Журнальный зал

Русский
толстый журнал как эстетический феномен

Архив:

2017
1 2 3 4
2016
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2015
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2014
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2013
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2012
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2011
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2010
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2009
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2008
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2007
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2006
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2005
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2004
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2003
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2002
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2001
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
2000
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
1999
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
1998
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
1997
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
1996
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
1995
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
1994
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
1993
6 7 8 9
10 11 12
Краткий обзор содержания (№ 2, 2016) журнала «Новый мир»

Краткий обзор содержания (№ 2) журнала «Новый мир»

 

ПРОЗА

 

Юрий Буйда. Нора Крамер. Повесть

Повествование о судьбе актрисы, точнее,  просто ¬ - о судьбе женщины, молоденькой провинциалки – «высокой, тощей, безгрудой, зубастой, с извилистыми ногами и острыми коленками» – сбегающей после своего короткого неудачного брака в яростное клокотание Москвы 90-х и сумевшей сделать себя действительно  неотразимой и победительной, но не ушедшей от драматического, если не трагического, напряжения жизни.

 

Владимир Варава. Июльский свет. Рассказы

Лирико-философская проза про вожделенное уединение с любимым человеком на «лоне природы» и про то, чем уединение и завораживающая красота природы может обернуться и что может таить в себе на самом деле «июльский свет».

 

Ольга Покровская. Подарки к Новому году. Рассказ

Рассказ про человека, оказавшегося, как принято говорить, «на обочине жизни», только вот у читающего этот рассказ может возникнуть вопрос: герой действительно на обочине жизни? И где она вообще, «обочина»?

 

Родион Белецкий. Деньги. Рассказы

Психологический гротеск и парадоксальность сюжетных ходов в рассказах Белецкого – это способ обнажения внутреннего содержания нашей жизни; часто того содержания, о котором мы предпочли бы не знать.

 

Александр Чанцев. Дерево вспять. Сезонный рассказ

«Короб», и достаточно вместительный, «опавших листьев», написанных Александром Чанцевым про себя и, естественно, – про нас.

 

СТИХИ

Поэма Евгения Рейна «Рембо» (предисловие Виктора Куллэ), подборки стихотворений Юрия Кублановского «Скарб бытия», Геннадия Русакова «Мне врут часы», Александра Тимофеевского «Поэтический процесс в виртуальном пространстве»

Александра Кушнера «Осенний театр»

«… … … … …

Одна любовь на свете остается,

Она одна переживет и нас,

В углах таится, в стенах отдается,

В дверях тайком оглянется не раз.

 

И вещи – вздор. Какие вещи в зале,

Кто помнит их? Не вазы, не ковры.

Где ноты те, что были на рояле?

Одной любовью движутся миры.

 

Всех звезд, всех солнц, всей жизни горячее,

Сильнее смерти, выше божества,

Прочнее царств, мудрее книгочея –

Ее, в слезах, безумные слова».

 

НОВЫЕ ПЕРЕВОДЫ

Йоахим Рингельнатц. Берлинская усталость. Перевод с немецкого и вступление Марины Науйокс.

Подборка стихотворений популярного в Европе 20-30-х годов прошлого века барда и поэта Йоахима Рингельнатца (Ганса Густава Бёттихера, 1883 – 1934), в качестве псевдонима поэт использовал жаргонное матросское слово «рингельнац», означающее «кувыркающийся в воде морской конек» – так он, автор иронических и сатирических стихов, читавшихся им в барах и кабаре, позиционировал свое творчество в контексте тогдашней европейской поэзии.

                                                                                  

 

ФИЛОСОФИЯ. ИСТОРИЯ. ПОЛИТИКА.

Павел Нерлер – В Москве (Ноябрь 1930 – май 1934) Продолжение

Продолжение публикации жизнеописания Осипа Мандельштама, начатой в № 1 (см. анонс http://www.nm1925.ru/Controls/Archive/Journal6_2016_1/Default.aspx).

Цитата - из письма Мандельштама 1932 года: «Каждый шаг мой по-прежнему затруднен и искусственная изоляция продолжается. В декабре я имел два публичных выступления, которые организация вынуждена была мне дать, чтобы прекратить нежелательные толки. Эти выступления тщательно оберегались от наплыва широкой публики, но прошли с блеском и силой, которых не предвидели устроители. Результат – обо всем этом ни слова в печати. Все отчеты сняты, стенограммы спрятаны, и лишь несколько вещей напечатаны в Литгазете без всяких комментариев. Вот уже полгода, как я продал мои книги в Гихл, получаю за них деньги, но к печатному станку не подвигаются»

 

 

