,) выхлестывает неожиданно емкое жизненное пространство.

Антон Секисов. Песок и золото. Рассказ

Предложенный автором сюжет инициации: маленький сын и его отец – их родство и как бы внутренняя автономность существования каждого из них.

Алексей А. Шепелёв. Мост сквозь зеркало. Рассказ

Про одиночество и про преодоление страха (при плотной как бы бытописательности – страха экзистенциального)  героя, погруженного в стихию ночной жизни города.

СТИХИ

Подборки стихотворений Владимира Салимона «Красная трава», Андрея Василевского «Вразброс», Ольги Ивановой «Моя Вестфалия», Игоря Вишневецкого «Удар стрелы»», Михаила Синельникова «Теплоход»,

 

Григория Медведева «Белый шум»

«Научись дышать пустотой.

Это отныне твой дом родной.

Что-то подобное пел БГ,

а ты ему подпевал.

Выглядело смешно.

Тогда еще не сдавали ЕГЭ

и кассетник пленку жевал.

Это время уже прошло.

В новом времени, в пустоте,

песенок нету, а наши — те —

превращаются в белый шум.

… … …»

ФИЛОСОФИЯ. ИСТОРИЯ. ПОЛИТИКА

Павел Нерлер. В Москве (Ноябрь 1930 — май 1934). Окончание

Окончание журнальной публикации глав из биографии Мандельштама – биограф восстанавливает основные сюжетные линии четырех лет жизни поэта перед его первым арестом. Ко всему прочему это еще и демонстрация способностей строго выстроенной документальной прозы (только факты, документы, свидетельства) создавать образы почти художественной выразительности и людей и самой атмосферы московской жизни тех лет.

ДАЛЕКОЕ БЛИЗКОЕ

Евгений Деменок. Новые миры

Очерк про издания (журналы и газеты), носившие и сегодня носящие имя «Новый мир»,  – «Новый мир», в котором публикуется эта работа, упомянут только в последнем абзаце этого достаточно пространного и информативного текста.

ВРЕМЕНА И НРАВЫ

Владимир Козлов. Как попасть на карту современной поэзии

Статья, посвященная проблеме институализации современной поэзии в нынешней российской культурной жизни; то есть в ситуации, когда поэзия в России есть, поэзия на редкость богатая, разнообразная, и читатель у нее, пусть и не слишком многочисленный, тоже есть, но катастрофически не хватает точек (институций), в которых они – поэзия и ее читатель – могут сходиться. Какие сегодня возможны пути преодоления этой ситуации? – об этом размышляет поэт, критик, создатель Центра изучения современной поэзии в ЮФУ, главный редактор литературно-исследовательского журнала о поэзии «Prosodia».

ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ

Александр Жолковский. Чудесные вольности в «Музыке» Бориса Пастернака

Пастернак и музыка

РЕЦЕНЗИИ. ОБЗОРЫ

Ирина Богатырева «Финальный побег» – о книге: Петр Алешковский. Крепость. М., «АСТ: Редакция Елены Шубиной», 2015;

Наталия Стрельникова «Слишком много поэтов» - о книге: Дмитрий Бак. Сто поэтов начала столетия. Пособие по современной русской поэзии.  М., «Время», 2015;

Борис Ковалев  «Мысли историка над книгой юриста» - о книге: Л. С. Симкин. Коротким будет приговор. М., «Зебра Е», 2015;

 Виктор Есипов «По следам Пушкина» - о книге: Пушкин в русской философской критике. Конец XIX — ХХ век. 3-е изд. Составление тома, вступительная статья и примечания: Р. А. Гальцева. М., СПб.,  «Центр гуманитарных инициатив», 2014.

 

Книжная полка Арслана Хасавова

Со своим выбором книг знакомит председатель жюри премии «Студенческий Букер» (2015), лауреат премии «Дебют» (2014).

Александр Снегирев. Как же ее звали?.. М., «Э», 2015;

М. В. Зыгарь. Вся кремлевская рать. Краткая история современной России.  М., «Интеллектуальная Литература», 2016;

Мишель Уэльбек. Покорность. Перевод с французского М. Зониной.  М., «Corpus», 2016;

Майкл Вайс, Хасан Хасан. Исламское государство. Армия террора. Перевод с английского Ю. Вейсберга, Н. Нарциссовой. М., «Альпина нон-фикшн», 2016;

Роман Супер. Одной крови. М., «Индивидуум паблишинг», 2015;

Орхан Памук. Мои странные мысли. Перевод с турецкого А. Аврутиной.  СПб., «Азбука-Аттикус», 2016;

Алиса Ганиева. Жених и невеста. М., «АСТ: Редакция Елены Шубиной», 2015;

Большая книга победителей. Новая проза. «АСТ: редакция Елены Шубиной», 2016;

Андрей Геласимов. Десять историй о любви. М., «Эксмо», 2015;

Игорь Савельев. Вверх на малиновом козле. М., «Э», 2015;

 

 

Кинообозрение Натальи Сиривли

Омерзительная восьмерка

О новом фильме Квентина Тарантино  «Омерзительная восьмерка» как об «эпохальной ленте», в которой режиссер «совершает невозможное — тотальную аннигиляцию вестерна»; выступает, и вполне успешно, против самого принципа использования на экране насилия как движущей силы и сюжета и, собственно, закадровой нашей жизни, – у Тарантино здесь «насилие — архаизующий принцип, тормоз, препятствие на пути эволюции, губительный и бессмысленный атавизм... Кто бы мог подумать, что первым, кто скандально и громко заявит об этом на весь мир, окажется автор "Криминального чтива" и "Бешеных псов"».

Библиографические листки

Книги (составитель Сергей Костырко)

Периодика (составитель Андрей Василевский)