ФИЛОСОФИЯ. ИСТОРИЯ. ПОЛИТИКА

Константин Фрумкин. Творчество как принудительное дарение

Статья, написанная на языке современной социальной философии, для прочтения которой есть смысл сделать усилие и сосредоточиться; цитата: «…Верность диктатуре, монархии, социализму может подспудно содержать в своей основе неверие, что общество способно выработать или в разумные сроки обрести другую совершенную технологию управления, то есть это понимание своей обреченности на единственную — какая есть — технологию. Эта обреченность вполне закономерно порождает экзальтированную озабоченность своей идентичностью, то есть верностью строго определенной социальной конфигурации, внутри которой ты занимаешь свою нишу. Антилиберализм часто сопровождается романтическим отношением к определенным социальным конфигурациям и сообществам (например, к «промышленности» или «государству») как к самоценным индивидам, которыми нельзя жертвовать во имя иных целей. …»

 

 

ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ

 

Олег Юрьев. Третья богородица. К 125-летию Анны Радловой 

Олег Юрьев продолжает свою работу по восстановлению литературного ландшафта России прошлого века – эссе об одном из самых ярких поэтов в начале прошлого века Анне Радловой и о ее романе про баронессу Екатерину  Татаринову и русское сектантство.

 

Марина Кузичева.  «Сухая душа», дыханье и пенье. О стихотворении Мандельштама «Пою, когда…»

Медленное чтение одного из стихотворений классика, демонстрирующее "как глубоко могут уходить корни тем и образов Мандельштама".

 

 

РЕЦЕНЗИИ. ОБЗОРЫ

 

Татьяна Бонч-Осмоловская. Круговые тропы, малые искусства, подлинные сны – о романе: Валерий Хазин. Прямой эфир. «Октябрь», 2015, № 7;

Александр Мурашев. Дантовский год – о книге: Ирина Шостаковская. 2013-2014: The Last Year Book. Книга стихов. М., «Свое издательство», 2015;

Константин Комаров. Без мотивировок – о книге: Борис Парамонов. Стихи. СПб., «Петрополис», 2015;

Александр Чанцев. Принцип всеединого музея – о книге: Борис Гройс. Русский космизм. Антология. М., «Ад Маргинем Пресс», 2015.

 

Книжная полка Марии Малиновской

Свою десятку книг представляет поэт, редактор отдела поэзии электронного журнала «Лиterraтура».

Леонид Шваб. Ваш Николай. Стихотворения. Вступительная статья Б. Филановского. М., «Новое литературное обозрение», 2015;

Александр Рытов. Змеи и пилоты. М, «Atelier ventura, 2015;

Александр Беляков. Ротация секретных экспедиций. Вступительная статья Валерия Шубинского. М., «Новое литературное обозрение», 2015;

Дмитрий Тонконогов. Один к одному. М., «Воймега», 2015;

Сергей Шестаков. Другие ландшафты. М., «Atelier ventura», 2015;

Алексей Кубрик. Внимательный лес. М., «Воймега», 2015;

Александр Петрушкин. Геометрия побега. Стихотворения. М., «Русский Гулливер»; «Центр современной литературы», 2015;

Андрей Сен-Сеньков. Воздушно-капельный теннис. Нижний Новгород, 2015;

Дилан Томас. Полное собрание стихотворений. Dylan Thomas. Collectedpoems. Вступительная статья Шеймаса Хини. Ответственный редактор Ю. Г. Фридштейн. Составитель М. М. Коренева. Перевод с английского В. Бетаки, В. Британишского, Кс. Голубович, П. Грушко и др. М., Центр книги Рудомино, 2015;

Жан Жене. Богоматерь цветов. Перевод с французского А. Смирновой. М., «АСТ», 2015.

 

 

МАРИЯ ГАЛИНА: HYPERFICTION

Малый апокриф возвращенца

Об одном стихотворении Марии Марковой

«Я не раз уже писала, что фантастика и поэзия пересекаются в точке метафоры. Однако в последние годы это сближение видно еще отчетливей – благодаря сравнительно недавнему, но уже весьма внушительному массиву поэзии с определенно фантастическим нарративом» – эссе об одном стихотворении Марии Марковой еще и как о капле, в которой отражается богатство поэтических форм сегодняшней русской поэзии: автор полемизирует с одним из бытующих сегодня мнений (выраженном в частности Артемом Скворцовым): «молодые заметно уступают [предыдущим поэтическим поколениям – М. Г.] <…> количественно и качественно – их просто объективно меньше числом, и эстетические достижения у них пока не столь впечатляющи».

 

ЮБИЛЕЙ

Конкурс эссе к 125-летию Осипа Мандельштама (окончание)      

Эссе, победившие на конкурсе, который проводился журналом «Новый мир» и Мандельштамовским обществом на сайте Фонда «Новый мир»: Лилия Газизова «Элегия XX века – «Дыхание»; Татьяна Бонч-Осмоловская «Черемуха цветет»; Софья Богатырева «Побеждает надежда»; Дмитрий Демидов «Старик, непохожий на Мандельштама», Александр Закуренко «Последний эллино-христианский поэт умирал, как и подобает последнему христианину …»; Татьяна Северюхина «"Нашедший подкову". Сопротивление отчаянию».

 

 

Библиографические листки

Книги (составитель С. Костырко)                                                                    

Периодика (составитель А. Василевский)